В чем преимущество новой технологии по сравнению с обычными компакт-дисками? Во-первых, с помощью средств мультимедиа автор имеет возможность совершенно по-новому представить вам свой музыкальный мир, рассказать о себе и о своих идеях. Такие альбомы обычно сопровождаются видеоклипами, текстами песен, фотографиями и обилием другой интересной информации. Во-вторых, диски CD-экстра часто позволяют использовать режим караоке, причем тексты песен приводятся на разных языках. Попробуйте спеть вместе с любимым исполнителем - уверен, вам понравится! Преимущества нового формата очевидны, но до последнего времени в силу ряда объективных причин нельзя было с уверенностью сказать о перспективах его распространения на рынке. Первыми уже давно с успехом опробовали эту технологию Todd Rundgren и Peter Gabriel, но другие исполнители не спешили последовать их примеру из-за высоких затрат и отсутствия общепринятых стандартов. Но с недавних пор многое начало меняться.

В декабре 1995 г. компании Philips и Sony опубликовали окончательные спецификации формата Blue Book, который определяет особенности гибридных дисков CD-экстра (мультимедиа+аудио). В марте компания Microsoft поддержала новый формат и выпустила сэмплер для CD-экстра, который успешно был продемонстрирован на музыкальной конференции South by Southwest в Аустине, шт. Техас. На этом диске были представлены девять музыкантов - среди них John Coltrone и Randy Newman - от шести крупнейших музыкальных конгломератов (BMG, EMI, MCA, Polygram, Sony и Warner). Американская ассоциация записывающих компаний (RIAA: Recording Industry Association of America) утвердила категорию и логотип CD-экстра. В завершение компания Apple выпустила полный программный инструментарий для разработки дисков CD-экстра - QuickTime Music Toolkit.

Поскольку цена дисков CD-экстра практически не отличается от цен на традиционные компакт-диски, они способны сильно повлиять на рынок. Джон Керцер, менеджер Microsoft Music Group, считает, что использование нового формата может стать серьезным козырем в конкурентной борьбе, особенно для молодых коллективов и исполнителей. А Джим МакДэрмот, вице-президент отдела новых технологий фирмы Polygram Group Distribution, отмечает, что если раньше стоимость подобных мультимедиа-проектов была сравнительно высока, то сегодня, с появлением нового цифрового компьютерного оборудования для видео- и аудиомонтажа, мультимедиа-производство стало доступным даже любителям.

Новая технология открыла для записывающих компаний еще одну золотую жилу, которую те начинают активно разрабатывать. Интерактивные Web-узлы, посвященные музыке, неизменно пользуются огромной популярностью. А новые CD-экстра-альбомы очень легко адаптируются для демонстрации в режиме on-line. И даже если их разработка требует дополнительных средств, в итоге они себя сторицей окупают. Так, Керцер предполагает, что в ближайшем будущем, с развитием WWW-технологий, на базе CD-экстра возможно появление своеобразного гибрида Net/CD, когда такие диски будут доступны напрямую через Internet. Вообще, если говорить о будущем нового формата, то ему предсказывают очень хорошие перспективы. В 1997 г. должны появиться первые DVD-диски, которые будут содержать до 9 Гбайт мультимедиа-данных. Формат CD-экстра по своей структуре отлично подходит для перехода на DVD-технологию. Дополнительное пространство позволит продюсерам использовать высококачественное MPEG-2 видео для записи музыкальных видеоклипов и интервью с музыкантами. При желании на одном диске можно будет разместить полную дискографию с фотографиями, текстами и биографическими данными, да еще на разных языках! Теперь, чтобы формат CD-экстра привлек всеобщее внимание, не хватает только одного-двух альбомов, которые продемонстрируют весь потенциал новой технологии, как это произошло в свое время с появлением первых CD-ROM с играми "The 7th Guest" и "Myst".


Наедине с мэтрами

Российские разработчики не отстают от своих зарубежных коллег. Попытки в этом направлении уже дали свои результаты. Вышел в свет мультимедиа-альбом "Nautilus Pompilius: Погружение", изданный компанией "Cominfo", появились на CD-ROM интереснейшие подборки, посвященные Владимиру Высоцкому, Beatles, Queen. Можно только радоваться тому, что быстрое развитие мультимедиа-технологий превращает персональный компьютер не только в мощный инструмент для профессиональной работы, но и в совершенную платформу для развлечений, и, вероятно, в скором времени персональный компьютер будут называть уже "домашним театром".

Первые российские мультимедиа-альбомы

Nautilus Pompilius: Погружение. История, дискография, архив.
(Подробно см. "Мир ПК", 1996 г., #11-12, с.205.)

Владимир Высоцкий
Диск содержит 360 песен Владимира Высоцкого, организованных в своеобразную базу данных. Они расположены по темам, к примеру "Баллады", "Блатные песни", "Песни о любви"... Вы найдете здесь фрагменты из фильмов и спектаклей с участием Высоцкого, а также уникальные фотографии великого барда. К сожалению, за возможность собрать на диске такую большую подборку песен авторам-составителям пришлось пожертвовать качеством записи. Но все равно, рекомендую этот диск всем любителям творчества Владимира Высоцкого.

(c) 1996. Data Art Company.
тел. 101 (212) 378-4108
факс. 101 (212) 376-6782
E-mail: sales@dataart.com
http://www.dataart.com/vysotsky

Взгляните на то, что вы слушаете: новинки CD-экстра

Альбом
Группа
Издатель/Разработчик
Don`t Mosh in the Ramen Shop
Beastie Boys
Grand Royal/Turntable Media
Limboland
Betty
Bonneville/Intersound
Formative Years (Soul Almighty)
Bob Marley
Jad Records/Graphix Zone
TBA
Butthole Surfers
Capitol Records/ION
TBA
Carlos Santana
Petroglyph/Philips
Common Ground
Irish compilation
EMI
Soul Motion
Urban soul compilation
OM Records
TBA
Folk compilation
Smithsonian Folkways
Interactive Jazz
Herbie Hancock Jazz
Graphix Zone
Old Man & Me
Hootie & the Blowfish
Atlantic/Engine.RDA
My Wife Thinks...
Junior Brown
Curb Records/Charly Prevost
American Requiem
Mormon Tabernacle Choir
Intersound
TBA
Ohio Players
Intersound
Faust
Randy Newman
Reprise
You Got to Believe
Spin Doctors
Epic/Sony