Фирма New Media Generation (NMG ) выпустила на CD-ROM интерактивный мультфильм "Золушка". Воспользоваться этим продуктом может владелец IBM или Macintosh.


О фильме
О персонажах
О творческих глубинах
И все же

О фильме

Фильм состоит из 13 экранов со статичным фоном и движущимися персонажами. Смотреть его можно в двух режимах. В более традиционном режиме рассказа вы просто сидите перед монитором и Александр Пожаров читает вам текст сказки, а в это время на экране происходят соответствующие события: возникает первая сцена, звучит рассказ, на фоне первого кадра идет дровосек, он заходит в дом, возникает второй экран и т. д. Интереснее, как мне кажется, режим игры. Но и здесь вам все равно придется выслушать вводные слова сказки, зато потом звучит музыка и на экране возникает курсор мыши. На экране есть места, где курсор принимает форму "ручки", - там можно нажать на кнопку мыши, и что-нибудь произойдет. Участие зрителя в управлении сюжетом игры минимально, оно в основном сводится к инициации гэгов, т. е. трюков: появляется лягушка, квакает и исчезает; по экрану идет, что-то напевая, тортик; потягивается мачехина дочка и т. д. Кроме того, есть возможность просмотреть имена авторов CD-ROM. Но на быстром компьютере может возникнуть серьезная проблема - невозможно увидеть список авторов, он возникает на доли секунды и мгновенно исчезает. Пока я на Pentium-133 прочла фамилию композитора фильма, моя машина уже вскипела от повторений.

Но прервемся на минуту. Лично я воспринимаю любую новую "Золушку" на фоне сказки Евгения Шварца, этого лучшего русскоязычного варианта "Золушки". Можно, конечно, говорить о нововведениях и специфике жанра, но если уже создана замечательная экранизация, то хотелось бы, чтобы следующая была не хуже. Иначе зачем? Поэтому в этой статье отсылки к Шварцу очевидны, и я даже не стану их скрывать. А теперь вернемся к CD-ROM и посмотрим на него повнимательнее.

О персонажах

Яркая блондинка с большими глазками

Главная героиня сказки - Золушка. У Шварца она "очень молоденькая и очень милая, растрепанная и бедно одетая девушка". Но это в сценарии, а на экране мы просто видим очаровательную Янину Жеймо и понимаем все без слов. На диске авторы пошли другим путем: в первой же сцене приятный голос за кадром объявляет нам, что Золушка - очень милая, добрая и красивая девушка. Конечно, в интерактивном мультфильме сложно крупным планом показать лицо, так чтобы сразу было бы видно, что человек этот милый и добрый. А жаль. Поэтому Золушку на CD-ROM мы видим только общим планом: в основе ее образа клише "яркая блондинка с большими глазками". У Золушки есть один "пробел в воспитании". В бальном платье и хрустальных туфельках она входит во дворец... решительной походкой уличной торговки. Только не надо говорить, что дети таких вещей не замечают. На CD-ROM, где авторам в такие детали явно некогда было углубляться, Золушкина походка выглядит совершенно неожиданно и очень смешно.Еще одна неаккуратность авторов: в сцене, где она, обутая в деревянные сабо, метет пол в доме, ее шагов не слышно. Но отлично слышны шаги дровосека, обутого в тапочки. Это тоже заметили дети, смотревшие фильм. Но эта проблема - ничто по сравнению с эффектом, который производит звук, с которым Золушка расчесывает волосы. Он приводит детей в бешеный восторг - с таким хрустом наш дворник метет улицу. Зато в этой же сцене есть несомненная удача - кукла на переднем плане. Если на куклу указать мышью, то она из страшилки превращается в красавицу. Это один из нескольких симпатичных гэгов, который не просто развлекает, а работает на сюжет сказки.

Принц с голосом ящерки

Теперь обратимся к принцу. Он чуть пропорциональнее, чем Золушка, но в попытке показать его молодым авторы сделали его просто низкорослым. Впервые вы видите его, когда он выбегает из замка. Услышав звуковое сопровождение этой сцены, мои знакомые дети сразу закричали: "Крылья, ноги и хвосты!" Не удивляйтесь: принц в "Золушке" говорит тем же голосом и с теми же интонациями, что и ящерка в этом мультфильме. Еще одно резануло глаз в кадре, где появляется принц: над замком летит откровенно двумерный воздушный шар, а при падении его еще и ужали по горизонтали. Даже дети замечают неладное. Но это все мелочи по сравнению с предпоследней сценой в замке, где принц бежит к Золушке и где глаза у него ... "как у зомби" (так сказали дети). Все дело здесь в том, что взгляд его не прикован к Золушке, а "прыгает", причем зрачки у него то увеличиваются, то уменьшаются...

О мачехе и дочерях

Ну и, наконец, о мачехе и ее дочерях. Мачеха получилась неплохо, дочки вышли хуже, но тут основной недостаток не в них самих, а в их платьях. Сидят они на кровати перед балом и, как сообщает нам закадровый голос, обсуждают, какие платья надеть. В следующем кадре показано, как они уходят на бал... в тех же самых платьях. Девочки это замечают отлично, будьте уверены. А ведь в интерактивные неагрессивные мультфильмы типа "Золушки" играть будут, скорее всего, девочки. Но самый замечательный эпизод, связанный с мачехой и ее дочками, происходит в сцене с залой, где спит король. В этой зале принц находит Золушку, держащую в руках вторую хрустальную туфельку, после чего мачеха и дочки кричат: "Ё-ё-ё-ё-ё!". Такие вот нежные.

О проблемах

А теперь скажем несколько слов об общих проблемах мультфильма. Для начала - о технических неполадках. Первая проблема - отсутствие "ускоренной перемотки". В режиме игры вы, возможно, захотите попасть сразу, например, в шестой кадр и немедленно начать там тыкать курсором мыши в разные предметы. Не тут-то было. Всякий раз, попав в любой экран, вы будете вынуждены выслушать весь текст, соответствующий этому экрану, а потом уже начинать играть. Это очень неудобно. Ситуация похожа на анекдот, в котором родители посадили ребенка перед пластинкой со сказкой и ушли. Приходят обратно и слышат, как ребенок бьется в истерике и кричит: "Хочу!". А пластинка повторяет: "Хочешь, я расскажу тебе сказку, дружок? Хочешь, я расскажу тебе сказку, дружок? Хочешь, я расскажу тебе сказку, дружок?" Заело.

Еще одна проблема - несовпадение звука и действия, его вызвавшего, по месту или времени. Звук может отстать от изображения, может опередить его, а может просто не соответствовать ему. Я смотрела диск на компьютере Pentium-133 с 32-Мбайт ОЗУ и наблюдала все три вида несовпадений. Например, в сцене с дворцовым стражником, к которому принц пришел во время скучного бала до приезда Золушки, сам стражник отлично расфазован: он и вздыхает, и садится, как живой. В общем сделан по всем законам диснеевской анимации. А в углу комнаты стоит барабан. Если на него указать мышью, палочки начинают не спеша бить по барабану. Это славно. Только вот звук идет такой, будто они молотят в пять раз быстрее. Вроде бы мелочь, но заметно и неприятно. Есть в этой сцене еще одна неопрятность: "ручка", указывающая на то, что здесь имеет смысл нажимать кнопку мыши и ожидать появления какого-нибудь гэга, возникает около шпаги принца. Вы нажимаете на кнопку мыши, и... стреляет ближайшее ружье, а шпага при этом остается неподвижной. Понятно, что в этом случае пространство для интерактивного взаимодействия существенно больше, чем сам объект, с которым вы взаимодействуете. Техническая проблема, заметная даже детям.

Еще одна недоделка. Дровосек, отец Золушки, - лысый чахоточный старик, который беспрерывно курит трубку. На мой взгляд, он один из самых выразительных и цельных персонажей сказки. Но у него есть одна странность. В сцене, где злая мачеха считает деньги и противным голосом жалуется ему на свое расстроенное здоровье, он стоит в унылой позе зажатого покорного подкаблучника. Это понятно: мачеха жалуется очень нудно, голос у нее неприятный, а музыка в этой сцене такая, что хочется удавиться. Мачеха - характерная героиня, отлично озвучена и нарисована, удачно движется и пилит мужа профессионально. Непонятно другое: ткнув в дровосека мышкой, вы увидите, как он с наслаждением затянулся и с удовольствием выдохнул дым. Так делает человек, который сидит в кресле и ведет приятную расслабленную беседу со старым другом. Ни малейшего раздражения или напряжения в интонации. А все дело, похоже, в том, что в эту сцену поставлена звуковая "подкладка" из первого кадра, где лесничий возвращается из лесу с вязанкой дров и его удовлетворенное курение вполне можно понять - оторвался мужик от своей кошмарной семьи, погулял. Неужели сложно было сделать еще одну звуковую запись, соответствующую диалогу с мачехой?

И последняя недоделка. Король в "Золушке" - это характерный герой, над ним художники позволили себе поиздеваться, и он получился очень выразительным, но реализован он также не без дефектов. Вот он спит в зале, где накрыт стол для гостей. На столе стоит торт. Если вы укажете на короля, то он проснется, потянется, изумленно воззрится на торт и воровато побежит к столу его есть. Несообразность первая: закадровый голос в это время говорит, что король услышал шум и побежал узнать, в чем дело. А король между тем занят только тортом и ни на какой шум не реагирует. Звук явно не согласован с изображением. Проблема вторая: обратно на трон король идет пятясь: движение назад - это повторение движения вперед, разумеется, в обратном порядке. Если за этим стоит какая-то концептуальная идея, то дети ее не понимают. Но, возможно, просто аниматоры поленились расфазовать три королевских шага назад. Хотелось бы, чтобы будущие интерактивные мультфильмы NMG не содержали таких технических накладок.

Теперь собственно об интерактивности: хорошо бы придать ей менее тривиальный характер: не просто "ткнул в дерево - а на нем яблочко выросло". Есть, например, в "Золушке" сцена, где в роскошной царской зале принц примеряет туфельку кому ни попадя. В этой сцене можно указать "ручкой" на хрустальную люстру - и она превратится в люстру в форме конуса: такие вешали в "хрущобах". Может, это и удачная десакрализация королевской жизни, но, как правило, зрители не понимают и спрашивают, зачем сделан этот гэг. Иногда вообще непонятно, что за персонаж возникает на экране. Одна такая накладка относится к сцене, где гадкие мачехины дочери сидят в ожидании бала. Там на стене висит зеркало: когда вы указываете на него курсором, то в нем появляется некто и говорит: "Привет!" Я проверяла несколько раз на разных людях, и все меня спрашивали: "А что она здесь делает?" А "она", возникающая в зеркале, - это принц. И в сцене с Золушкиной комнатой тоже никто не догадался, что на портрете изображен принц. Все, как один, однозначно решили, что это существо женского пола, возможно волшебница. Иными словами, вместо того, чтобы эмоционально увлечь зрителя, гэги в "Золушке" часто выпадают из сюжета и только отвлекают.

Об удачах

Мне кажется, ребенку гораздо интересней пообщаться с персонажами сказки, воздействовать на ее сюжет. Есть в "Золушке", например, несколько безусловно удачных приемов, когда возникает настоящая, содержательная интерактивность. Эти приемы как раз и работают на сюжетную линию, раскрывают характер персонажей и способствуют эмоциональной насыщенности сцен. Самое забавное, что, скорее всего, эти эффекты появились в мультфильме совершенно случайно и не по воле авторов, а в силу технических неполадок. Например, в сцене, где мачехины дочки мечтают о бале, есть гэг, развивающий сюжетную линию сказки. При нажатии кнопки мыши на кровати появляется и начинает играть патефон. Он, конечно, из другой эпохи, но зато приносит с собой затхлую атмосферу "купеческого" дома. Горькому бы понравилось.

Есть в фильме еще один эпизод, замечательно раскрывающий характер. Возник он, скорее всего, опять же помимо воли авторов. Бьет полночь, героиня сбегает из дворца, и с ее ноги слетает хрустальная туфелька. Золушка оборачивается, несколько секунд смотрит на упавшую туфлю и ... бежит дальше. Настоящая женщина: никаких случайностей, все продумано, принц не уйдет. Я не знаю, что это: техническая неполадка в моем компьютере или задумка режиссера, но этот эпизод девочкам очень нравится.

В сцене со спящим королем тоже есть удачная деталь, и тоже, скорее всего, случайная. Пока вы "гуляете" курсором мыши по экрану, король спит и играет музыка в духе Вивальди. Временами король вздыхает - и тогда музыка смолкает. Вообще-то понятно, что в этот момент просто работает другой модуль программы и музыка блокируется, - вместо нее слышно сопение короля. Блокируется и ваш контакт с экраном - курсор исчезает. Но эффект такой, будто музыканты боятся, что король проснется, и именно поэтому замолкают. И вы боитесь, поэтому тоже замираете. Потом король опять засыпает, музыка возобновляется, и вы опять можете тыкать в экран. Вот это, кстати, самый интерактивный эпизод мультфильма по эффекту присутствия.

О творческих глубинах

И все-таки глубины мне в этой экранизации любимой сказки явно не хватало. Вот как описывал Евгений Шварц атмосферу создания своей "Золушки": "Начал я писать "Золушку" в Москве... Война шла к концу, и вот мы вернулись, наконец, в опустевший и словно смущенный Ленинград. Но ощущение конца тяжелейшего времени, победы, возвращения домой было сильнее, чем можно было ждать... Город, глухонемой от контузии и полуслепой от фанер вместо стекол, глядел так, будто нас не узнает. Но вот вдруг я неожиданно испытал чувство облегчения, словно меня развязали. И с этим ощущением свободы шла у меня работа над сценарием. Песенки получались легко, сами собой. Я написал несколько стихотворений, причем целые куски придумывал на ходу или утром, сквозь сон. И в этом состоянии подъема... потянулся легкий и вдохновенный период работы над "Золушкой"... Что-то случилось со мной, когда вернулись мы в Ленинград. Словно проснулся".

И это ощущение свободы и радости присутствует в сказке. И поэтому там легко отличить прекрасные муки от ничтожных страстей, и вся сказка наполнена красотой, справедливостью и мудростью этого мира. А сейчас я смотрю CD-ROM "Золушка" фирмы NMG и понимаю, что новые технологии еще не освоились в художественном пространстве. И я ни за что не соглашусь, чтобы мои дети узнали "Золушку" по этому цветному и прекрасно оформленному диску, а не по старой черно-белой копии шварцевского фильма.

И все же

Несмотря на множество претензий, высказанных в этом тексте, хочу заметить, что я смотрела и показывала другим CD-ROM "Золушка" уже много раз. И с удовольствием смотрю его опять. В этой "Золушке" есть эффект сказочности - благодаря мягкой гамме красок и живописным, действительно по-игрушечному уютным пейзажам, музыке Вячеслава Сержакова, удачным режиссерским решениям. Кажется, не раз видела я башню с часами и королевский дворец вдали, Золушкину куклу и злобную мачеху, а все равно хочется запустить диск еще раз.

Я желаю всяческих удач создателям нового жанра интерактивной мультипликации. New Media Generation планирует выпустить и другие интерактивные мультфильмы, в том числе "Пиноккио" (ну почему не "Буратино", ведь это русская версия?) и "Дюймовочку". (К моменту выхода в свет журнала они должны появиться в продаже. - Прим. ред.) Я думаю, технически они будут лучше "Золушки". И я надеюсь, что жанр интерактивной мультипликации будет развиваться: есть какая-то тайна, привлекающая к нему.


Наталья Петрова - к.п.н., специалист по компьютерной графике и анимации, эксперт фестиваля "Аниграф". Тел.: (095) 230-15-91

"Золушка"


Коротко о продукте: интерактивный мультфильм для детей от 5 до 50 лет.

Требования к IBM-совместимому компьютеру: процессор не ниже 486DX2-66, ОЗУ не менее 8 Мбайт, видеорежим - 640x480 точек при 256 оттенках цвета, 2Х CD-ROM, звуковая плата, мышь.

Требования к компьютеру Macintosh: процессор 68020, 4 Мбайт доступной памяти, 2Х CD-ROM, MacOS не ниже 7.1.

Цена: 30 долл.

New Media Generation,
тел.: (095) 905-37-28