ЛУЧШИЕ ИГРЫ ДЛЯ ПЛАТФОРМЫ MACINTOSH ЗА 1996 ГОД
Стивен Леви

Лучшая мультимедиа-игра
Лучшая настольная (Party) игра
Лучшая ролевая игра
Лучшая приключенческая игра
Лучшая игра-симулятор
Лучшая аркадная игра
Лучшая спортивная игра
Лучший симулятор полета
Лучшая сетевая игра
Лучшая стратегическая игра

В городе Питтсфилд, штат Массачусетс, полночь. Мы сидим здесь с десяти утра и пытаемся выбрать новых претендентов в "Зал славы игр для Macintosh". Пол завален джойстиками, упаковочной бумагой и коробками от CD. И мы все еще спорим о том, чем отличаются ролевые (role-playing) игры от приключенческих (adventure). Самое время начать мою ежегодную речь на тему: "Давайте забудем обо всех категориях и просто выберем лучшую игру". Вы можете спросить, кто я такой. Я просто куратор "Зала". Когда выбирают тех, кто войдет в "Зал" в этом году, решающее слово остается за мной. Это чертовски утомительная работа для пальца, который нажимает на кнопку мыши, и кисти, которая управляет джойстиком, к тому же страдают мои пацифистские убеждения. Но у этой работы есть и свои преимущества. Каждый год, когда я отбираю новых кандидатов для "Зала славы", на меня обрушивается настоящий фейерверк запутанных головоломок, потрясающей компьютерной графики и фантастических изобретений.

Но в этом году случилось нечто из ряда вон выходящее. Мне не пришлось произносить традиционную речь, потому что не успели часы пробить полночь, как все встало на свои места. Победители были очевидны. При этом нельзя сказать, что в этом году было мало интересных игр. Просто все лучшие игры этого года были по-настоящему превосходными. Итак, включайте свой Macintosh и наслаждайтесь лучшими играми 1996 г.

Лучшая мультимедиа-игра

Spycraft: The Great Game

Цена, рекомендуемая изготовителем: 45 долл.
Оценка: ****/8,1
Activision, 310/479-5644,
http://www.activision.com

Когда бывший директор ЦРУ Уильям Колби исчез на своей лодке и был позже обнаружен мертвым, в официальном заключении его смерть характеризовалась как "вызванная естественными причинами". Однако все, кто был знаком с игрой Spycraft: The Great Game, заподозрили здесь нечистую игру. Почему? Да потому, что главная мысль, которую Колби и его бывший противник из КГБ Олег Калугин вложили в Spycraft (Колби и Калугин консультировали создателей этого потрясающего триллера на CD-ROM), состояла в том, что в мире шпионажа ничто не является тем, за что себя выдает.

Spycraft лучше, чем романы Ле Карре, рассказывает о грязных трюках и секретных приемах, которые позволят вам стать оперативнее, овладеть средствами секретной связи и самым современным разведывательным оборудованием. Вы проведете немало приятных часов, анализируя изображения и звукозапись, участвуя в полулегальных экспедициях и пробираясь через кустарник в очках ночного видения, и все это для того, чтобы раскрыть загадку мирового масштаба.

Однако, возможно, благодаря усилиям знаменитых консультантов на некоторых уровнях сложности вы успеете соскучиться, пытаясь раз за разом преодолеть ряд эпизодов этого трехдискового марафона. В отличие от других игр подобного рода в анимированных эпизодах действия следуют одно за другим, не дожидаясь, пока игрок нажмет клавишу пробела. Поэтому игра в Spycraft требует напряженного внимания. К тому же игроки могут подсоединяться к специальному серверу на WWW.

Остается только удивляться, как могло случиться, что участвовавший в создании столь великолепной игры бывший директор ЦРУ прозевал двойную игру Эймса?

Лучшая настольная (Party) игра

You Don't Know Jack (версия XL)

Цена, рекомендуемая изготовителем: 40 долл.
Оценка: ****/8,9
Berkeley Systems, 510/540-5535,
http://www.berksys.com

Попытки создать настольную игру, которая работала бы на компьютере, предпринимались не раз и почти всегда оканчивались неудачей. Пока наконец не появилась игра You Don't Know Jack, наполненная энергией MTV и культурой поколения X. Абсолютно непочтительная, напоминающая все дурацкие телевизионные шоу, которые вы когда-либо видели, эта игра к тому же бесстыдно ворует идеи у Trivial Pursuit.

You Don't Know Jack пародирует приемы телевизионного шоу. По сути, это игра в вопросы и ответы. При этом вопросы могут быть довольно крутыми. Элементы поп-культуры перемешаны с заданиями, требующими знаний в области науки или литературы. Вольтера в этих заданиях могут женить на Марии Стюарт, а игрока попросят назвать исторических лиц, умерших "занимаясь делом" (нет, не Екатерина Великая, а Аттила!).

Графика игры - потрясающая смесь телевизионных заставок, юмор непритязательный, но обильный. Короче, лучшая аудитория для You Don't Know Jack - подвыпившая компания. В любом случае после нескольких раундов игры ваши мозги настолько затуманятся, что вы без труда впишетесь в вышеназванную демографическую категорию. Так что, когда вы в следующий раз соберетесь организовать вечеринку, запасайтесь Power Mac и игрой You Don't Know Jack.

Лучшая ролевая игра

Bad Mojo

Цена, рекомендуемая изготовителем: 40 долл.
Оценка: ****/8,8
Pulse Entertainment, 800/264-0325,
http://www.badmojo.com

Если бы Франц Кафка был жив и, сидя на чердаке, писал компьютерные игры, вместо "Превращения" он мог бы создать Bad Mojo, потрясающий опыт превращения игрока в омерзительного таракана.

Быть тараканом - ощущение довольно странное, но самое восхитительное - а иногда самое отвратительное - состоит в том, что в Bad Mojo превращение выполняется со всем возможным реализмом. Поверьте: многое из того, что вы увидите в этой игре, можно отнести к числу наиболее отвратительных картин, созданных цифровым методом. Изображение крысы, пойманной в ловушку, было гораздо более реалистичным, чем мне бы хотелось. А когда крыса начала меня есть, дела пошли еще хуже.

Анимация, заимствованная из серьезных научных работ, посвященных искусственной жизни, просто великолепна, а предложенные головоломки вполне тараканьего уровня. Игра дает уникальную возможность взглянуть на мир с точки зрения едва возвышающегося над землей шестиногого существа. После того как вы закончите играть в Bad Mojo, обещаю, что вы лишний раз подумаете, прежде чем раздавить таракана.

Лучшая приключенческая игра

Amber: Journeys Beyond

Оценка: ****/8,7
Changeling, 512/419-7085,
http://www.changeling.com

Уберите из Myst его "мистический" ореол и добавьте немного Стивена Кинга и вы поймете, что значит играть в Amber: Journeys Beyond - потрясающее, захватывающее, сверхъестественное приключение.

В Amber вы выступаете в роли бесстрашного спасателя. Вам предстоит разобраться с тем, что же произошло с Рокси, выдающимся экспериментатором в области паранормальных явлений, попавшей в смертельную переделку.

В процессе поисков вы исследуете изысканный особняк в викторианском стиле, расположенный в Северной Каролине, сталкиваетесь с неожиданными посетителями и наконец пересекаете несколько измерений, чтобы встретиться с несчастными душами, чья судьба драматическим образом переплетена с историей дома. Качество повествования в Amber просто потрясает.

Amber - довольно спокойное место, но мерное течение событий в любой момент может сменить внезапный взрыв неожиданной силы. И когда вы попадаете в мир "трех потерянных", события начинают развиваться с волшебной, если хотите потусторонней, быстротой. В лучших своих проявлениях Amber реализует некоторые почти неосознанные стремления интерактивной фантастики.

Лучшая игра-симулятор

Afterlife

Цена, рекомендуемая изготовителем: 45 долл.
Оценка: ****/8,2
LucasArts, 415/507-4545,
http://www.lucasarts.com

Кто-то сказал, что скорее ад покроется льдом, чем симулятор, не принадлежащий компании Maxis (SimCity, SimEarth, SimEverything), попадет в раздел симуляторов "Зала славы". А теперь угадайте, что случилось с игрой Afterlife, остроумным симулятором, предлагающим игроку построить место, куда он попадет после смерти. Может, чертям пора запасаться шубами?

Снабжение чертей шубами - далеко не самая удивительная задача, которая может возникнуть перед игроком в этом симуляторе загробной жизни, смешавшем Данте, Мильтона и П. Т. Барнума, чтобы получить впечатляющую, хотя и не вполне серьезную, картину небес и ада. Говоря по правде, игра немало позаимствовала у классических симуляторов Maxis, таких как SimCity и L-Train, в частности организацию деятельности в разделенном на зоны игровом поле. Но какая сумасшедшая разница: вы Демиург, управляющий сонмами душ в созданном по вашему плану рае или чистилище.

Перед тем как начать игру, стоит уделить внимание руководству, а по ходу игры внимательно прислушиваться к советам помощников (демонического Ясона и ангельского Арии), поскольку по сложности Afterlife не уступает дантовской трилогии. Придется научиться оперировать такими понятиями, как "структура кармы" и т. п. Подчас все это начинает напоминать литургию. Но еретическое чувство юмора спасет вас от уныния, невзирая на сопровождение, состоящее из церковной музыки, и графику в стиле Босха.

Но самое забавное - это бедствия, которые вы можете обрушивать на создания, живущие в вашем мире. Среди этих напастей "адские удары", "райские птицы" и "инфернальное диско" (это когда долину Стикса терроризирует Винни - демон, одетый, как Джон Траволта, и говорящий, как Барри Уайт). Поговорим об аде!

Лучшая аркадная игра

Step On It

Цена, рекомендуемая изготовителем: 40 долл.
Оценка: *****/9,0
Casady & Greene, 408/484-9228,
http://www.casadyg.com

Step On It выполнена в лучших традициях таких игр, как Lode Runner и Lemmings. Это многоуровневая игра, которая потребует от вас ловкости пальцев и умения решать головоломки и будет сводить вас с ума до тех пор, пока вы не пройдете ее до конца.

Вас зовут Тед. Вы весьма легкомысленно вооружены стрелой и волшебным шариком - оснащение, явно недостаточное для того, чтобы стереть с лица земли различных чудовищ (муравьев, поросят, страусов и гиппопотамов), которые убивают при прикосновении. Гораздо большую помощь вам окажут кубики, которые можно вызвать прямо из воздуха. Они помогут вам взбираться вверх, изолировать чудовищ и доставать клады.

Но главное ваше оружие в этой игре - находчивость. Именно от нее зависит, насколько успешно вы пройдете опасные участки, преодолеете препятствия, отобьетесь от надоедливых разноцветных чудовищ, наконец, соберете все сокровища и найдете дверь, которая выведет вас на следующий уровень. А уровней в этой игре больше ста. И клянусь, некоторые из них просто не имеют решения. По крайней мере я так и не смог их найти.

Все это классика жанра, а в "Зал славы" Step On It попала за те очаровательные вариации, которыми создатели игры оживили традиционные приемы. Помимо варианта игры для одного существуют и версии для нескольких игроков в режиме сотрудничества и, что самое забавное, в режиме "помешай соседу".

Лучшая спортивная игра

IndyCar II

Цена, рекомендуемая изготовителем: 55 долл.
Оценка: ****/8,4
Sierra On-Line, 800/757-7707,
http://www.sierra.com

Плохая новость: кирпичная арена Индианаполиса, хозяйка Indy 500, не входит в число трасс, на которых вы сможете погонять машину в IndyCar II. Хорошая новость: практически все остальное в этом чемпионе гоночных игр есть.

Мы имеем в виду выбор автомобилей и возможность настроить их по своему вкусу, раскрасить в свои любимые цвета и даже отрегулировать давление в шинах. Мы имеем в виду выбор из 15 различных трасс. Мы имеем в виду возможность настройки таких загадочных характеристик, как температура шин, параметры давления и объем грязи, забившейся во втулки. Мы имеем в виду возможность играть одному или нескольким игрокам по локальной сети или по модему. И наконец, мы имеем в виду радио (эта функция есть только в версии игры для Macintosh), при помощи которого гонщики IndyCar могут передавать команды в боксы.

Однако главный тест для гоночных игр - позволяют ли они чувствовать дорогу. Именно благодаря ощущению дороги IndyCar II первой пришла к финишному флагу. Чтобы на равных соревноваться с профессионалами, вам придется серьезно потренироваться. Но, овладев их приемами, вы проведете немало часов, носясь по гоночным трассам. Заводи!

Лучший симулятор полета

Flight Unlimited

Цена, рекомендуемая изготовителем: 50 долл.
Оценка: ****/8,5
Looking Glass Technologies, 617/576-3310,
http://www.glass.com

Представьте себе симулятор, который приглашает вас в самолет без реактивных моторов, сложных панелей управления и даже без ракет и пулеметов. Да-да, и никаких бомб! Вы сдерживаете зевоту? Нет.

Fligt Unlimited предлагает нечто большее, чем все эти игрушки мачо, знакомит вас с тем, в чем состоит подлинная прелесть полета. Ваш полет начинается с небольшого полевого аэродрома. Вам предложат выбрать один из легких одномоторных самолетов, таких как выпущенный в Германии Extra и американский Champion Decathlon, или простой планер, модель Sailplane Grob 103A. Вы заполняете бортовой журнал, взлетаете и... происходит чудо. Вместо обычной для таких программ приземленно-грубоватой графики вас встречает настоящая жизнь во всей ее сложности и красоте.

Количество "свистков и звонков" в средствах управления у Flight Unlimited по сравнению с другими программами этого типа находится на угрожающе низком уровне. Вы даете газ, берете штурвал на себя и взлетаете. Реакция самолета на движения вашего джойстика (даже не думайте играть с помощью мыши) настолько реалистична, что возникает полная иллюзия полета.

Изюминка этого симулятора - воздушная акробатика. Вам понравится выполнять фигуры высшего пилотажа. А восхитительные виды позволят вам почувствовать себя словно на небесах.

Но наибольшее удовольствие доставят полеты на безмоторном планере Grob. В полной тишине вы парите над холмами Виргинии, пустыней Аризоны или горами Аляски, подгоняемые ветром и ослепляемые солнцем.

Лучшая сетевая игра

Spaceward Но 4.0

Цена, рекомендуемая изготовителем: 59 долл.
Оценка: ****/8,7
Delta Tao Software, 408/730-9336,
http://www.outland.com/deltatao

Различные версии Spaceward Но уже давно привлекали любителей создавать галактические империи. По сравнению с предыдущими версиями 4.0 предоставляет игроку гораздо более простой и ясный путь к завоеванию господства во Вселенной.

Создатели игры не ставили целью довести игроков до инфаркта. Вместо этого они предлагают уделить больше внимания стратегии. Прежде чем захватить галактику, нужно прорыть шахты на беззащитных девственных планетах и из добытого металла построить космические корабли. Корабли можно использовать для захвата новых планет, а также для ведения боевых действий против сил зла. "Силы зла" сидят за соседним компьютером и проникают в вашу галактику по AppleTalk. Если у вас нет партнеров для игры, можно воспользоваться услугами компьютерного оппонента или присоединиться к сообществу игроков в Но на Internet. Играть можно по электронной почте или в режиме реального времени через сервер Outland.

В общем Spaceward Но - это не та игрушка, которая поможет разрядиться после трудного рабочего дня. Это способ, к которому прибегает мыслящий человек, чтобы с помощью космического фрегата "Массовый убийца" стереть в порошок соседа, демонстрируя тем самым свое умственное превосходство, а не умение быстро молотить по клавишам.

Графика в Spaceward Но соответствует общему уровню игры и к тому же нетребовательна к ресурсам компьютера. Принять участие в игре смогут даже владельцы PowerBook с монохромным экраном.

Лучшая стратегическая игра

Warcraft II: Tides of Darkness

Цена, рекомендуемая изготовителем: 55 долл.
Оценка: ****/7,7
Blizzard, 714/955-1382,
http://www.blizzard.com

Если вы страстный поклонник стратегических игр, помешаны на "Властелине колец", крепостных и лакеях, бубнящих "Что угодно, сэр", и прочей подобной чепухе, Warcraft II - это именно то, что вам нужно. Впрочем, никаких хоббитов. Игра - превосходное развитие первой версии, в которой люди вступали в схватку с орками. Как и в предыдущей версии, вам предлагается выбрать сторону, за которую вы будете играть, и уровень сложности. Прежде чем вступить в схватку с врагами, нужно создать свое войско: слуг, лучников, волшебников и т. д.

Во время боя у вас будет масса возможностей пронзить стрелой или зарубить своих противников. Действие игры разворачивается на фоне потрясающего полярного ландшафта. Гораздо лучше, чем в первой версии, проработана графика. Среди новых элементов "туман войны", ограничивающий видимую область во время боевых действий. Список действующих лиц включает магов, воинов на драконах и гоблинов-саперов. Кроме того, используются огромные корабли. Поселения, которые вы можете построить, стали гораздо сложнее.

Средства коллективной игры (а в Warcraft II могут играть одновременно девять игроков) включают среди прочего хорошо документированные возможности обмена сообщениями. Так что игроки, которым не терпится надавать тумаков оркам (или людям), могут устроить небольшое совещание. Но что самое удивительное, с помощью средств распознавания речи программа позволяет вводить сообщения голосом.


Стивен Леви - редактор, в свободное от работы в Newsweek время курирующий "Зал славы игр для Macintosh".