Создаем отдельные тени
Добавим шум
Прозрачная тень
Делаем тень с помощью модулей расширения

Метод запечатывания

Создание теней в пакетах для верстки

Отделяем тень


Создание теней в графических пакетах сродни искусству. По-настоящему правильного способа сделать это не существует. Зато существует около ста более или менее удобных методов, основанных на нескольких базовых приемах, таких, как размытие по Гауссу, использование слоев и каналов. В этой статье мы остановимся на нескольких наиболее эффективных способах создания теней. В качестве основного пакета я использовал Adobe Photoshop, но некоторые из описываемых мною техник можно применять и в других программах для обработки изображений.

Создаем отдельные тени

Существует два подхода к работе с тенями: объединять объект и тень в одном изображении или создавать тень как отдельный объект. Чаще всего объект и его тень объединяют в один образ. Но техника создания тени в качестве отдельного объекта имеет некоторые преимущества. Например, в этом случае легко изменить расположение тени. Много интересных эффектов можно получить накладывая тень на соседние объекты (текст или другие иллюстрации).

А если сохранить тень в виде отдельного файла, содержащего только градации серого, можно использовать меньшее разрешение, чем у исходного изображения. Для тени будет достаточно 120-150 точек на дюйм. Это позволит сэкономить дисковое пространство и время при печати.

Главная трудность при работе с отдельной тенью состоит в том, что почти всегда приходится создавать обтравочный контур вокруг верхнего объекта (того, который отбрасывает тень). Если этого не сделать, контейнер, содержащий верхнюю картинку, может закрыть часть тени (см. врезку "Отделяем тень").

Добавим шум

Иногда всего одна операция превращает неплохой, но заурядный дизайн в по-настоящему профессиональную работу. Попробуйте добавить шум к вашим теням, и вы в этом убедитесь. Тень, сгенерированная компьютером, часто выглядит слишком регулярной. После добавления шума структура тени становится более хаотичной и соответственно более естественной. При создании тени в Photoshop воспользуйтесь фильтром Add Noise. Шума не должно быть слишком много. Четырех-пяти уровней достаточно, чтобы сделать тень более реалистичной.

Прозрачная тень

Мне все время задают один и тот же вопрос: "Как в QuarkXPress или Adobe PageMaker добиться того, чтобы сквозь тень были видны объекты, лежащие под ней?" Увы, это невозможно. Язык PostScript, который используют оба пакета, основан на модели непрозрачных изображений. Это значит, что видимым может быть только изображение, которое находится сверху. Если поместить контейнер заполненный 20%-м серым цветом поверх заполненного 50%-м, ни XPress, ни PageMaker не смогут смешать эти цвета. Будет виден только 20%-й серый.

Тем не менее существует несколько трюков, позволяющих сымитировать эффект падающей тени. Например, если речь идет о цветном или черно-белом растровом изображении можно напечатать тень поверх лежащего под ней изображения (см. врезку "Метод запечатывания").

Делаем тень с помощью модулей расширения

До разработчиков программного обеспечения не сразу дошло, что нам необходимы падающие тени, но сейчас уже создано несколько модулей расширения, позволяющих генерировать тени автоматически. Для Photoshop такие модули выпускают компании Alien Skin Software (пакет The Black Box) и Extensis (PhotoTools). Тем же, кто хочет создавать тени не выходя из QuarkXPress, могу порекомендовать Xtension ShadowCaster компании A Lowly Apprentice Production или QX-Tools фирмы Extensis.

Какое бы из решений вы ни выбрали, помните, что создание теней - искусство не в меньшей степени, чем наука. Чтобы правильно подобрать прозрачность, направление и цвет падающей тени, требуются навыки дизайнера. Желающие подробнее познакомиться с техникой создания падающих теней могут прочесть об этом в любой из доступных книг по Photoshop, например Linnea Dayton и Jack Davis "Photoshop 3 Wow!" (Linnea Dayton и Jack Davis, Peachpit Press, 1995).


Дэвид Блэтнер - автор и соавтор ряда книг о настольных издательских системах, включая Real Word Photoshop 3 (Peachpit Press, 1995). С ним можно связаться по адресу david@moo.com.

Метод запечатывания

Поместите тень в виде отдельного TIFF-образа в градациях серого цвета поверх цветного фона, не имеющего черной составляющей (такого, как расположенный ниже голубой прямоугольник). После этого выберите для тени опцию печати поверх краски (обычно в QuarkXPress и PageMaker эта функция используется для выполнения треппинга). На экране монитора вы ничего не заметите, но при цветоделении программа учтет выбранную вами опцию. Однако, если фон имеет черную составляющую, этот трюк не сработает. Черная составляющая тени не может быть напечатана поверх черной составляющей фона (это непрозрачный объект). Второй трюк состоит в том, чтобы конвертировать тень из градаций серого в одноразрядный черно-белый образ (Bitmap в Photoshop). Теперь тень состоит только из черных и белых точек (никакого серого цвета). QuarkXPress и PageMaker смогут напечатать такой образ поверх любого фона. Результат получится менее аккуратным, зато этот способ работает там, где другие методы не помогают.

После того как для тени в градациях серого цвета выбран режим запечатывания, экран монитора покажет, что она полностью закрыла фон.

Тень в градациях серого корректно запечатывает цвета, но полностью закрывает черную составляющую. Тень в режиме Bitmap не содержит серого и корректно запечатывает все цвета, включая черный.


Создание теней в пакетах для верстки

Создание теней от таких объектов, как текст или контейнер в программах для верстки, всегда доставляло верстальщикам лишнюю головную боль (конечно, если какой-нибудь модуль расширения не делает это за них). Ниже приведено описание техники, которой я пользуюсь чаще всего.

1) Спрячьте в документе QuarkXPress или PageMaker все направляющие и установите масштаб 100% (Actual Size).

2) Сделайте снимок экрана: нажмите комбинацию +shift+3, чтобы сфотографировать экран целиком, или воспользуйтесь специальной утилитой, чтобы снять только необходимую область.

3) Откройте снимок в Adobe Photoshop (скорее всего, файл будет называться Picture0 и будет расположен на загрузочном диске) и конвертируйте его в режим Grayscale.

4) Если свободного пространства вокруг выделенной области не хватает, добавьте его, воспользовавшись командой Canvas Size из меню Image. Если вы захватили слишком много лишнего изображения (например, сделали снимок всего экрана), обрежьте его.

5) Выберите команду Image Size из меню Image и установите разрешение изображения 120 точек на дюйм. Обратите внимание на то, что ширина и высота изображения должны остаться без изменений, поэтому их следует устанавливать в дюймах (Inches) или пайках (Picas). Опция The Constrain: File Size должна быть выключена.

6) Примените размытие по Гауссу (Gaussian Blur) с радиусом не меньше 5 пикселов. Обработайте файл фильтром Add Noise, добавьте четыре-пять уровней шума.

7) Чтобы сделать тень более светлой, на шкале Output Levels в диалоговом окне Levels сместите черный треугольник до значения порядка 130.

8) Сохраните файл в формате TIFF (если вы хотите воспользоваться методом запечатывания) или в формате EPS и перенесите обратно в QuarkXPress или PageMaker. Поместите один объект под другим так, чтобы тень выглядела как можно более естественно.


Отделяем тень

Если вы разделили объект и его тень на два файла, вам придется провести вокруг верхнего объекта обтравочный контур (конечно, если это не прямоугольник, полностью занимающий контейнер).

1121