и промышленности и который будоражил воображение всю прошедшую осень и зиму. Вы наверняка догадались, что речь идет о проблеме "Сетевой или персональный: кто кого?". Поскольку в такой постановке она несколько поднадоела уважаемой публике, то, после ее активного муссирования в течение года, я рискну предложить новую постановку, которую и вынес в заголовок. Прочтя эту фразу, многие, наверное, вспомнили знаменитое "Армянское радио", и очень жаль, что мы не можем выслушать его мнение на этот счет. Придется объясняться самому. Прежде чем дать ответ, позволю себе маленький экскурс в мир моды.

Я думаю, мало кто сомневается в том, что замена макси на мини (узких брюк на широкие, высоких каблуков на низкие) обусловлена вовсе не улучшенными тактико-техническими данными (уместен, как кажется, именно этот термин, обычно применяемый военными) той или иной модели, а чем-то совсем иным и значительно более сложным.

Также очевидно, что знаменитые кутюрье, которых принято считать законодателями моды, на самом деле лишь предлагают варианты развития, а собственно модой они становятся только тогда, когда совпадают с часто еще не осознанной, скрытой общественной потребностью. Если это происходит, то желание иметь такую вещь овладевает массами, если нет, искания дизайнеров тешат лишь редких эстетствующих молодцев да молодиц, а модой как явлением не становятся. Общественная же потребность зависит от текущего состояния экономики и самосознания общества, которые и являются истинными законодателями моды.

Сегодня интенсивно идет процесс слияния индустрии развлечений с компьютерной, и последняя в силу этого все более подпадает под действие законов моды. Гиганты аудио- и видеопромышленности хотят "застолбить участки" на открывшемся рынке домашних компьютеров, часть из которых, вполне возможно, будут сетевыми. А уж эти акулы прекрасно ориентируются в океане моды и массовых потребностей, иначе они не стали бы тем, кем стали.

Итак, в компьютерном бизнесе сложилась типичная для мира "одежной" моды ситуация. Есть более или менее ясно осознанная общественная потребность. Есть ряд "модельеров", предлагающих свои изделия и желающих решить накопившиеся проблемы (главная из них - политическая - разрушить монополию Microsoft на рынке массовых изделий). И есть мы с вами - потребители, которые будут "свободно" выбирать, т. е. выбирать в рамках допускаемого общественно-компьютерной мыслью или, если хотите, моралью. И если совсем недавно сомневаться в необходимости приобретения какой-нибудь крупной организацией тысяч мощных мультимедийных компьютеров для использования в офисной сети значило слыть врагом прогресса, говорить о стоимости эксплуатации ЛВС, построенных на ПК, было как-то неприлично, а достоинства интеллектуальных сетевых терминалов в сравнении с ПК и вовсе можно было обсуждать, только стыдливо добавляя, что это, сами понимаете, решение для бедных, то сегодня такие разговоры вполне допустимы.

Вот и первый вариант ответа на вопрос заголовка: как мини-юбка, так и сетевой компьютер расширили границы допустимого. Теперь говорить об удешевлении эксплуатации, упрощении администрирования стало не только можно, но и модно. И даже если ни один реальный сетевой компьютер эксплуатироваться не будет, он уже сделал свое дело (можно даже сказать, "выполнил свою историческую миссию") как символ, отражающий движение компьютерной мысли.

Второй вариант ответа: оба этих предмета создают атмосферу демократичности и общедоступности (конечно, в смысле минимизации материальных затрат), а может быть, иллюзию того и другого.

Последний вариант: оба этих предмета суть оружие наступательное. Но это очень волнующая и узкоспециальная тема, о которой говорить можно бесконечно долго, и из-за недостатка места я предпочел бы ее не касаться.

В заключение замечу, что в приближающемся сезоне весенних компьютерных выставок, без сомнения, будут показаны новые модели сетевых компьютеров, и как ценитель исканий дизайнеров я, конечно, с удовольствием на них посмотрю, но, как и в мире "одежной" моды, "нитками" и прочими "внутренностями" буду интересоваться в последнюю очередь, поскольку ни возможности аппаратуры, ни ПО, ни даже цена (разве что она будет равна нулю) в случае сетевого компьютера почти ничего не решают.

Главный редактор
Алексей Орлов