, завязанные разноцветными ленточками, станут для миллионов американцев символами надежды на счастливую жизнь в следующем году. В этом качестве они впервые отобрали главные роли у домашней бытовой техники, одежды, парфюмерии... Возможно, потом воспоминания о рождественском пироге будут перемежаться первыми впечатлениями о скорости передачи данных по новой USB-шине.

Вряд ли в нашей стране следует ждать к Новому году сколь-нибудь значительного всплеска спроса на ПК. Но даже среди тех, кто может позволить себе такой подарок, немного найдется смельчаков, которые в предновогоднем цейтноте и рождественской суете пойдут в магазин и, беспрекословно повинуясь рекомендациям продавцов-консультантов, за несколько минут совершат покупку. Или - как у них - закажут компьютер по почте. Об этом даже подумать страшно - ведь вам могут прислать машину не в той комплектации, не тех производителей, да и просто не прислать. А что тогда делать? Свято верить, что за 24 часа ваши претензии будут удовлетворены? Слава Богу, у нас такого соблазна пока нет. Да и вряд ли кто-нибудь готов отдать неизвестно кому, неизвестно за что свои кровные. Прежде чем сделать судьбоносный шаг, люди опросят всех своих знакомых специалистов, посетят компьютерные выставки, почитают, наконец, наш "Мир ПК". Потом посмотрят, как эта "глюковина" работает у друзей, обойдут с десяток фирм... И вот тогда, может быть...

Наверно, всего этого делать и не нужно, но наша действительность, наше государство исподволь воспитывают в нас настойчивых и бесстрашных испытателей, или, как говорят у них, тестеров.

Активное приобщение самых широких масс к процессу исследования всего и вся было начато на телевидении рекламой водки "Распутин", когда зрителей учили отличать хорошее (настоящее) от плохого (поддельного). Дальше - больше. Потом последовала простая и наглядная методика проверки ударопрочности электронных изделий - в телевизионной рекламе часов G-Shock хоккеист использовал их вместо шайбы. Показ блокнотных ПК часто сопровождается дежурным испытанием - их "неожиданно" роняют со стола на пол (иногда, для разнообразия, их заменяют переносными жесткими дисками).

Один из последних примеров - уникальный эксперимент по внедрению в массы методики тестирования сканеров, когда специально для того, чтобы рассказать о том, как отличить хорошие изделия от не очень, в Москву приехал блестящий разработчик с ученой степенью, посвятивший созданию этих устройств немало лет. И не только прекрасно рассказал, но и вооружил литературой и тестовыми изображениями. Спасибо.

Итак, тестируют все. Одни - водку, другие - компьютеры. Компьютерная грамотность самотеком проникает в массы. И это здорово. Остается непонятным одно: зачем существуют государственные органы сертификации, призванные оградить потребителя от некачественной, а порой и опасной продукции? Где независимые испытательные центры? Что, в конце концов, делают тестовые лаборатории отечественных компьютерных журналов? Почему производители не ломятся в двери этих заведений и не записываются в очередь на проведение тестирования?

Ответ прост: ни государственное, ни независимое тестирование (сертификация) как форма общественного признания качества товаров не являются для производителей в нашей стране необходимыми и притягательными. Государственное - поскольку оно дорого и неавторитетно в массах (а при желании без него можно обойтись - российские сертификаты качества пока необходимы лишь тем, кто торгует через розничную сеть). Независимое тестирование - это обычно всего лишь перенесение признания товара западным рынком, или авторитета их тестовых институтов, на нашу почву. Оно не требует дополнительных затрат и почти лишено риска. Правда, такое "перенесение" срабатывает далеко не всегда - на мнение российских покупателей влияют значительно более сильные факторы. Но в крайнем случае используются другие, многократно проверенные, надежные способы влияния на общественное мнение - массированная реклама, "убеждение" журналистов и т. п.

Если говорить о тестовых лабораториях компьютерных изданий, то ни одна из них не может пока сравниться, например, с тестовыми центрами PC World или Macworld, расположенными в многоэтажных зданиях и выдающими столько результатов тестирования ежемесячно, что они порой не помещаются в эти пухлые журналы. Наши же испытатели вынуждены заниматься не столько самим тестированием, сколько заманиванием производителей. В результате отчеты появляются нерегулярно, найти их в нужный момент трудно, а составить по ним картину быстро меняющегося рынка еще труднее.

Но давайте все же вернемся к нашему предновогодне-рождественскому покупателю. Времени - в обрез. Лишних денег нет. Вот тут и опереться бы на чье-нибудь авторитетное мнение, аргументированное и независимое. А ведь когда-то существовал "Знак качества". Можно сколько угодно иронизировать по этому поводу, однако, по-моему, не вызывает сомнений необходимость существования независимой от производителя экспертизы. Но только не с пожизненным присвоением званий. И не бюрократически-волокитной, а оперативной и гласной. И еще - не коррумпированной. Да чтобы методики тестирования были научно обоснованными и устраивали всех... В общем, такое бывает, к сожалению, только в мечтах.

А новогодним вечером так и грезится, как мы заказываем компьютер по почте, почитав на ночь рейтинги независимой экспертизы, и Деды-Морозы приносят перевязанные яркой ленточкой и ставят под елку короба, коробки, коробочки, заполненные компьютерной техникой. Так встречаются два чуда. В одно мы свято верили в детстве, в другое - электронное чудо конца ХХ века - так хочется верить теперь.

С Новым годом, друзья!