...и один алгеброид, в котором путем очень сложного умножения и деления доказывалось преимущество советской власти перед всеми другими властями.

И. Ильф, Е. Петров. "Золотой теленок"

Уже два года я работаю в фирменном учебном центре. Разговаривая об обучении на выставках, семинарах, в офисе, убедился: специалиста по компьютерным сетям не надо долго уговаривать учиться - он и так знает, что без новых знаний не обойтись. Его больше интересуют направления обучения, программы сертификации. И об этом уже немало написано и сказано. Но как часто после разговора мой собеседник вздыхал: оЯ бы с удовольствием пошел (пошла) учиться, но как убедить моего начальника заплатить за обучение и отпустить меня на курсы?п

Помните стихотворение В.В. Маяковского оРазговор с фининспектором о поэзиип? Людей, распоряжающихся деньгами, убедить трудно, но можно, особенно если пользоваться понятными им категориями "затраты" и "прибыль". Именно это мы и попытаемся сейчас сделать.

Эту статью можно не читать в двух случаях: во-первых, если руководитель вашей организации с радостью подписывает любые счета и договоры на обучение своих сотрудников - такого начальника не надо убеждать в необходимости обучения. Выберите курсы, на которых вам хотелось бы учиться, найдите хороший учебный центр и учитесь на здоровье! И во-вторых, если у вашей организации не хватает денег даже на зарплату сотрудникам, освещение и отопление, то мы, скорее всего, никогда не сможем убедить руководителя, что ему надо тратить деньги еще и на обучение. Чтобы повысить свой профессиональный уровень, вам, видимо, придется обучаться на собственные деньги (некоторые учебные центры предоставляют частным лицам скидки), или искать другую работу, или надеяться, что финансовое положение вашей организации улучшится.

Если же ваш руководитель готов тратить деньги на товары и услуги, которые кажутся ему необходимыми, однако пока не относит к таковым ваше обучение, тогда эта статья для вас!

Но прежде чем переходить к делу, необходимо сказать несколько слов о методике расчета. С помощью математики можно доказать что угодно (см. эпиграф). Чем больше в расчете исходных данных, которыми можно манипулировать, чем сложнее зависимости, тем труднее обосновать выводы.

Поэтому в статье предлагается очень упрощенный способ расчета прибыли, учитывающий два параметра: уровень квалификации персонала и затраты на обучение. Для расчета требуется немного исходных данных, причем часть из них являются экспертными оценками.

Насколько выгоден квалифицированный персонал?

Затраты на обучение оправданны в том случае, если они позволяют повысить эффективность работы всей организации. Наиболее понятный критерий эффективности работы - прибыль. На примере гипотетической фирмы "Радуга" рассмотрим, как уровень квалификации персонала влияет на прибыль организации.

Информационная система "Радуги" обслуживает центральный офис (100 рабочих станций, 10 серверов) и филиал (50 рабочих станций, 3 сервера). Годовая прибыль "Радуги" - 700 тыс. долл.

Для начала определим, в какой мере прибыль, получаемая "Радугой", зависит от информационной системы.

Когда-то существовали толстые "Методики определения экономической эффективности АСУ", но для наших целей вполне достаточно ориентировочной оценки. Спросим у генерального директора и нескольких его заместителей: "Если бы у вас совсем не было информационной системы, как это повлияло бы на прибыль?" Возможно, ответы будут меняться от "Никак!" (тогда непонятно, зачем фирма купила и установила эту систему) до "Мы бы просто развалились!" (скорее всего, так ответит начальник отдела информатизации). Тем не менее вы сможете получить ориентировочную оценку, например такую: без информационной системы прибыль "Радуги" уменьшилась бы на 60%.

Получим также экспертную оценку другого важного параметра: "Насколько эффективно сейчас работает ИС (по сравнению с идеально работающей)?" Предположим, мы получили ответ, что информационная система работает с эффективностью 75%.

Итак: отсутствующая информационная система - это 0% эффективности ИС, система в ее теперешнем состоянии - 75%. Значит, повышение эффективности информационной системы на 75% приносит фирме 60% прибыли. Если считать эту зависимость линейной, то каждый процент повышения эффективности информационной системы дает 0,8% увеличения прибыли.

Теперь посмотрим, насколько вырастет эффективность информационной системы, если в ней будет работать более квалифицированный персонал?

По оценкам Института компьютерной безопасности (США), более половины нарушений работы информационной системы вызваны ошибками ее персонала. Примем, что в 50% случаев потеря эффективности ИС обусловлена ошибками персонала, в 20% ? неоптимальной конфигурацией и настройкой технических и программных средств. Остальные 30% потерь возникают по причинам, не зависящим от персонала.

Поскольку сейчас информационная система "Радуги" работает с эффективностью 75%, общие потери эффективности ИС составляют 25%, в том числе: 12,5% из-за ошибок персонала; 5% из-за неоптимальной настройки; 7,5% по причинам, не зависящим от персонала.

Допустим, что при более квалифицированном персонале ИС ошибок будет втрое меньше; тогда потери эффективности из-за ошибок персонала составят 4,2%. Предположим также, что потери эффективности ИС от неоптимальной конфигурации уменьшатся в 10 раз - до 0,5%. Потери по причинам, не зависящим от персонала, по-прежнему будут составлять 7,5%. Тогда общие потери эффективности ИС при обученном персонале составят 12,2%, т. е. эффективность ИС вырастет на 12,8%.

Поскольку, как мы определили раньше, каждый процент увеличения эффективности ИС дает увеличение прибыли на 0,8%, ежегодная прибыль "Радуги" увеличится на 10,3% - на 72 тыс. долл. в год.

Надо ли учить специалистов?

Итак, мы показали, насколько выгоднее для фирмы иметь квалифицированный персонал. Но повышать квалификацию можно и без специальных затрат на обучение: перенимая опыт старших товарищей, обучаясь самостоятельно методом проб и ошибок... Однако попробуем показать, что лучшим способом повышения квалификации является все-таки обучение, по возможности фирменное.

Во-первых, по результатам опроса сертифицированных инженеров Novell, лишь 20% смогли сдать тесты на основании только практического опыта. Остальные 80% проходили подготовку в авторизованных учебных центрах (УЦ) фирмы Novell.

Во-вторых, анализ анкет слушателей, проходивших обучение в УЦ "Сетевая Академия", показал, что и новички, и опытные специалисты одинаково высоко оценивают полезность фирменных курсов. Последние, в частности, отмечают, что фирменные курсы Novell, Microsoft, SCO позволяют разобраться в принципах построения и функционирования программных продуктов. А это, в свою очередь, дает возможность более успешно решать нестандартные проблемы, возникающие при использовании этого ПО.

Фирменное обучение проводится очень интенсивно благодаря высокой квалификации инструкторов, использованию фирменных методик и учебных пособий; занятия проходят в хорошо оборудованных компьютерных классах. Все это обусловливает его небольшую продолжительность: обычно это пять дней для обучения пользователей; 10 дней для подготовки администраторов (они занимаются текущим управлением информационной системой примерно половину своего рабочего времени), 20 дней для подготовки инженеров (в их обязанности входит установка компонентов ИС, решение возникающих проблем, модернизация и развитие ИС).

Благодаря коротким срокам подготовки персонала (особенно если она проходит до внедрения ИС) удается существенно ускорить ввод ИС в действие и выход ее на "проектную мощность". А это тоже дает экономический эффект - ведь технические и программные средства ИС быстро устаревают морально. Если принять, что срок эффективного использования технических и программных средств ИС составляет три года (36 месяцев), то каждый месяц задержки с внедрением ИС обходится организации в 3% от стоимости ИС!

Приведу пример эффективной работы сертифицированных специалистов. На семинаре по изучению системы IntranetWare, организованном в Екатеринбурге фирмой "Лантес", Уральским государственным университетом и Екатеринбургским филиалом УЦ "Сетевая Академия", была представлена демонстрационная сеть, объединяющая две территориально удаленных локальных сети. В этой сети использовались рабочие станции Windows 3.1, Windows 95, OS/2, UnixWare, Macintosh; серверы NetWare 4.11, NetWare 3.12, Windows NT 4.0. Были установлены ManageWise, GroupWise 4 и 5, Web-сервер. Эта сеть была сконфигурирована тремя сертифицированными инженерами Novell за пять рабочих дней. Оцените сами, сколько человеко-дней потребовалось бы для конфигурирования такой системы специалистами более низкой квалификации!

Так выгодно ли учить специалистов?

Стоимость фирменного обучения достаточно высока: от 50 долл. в день при обучении пользователей до 100, 200 и даже 300 долл. в день при обучении администраторов и инженеров. Определим приблизительные затраты фирмы "Радуга" на фирменное обучение всего персонала информационной системы.

Как мы знаем, в фирме "Радуга" 150 пользователей и 13 серверов, находящихся в центральном офисе и филиале. Суммарный объем курсов обучения для пользователей - 750 человеко-дней, затраты 37,5 тыс. долл.

По рекомендациям УЦ "Сетевая Академия" для фирмы с такими параметрами, как у "Радуги" (число пользователей и серверов, наличие филиала) необходимы шесть администраторов и два инженера ИС. Объем курсов обучения для администраторов - 60 человеко-дней, затраты 7,2 тыс. долл.; объем курсов обучения для инженеров - 40 человеко-дней, затраты 8 тыс. долл.

Общие затраты на обучение персонала информационной системы составляют около 53 тыс. долл.

Поскольку годовой эффект от повышения квалификации персонала, как мы определили ранее, составляет для фирмы "Радуга" 72 тыс. долл., затраты на обучение окупятся за 9 месяцев.

Посчитайте сами...

Электронную таблицу, реализующую приведенные здесь расчеты, можно взять на Web-сервере по адресу http://www.academy.lanit.msk.su (в разделе "Новости") или получить по электронной почте, направив запрос по адресу: academy@lanit.ru. Изменяя исходные данные (например, годовую прибыль, число пользователей) и коэффициенты (например, количество пользователей, приходящихся на одного администратора, или длительность курса обучения инженеров), вы сможете определить эффективность обучения применительно к вашей организации.

Надеюсь, что с этими цифрами в руках вам будет легче убедить руководителя направить вас и ваших коллег на обучение!

ОБ АВТОРЕ

Александр Эдуардович Чернин - зам. генерального директора АО "Ланит" по обучению, зам. директора учебного центра "Сетевая Академия". Контактный тел.: (095) 265-51-01, E-mail:achernin@lanit.ru.

Учить или не учить: резюме для руководителя

1. По данным Института компьютерной безопасности (США), более половины ситуаций, угрожающих безопасности сети, возникает из-за ошибок персонала.

2. Чем больше средств вложено в информационную систему, тем большие финансовые потери несет организация:

? из-за задержек с внедрением ИС (каждый месяц реальная стоимость информационной системы уменьшается на 2-3% из-за морального старения);

? из-за неэффективного использования ИС.

3. Чем больше организация зависит от ИС, тем больше ее потери:

? из-за ошибок персонала ИС;

? из-за простоев и неоптимальной настройки ИС.

4. Квалифицированный персонал обеспечивает:

? быстрое внедрение информационной системы;

? уменьшение числа ошибок при работе с системой;

? эффективное использование системы;

? снижение затрат на техническую поддержку и развитие системы.

5. Наиболее эффективный способ повышения квалификации персонала - обучение, по возможности фирменное.

6. Как правило, затраты на обучение персонала окупаются менее чем за год.