За этой игрой до утра не засидишься!

Каким образом компьютерная игра, имитирующая боевые действия в традиционном стиле, может занять особое место среди аналогичных произведений, заполнивших полки магазинов? Несмотря на ряд интересных особенностей, The War College ("Военное училище") не дает ответа на этот вопрос.

В основе этой стратегической игры - четыре реальных сражения: битва при Фарсале, переломившая ход гражданской войны в Риме; Аустерлиц, где Наполеону удалось обратить поражение в победу; сражение под Антитемом (война между Севером и Югом), отмеченное чередой нереализованных возможностей; сражение при Танненберге (первая мировая война), в котором немногочисленные германские войска взяли верх над значительными силами России. В каждом сражении можно выступать за любую из сторон, соперником будет компьютер или другой игрок. Имеется возможность изменять различные военные условия, кроме того, о каждом сражении предоставляется оперативная дополнительная информация.

От обычных военных игр War College отличает отсутствие стандартной модели перемещения. Характер передвижения войск вычисляется по сложным алгоритмам, учитывающим особенности ландшафта, род войск, боевой дух и национальность. Столь же замечательна и способность игры принимать во внимание последствия флангового огня и маневров.

Однако, хотя The War College и заслуживает всяческих похвал за алгоритмы, обеспечивающие перемещения войск и ведение боевых действий, в игре не учтен ряд важных аспектов, в не меньшей степени влияющих на ход битвы. В качестве примеров можно привести погодные условия и эффективность тыловых служб. Недостаточно внимания уделено и воспроизведению командного стиля, присущего основным военачальникам. В реальной жизни кавалерия под началом бравого генерала конфедератов Джеба Стюарта вряд ли подчинилась бы осторожным оборонительным приказам, а в War College - пожалуйста. А как насчет степени риска и поднятия боевого духа подразделения, командир которого вдохновляет солдат своим примером, появляясь на переднем крае сражения? Такого рода деталей в War College вы не найдете.

Возможности управления войсками здесь обычно ограничиваются единичным перемещением и двумя видами построения - по одному для наступления и обороны. Вы не сможете обратить в бегство нерешительного противника, организовав одновременное наступление своих сил, скомандовать общее отступление или приказать всем стоять до последнего. Не предусмотрено ни способа пополнить запасы, ни возможности выслать разведчиков для обследования близлежащих территорий. Функция ограничения видимости, позволяющая иной раз незаметно разместить под носом у противника целую дивизию, здесь сведена к простому состоянию "вижу-не вижу", определяемому исключительно пребыванием в зоне непосредственного контакта.

Справочные материалы и иллюстрации к ним сделаны неплохо, но графическое оформление собственно игры совершенно не оправдывает ожиданий. Армии изображаются так, как их обычно рисуют на военных картах, - красными и синими полосками на местности, показанной в изометрической проекции и без каких-либо характерных деталей. Есть, правда, три разных масштаба, но представления различаются только толщиной красных и синих линий. Не ищите стилизованных пиктограмм, разноцветных меню или объектов ландшафта. В том, что касается графики, разработчики игры довольствовались минимумом.

Из достоинств War College стоит отметить отличную реализацию игры по модему и в локальной сети. В ходе сражения у вас будет возможность поболтать с приятелем. Будучи DOS-приложением, игра устойчиво работает и в Windows 3.x, и в Windows 95, а клавиатурные команды логично организованы.

Если бы основательная проработка алгоритмов перемещения дополнялась столь же тщательной реализацией остальных аспектов игры, доморощенные стратеги с удовольствием отдали бы ей весь свой досуг. Однако в целом игра вряд ли оправдает ваши ожидания.


Советы, помогающие выиграть

Кавалерия незаменима в тех случаях, когда необходимо отвлечь силы противника или атаковать его с тыла.

Только наступление или только отступление! При отсутствии промежуточных вариантов тактика "окружить и уничтожить" позволяет творить чудеса.

Не старайтесь открыть огонь по противнику, только что появившемуся в поле зрения. Лучше развернитесь к нему фронтом, чтобы уменьшить потери от флангового огня.

Не ведите огонь издалека. Во время боя вы не получаете ни подкреплений, ни ресурсов, так что боеприпасы лучше экономить. Пехота, у которой кончились патроны, способна сражаться только врукопашную, а от артиллерии в аналогичной ситуации проку не больше, чем от цветочных горшков.


КОРОТКО О ПРОДУКТЕ

The War College

Устаревшее графическое оформление и недостаток возможностей уменьшают достоинства великолепной реализации алгоритмов перемещения и боевых действий.

Платформа: CD-ROM для DOS
Системные требования: 486DX c тактовой частотой 33МГц, 8 Мбайт ОЗУ, DOS 5.0, видеоплата SVGA, дисковод CD-ROM с удвоенной скоростью, мышь
Цена: 40-50 долл.
Игровые качества: ***
Простота освоения: ****
Графика: **
Звук: ***
Рейтинг: **1/2
GameTek, тел. в США: 800/426-3835
408