чувствовать только рантье, живущий на проценты, а таких в России пока немного. Любой другой гражданин на рынке труда работает, даже если он продает только себя, то есть свою рабочую силу, знания или опыт. А это означает, что для успеха необходимо раз и навсегда пересмотреть стереотипы времен "зрелого социализма", - рынок не прощает нерыночного мышления.

Стереотип первый - что вам кто-то что-то должен. Уже нет. Государство отказалось от обязанности трудоустраивать граждан, никто другой ее на себя не взял. Так что ваше трудоустройство и все, что с этим связано (зарплата, льготы и т. п.), - ваше и только ваше дело.

Стереотип второй - "Я хороший работник, это рано или поздно оценят". Увы, и это не так. Работодатель очень часто принимает как должное, что работник хорошо справляется со своими обязанностями. Собственно, за это он вам и платит. Если вы специалист-"технарь", то возможности продемонстрировать свои способности в смежных областях для вас невелики. А значит, трудно ожидать, что вас оценят, за то, что вы умеете на нынешней должности, вас уже оценили, но не как хорошего работника, а как работника, устраивающего работодателя. С одной стороны, это неплохо - вы уже имеете работу. С другой - перспективы служебного роста в определенный момент могут стать равными нулю, на более высокую должность вашу кандидатуру рассматривать не будут. Поэтому оценить, насколько вы хороший работник и что в этой связи следует делать, - также ваше и только ваше дело.

Стереотип третий вытекает из второго - "Зачем самому искать, пусть ищут меня" (при высокой самооценке) или "Чего сейчас дергаться, вот уволят (варианты: перестанут платить, разорится контора etc) - буду искать новую работу" (при самооценке пониже). При внешней разнице это все-таки один и тот же стереотип - имея место работы, за него следует держаться, и параллельные поиски чего-то еще воспринимаются как нечто и недостойное, и ненужное. Нет, господа, это не так. Любой успех на рынке возможен, только если вы постоянно следите за ситуацией и знаете состояние рынка. Особенно, если это рынок труда, а товар - вы сами. Здесь нельзя продешевить или ошибиться - вы продаете самое дорогое, что у вас есть.

Разумеется, поиск работы - не самое психологически комфортное занятие. Ездить на собеседования, проходить странные и сомнительные тестирования, отвечать на глупые вопросы не очень умных людей - все это крайне неприятно. Так как же сохранить душевный покой и не упустить своего шанса в жизни? Довольно просто - используйте существующие рыночные структуры.

Самый простой способ - пассивный поиск. Составьте свое резюме и держите его под рукой. Периодически - с появлением какого-то нового фактора (например, окончание сертификационных курсов, участие в крупном или просто интересном проекте, изменение должностных обязанностей, овладение новым языком, создание интересного продукта),- резюме пополняйте. И с такой же периодичностью рассылайте его в кадровые агентства. По реакции агентств вы сможете сделать вывод о своем положении на рынке труда - какую вакансию, на каких условиях и с какой оплатой вам будут предлагать.

Более трудный способ - предлагать свою кандидатуру на конкретные вакансии. Если вы делаете это при помощи кадрового агентства, то вам обычно объяснят, почему вы не подошли к какой-то должности. Таким образом вы будете не спеша двигаться навстречу своему шансу - при этом, что немаловажно, никоим образом не теряя места работы.

Не пренебрегайте услугами кадровых агентств, тем более что эти услуги для вас всегда бесплатны. И помните - искать работу можно и в кругу знакомых, а вот оценивать себя на рынке без участия в рыночных структурах невозможно.

Специалисту иногда непросто найти работу при помощи обычного кадрового агентства - работающие там люди обычно слабо разбираются в новых технологиях, поэтому данные специалиста-разработчика на AutoCAD могут годами пылиться в папке с надписью "Программисты", где их никому и в голову не придет искать. Поэтому при поддержке издательского дома "Открытые Системы" специально для "компьютерщиков" было создано кадровое агентство Enter. Оно ориентировано исключительно на специалистов в области компьютерной техники и телекоммуникаций, что позволит избежать досадной путаницы: верстальщик не потеряется среди полиграфистов, а сетевой администратор никак не окажется в разделе "наладчики". Попасть в банк данных агентства просто - достаточно направить анкету или резюме по любому из указанных ниже адресов агентства.

Не забывайте старую истину: под лежачий камень вода не течет. Так что не оставляйте свой главный товар - рабочую силу - без движения, и вы увидите - вам это даже понравится.


Петр Левицкий - консультант агентства Enter. Кадровое агентство Enter: Москва 117049 а/я 634, тел.: 132-65-48, факс: 135-42-20, e-mail: enter@osp.ru, WWW-страница: http://www.osp.ru