Adobe Premiere 4.2
Asymetrix Digital Video Producer 4.0
Avid Real Impact
In:sync Speed Razor Mach III
Star Media Video Action Pro 3.0
Ulead Media Studio Pro 2.5
Vitec Video Clip MPEG-1 Pro
Мнение специалиста
Программы для видеомонтажа на любой вкус

Имея мультимедийный ПК, можно за считанные часы научиться редактировать видео и работать с эффектами профессионального качества. Воспользуйтесь соответствующей программой для видеомонтажа и создания спецэффектов - и ваш исходный материал станет выглядеть не хуже, чем голливудские фильмы. Вас заинтересовала такая возможность? Мы протестировали 7 видеоредакторов и 14 программ для создания спецэффектов и предлагаем их вашему вниманию.

Новое поколение программного обеспечения для видеомонтажа и создания спецэффектов на ПК почти мгновенно способно сделать вас мастером по производству цифровых роликов. С помощью программ видеомонтажа можно манипулировать с цифровыми видеофайлами, добавлять эффекты перехода, звуковые дорожки и выводить конечный результат на пленку или CD-ROM. Программы создания спецэффектов и сменные фильтры, в свою очередь, превращают настольный компьютер в домашнюю разновидность Industrial Light and Magic (крупнейшая компания по производству компьютерных спецэффектов для кино), предоставляя в ваше распоряжение броские визуальные эффекты, качественные видеоклипы, а также возможности постепенной деформации, морфинга и произвольного изменения геометрии в каждом кадре видеоролика. Мы рассмотрели семь пакетов для видеомонтажа. На первый взгляд они очень похожи - все обладают многоуровневыми интерфейсами на основе шкалы времени, инструментами для работы со звуковыми дорожками и средствами наложения эффектов перехода. Однако за внешним сходством скрываются некоторые крупные внутренние различия. Например, In:sync Razor Mach III рассчитан на профессиональную работу, тогда как Asymetrix Video Studio Pro понравится новичкам, но разочарует опытных специалистов. Спектр возможностей того или иного пакета может несколько затруднить ваш выбор, тем более что рынок предлагает продукты на любой вкус.

Заметим, что независимо от уровня вашего опыта нормальная работа ПО для видеомонтажа возможна лишь на мощном оборудовании. Вам потребуется быстрый Pentium с большой оперативной памятью (как минимум Pentium-75 с 16-Мбайт ОЗУ) и хороший жесткий диск (лучше SCSI) с достаточным объемом дискового пространства (ведь 1 минута видео качества S-VHS занимает около 100 Мбайт). Продуктивность работы повысит монитор с большой диагональю (от 17 дюймов), поскольку на таком экране вам будет легче управляться с интерфейсами, хаотично перемешанными со шкалами времени, окнами предварительного просмотра и модулями эффектов. Существенно ускорить процесс может и 32-разрядная ОС, скажем Windows 95 или NT. Ну и наконец, вам понадобится наиболее труднодоступный ресурс - время: на добросовестное редактирование 15-минутного видеоролика может уйти несколько недель.

Adobe Premiere 4.2

795-долларовый "монстр", Adobe Premiere 4.2 - это эталон, с которым стоит сравнивать все остальное ПО для видеомонтажа. И не удивительно. Пакет предлагает переходы 76 видов, фильтры 63 типов (в том числе один, создаваемый лично вами) и массу эффектов: искажение под стеклом линзы; вид из видеокамеры; движение по заданной траектории, позволяющее перемещать, масштабировать и поворачивать под любым углом кадры видеоклипа и многое другое. Сей богатый арсенал дополняет эффект chroma key (такое наложение клипов, при котором становится прозрачным выбранный вами цвет или диапазон цветов), а возможность обработки файлов Photoshop предусматривает "оживление" растровых изображений фотографического качества и объединение их в видеопоследовательность. Кроме того, вы сможете формировать лист монтажных решений и работать с временным кодом SMPTE; в вашем распоряжении есть и драйверы сжатия для нового кодека Intel - Indeo Interactive. Согласитесь, это богатый набор. Однако главный козырь Premiere - поддержка сменных (plug-in) фильтров и спецэффектов других производителей, таких как Avid TransJammer и MetaTool Final FX. По скорости формирования клипа Premiere опередил все рассмотренные в обзоре пакеты. И хотя Premiere обладает лишь одним уровнем отмены действия (undo), этот незначительный недостаток не стал препятствием для присвоения продукту высшего рейтинга.

Оценка: *****


Asymetrix Digital Video Producer 4.0

Если у вас нет времени на размеренное и внимательное изучение основ редактирования видео, обратите внимание на пакет Digital Video Producer 4.0 компании Asymetrix, предназначеный специально для новичков, стремящихся поскорее заняться видеомонтажом. Обширная диалоговая справочная система и 20-минутный курс обучения описывают все возможности этого продукта стоимостью 79 долл. Среди нововведений - удобный модуль Titling Specialist для создания трехмерных анимационных титров с помощью шрифтов TrueType. Вы сможете по-разному скашивать углы символов, изменять освещенность и даже вставлять ключевые кадры в анимационные последовательности. Программа предлагает два окна для раздельного предварительного просмотра (прослушивания) видео- и аудиоклипов; при этом, перемещая мышью курсор по временной шкале, вы сможете просматривать любое место ролика (функция scrubbing). Имеется также возможность пакетного ввода видео. Неудивительно, что профессиональных функций у программы нет: она имеет всего по две аудио- и видеодорожки, лишь 15 эффектов перехода и не поддерживает SMPTE и EDL. Тем не менее домашним пользователям и служащим небольших офисов, поставленным в жесткие рамки сроков и ограниченным в денежных средствах, Digital Video Producer понравится.

Оценка: ***


Avid Real Impact

Компания Avid, чьи продукты уже давно используют в Голливуде, наконец обратила свои взоры на ПК, выпустив рассчитанный на профессионалов видеоредактор Real Impact. Пока эта программа работает только с платами ввода-вывода видео серии Targa фирмы Truevision (правда, по утверждению Avid, скоро будет добавлена поддержка и других плат) и предоставляет в ваше распоряжение лишь четыре звуковых и две видеодорожки. Для получения эффекта прозрачности при наложении клипов необходимо сначала объединить обе дорожки, затем переместить полученное обратно на первую и, наконец, вставить нужный вам спецэффект. Согласитесь, это весьма громоздкий процесс. Мы обнаружили также, что программа в сравнении с другими загружает клипы гораздо дольше. Несомненным ее достоинством, однако, является реализация функции предварительного просмотра, в значительной степени облегчающей работу над клипом: вы перемещаете курсор по временной шкале, и видеоклип проигрывается в окне с невероятной четкостью. Еще больше впечатляет, что этой программе для работы достаточно всего 16 Мбайт оперативной памяти. Пользовательский интерфейс хорошо приспособлен для сложных проектов. Пакет поддерживает файлы формата OMF (Open Media Framework Interchange), что обеспечивает совместимость с любыми программами, работающими с этим стандартом. Последователь Real Impact - MCXPress будет поддерживать большее количество форматов файлов, а также обеспечивать вывод в формате MPEG. Модернизация Real Impact (стоящего 2995 долл.) до MCXPress (цена которого 4995 долл.) для зарегистрированных пользователей первого будет производиться бесплатно.

Оценка: ***


In:sync Speed Razor Mach III

Если вы - яростный фанат видео, работающий с Windows NT, продолжайте читать: Speed Razor Mach III компании In:sync создан для профессионалов. Пакет поддерживает бесконечное число аудио- и видеодорожек, десять уровней отмены действия и микширование в режиме реального времени до четырех звуковых каналов. Работу над проектом ускоряет возможность немедленного воспроизведения отредактированных участков. Поддержка EDL позволит осуществить черновой (off-line) монтаж и передать результаты в видеомонтажную, где материал профессионально отредактируют. В отличие от большинства других продуктов Speed Razor Mach III оптимизирован для плат ввода-вывода видео DPS Perception и Truevision Targa 1000 (2000) - пакет поддерживает их "естественные" форматы файлов и функции ускоренной прорисовки. Однако формирование клипов формата AVI проходило несколько медленнее по сравнению с Premiere; кроме того, Speed Razor не способен создавать несжатые клипы. Пакет требует не менее 32 Мбайт оперативной памяти (что не является проблемой для машин, работающих под управлением NT). На продукт установлена довольно высокая цена - 1400 долл. Тем не менее, если у вас есть одна из вышеупомянутых плат ввода-вывода видео, Speed Razor - прекрасный выбор.

Оценка: ****1/2


Star Media Video Action Pro 3.0

Пакет Video Action Pro компании Star Media, возможно, самый лучший видеоредактор из всех существующих. Этот выдающийся продукт предлагает переходы 200 видов, 75 фильтров и массу спецэффектов, таких как постепенная деформация (warp), морфинг (morph), "молния" (lightning), "кристаллизация" (crystallize), "калейдоскоп" (kaleidoscope) и "объемное закручивание" (3D Twirl). Очень хорошо реализована функция предварительного просмотра, позволяющая быстро просмотреть любой отрезок видеоклипа. Великолепные эффекты (среди которых мне больше всего нравится имитация водной ряби - water ripple) делают Video Action Pro вполне достойным своей цены (499 долл.). Модуль Transition Wizard поможет вам в оформлении проекта, а бесконечное число уровней отмены действия позволит безопасно производить любые эксперименты. Программа обладает некоторыми недостатками: при перемещении кадра за пределы окна временная шкала не прокручивается, и приходится дополнительно несколько раз щелкать клавишей мыши; скорость формирования клипа замедлена одновременным предварительным показом каждого кадра. Тем не менее Video Action Pro - хороший профессиональный редактор с невероятным количеством спецэффектов.

Оценка: ****1/2


Ulead Media Studio Pro 2.5

Этот продукт можно назвать "CorelDraw для видеомонтажа". Среди всех рассмотренных программ именно пакет Media Studio Pro 2.5 компании Ulead больше всего хочется порекомендовать для приобретения, поскольку он объединяет в себе все возможности высококлассного видеоредактора и предлагает великолепный набор средств для обработки изображений, морфинга и редактирования звуковых дорожек. Удобный интерфейс на основе временной шкалы и поддержка 101 видео- и аудиодорожек делают Media Studio Pro необычайно мощным инструментом. Профессионалы, работающие на телевидении, могут воспользоваться функцией улучшенного ввода видео в формате NTSC (29,97 кадров в секунду), а предварительное выделение буфера оперативной памяти позволит качественно повысить прорисовку кадра с минимальной дискретностью, что заметно улучшает плавность анимации. Ulead Media Studio Pro 2.5 (350 долл.) является самым недорогим профессиональным видеоредактором.

Оценка: ****1/2


Vitec Video Clip MPEG-1 Pro

Пакет Video Clip MPEG-1 Pro - это первый нелинейный видеоредактор, работающий с клипами в формате MPEG. К сожалению, при цене 998 долл. эта программа обладает наименьшим количеством возможностей среди всех продуктов, рассмотренных в данном обзоре. Основой пакета является многотрековая таблица для покадрового редактирования, куда можно загрузить любую последовательность в формате MPEG-1. Однако несколько MPEG-клипов можно скомбинировать только при условии, что все они одинаково отформатированы и сжаты с одним и тем же коэффициентом. Причем если один из клипов имеет звуковую дорожку, то остальные тоже должны быть снабжены оными. И хотя редактирование клипов формата MPEG - возможность уникальная, программа обладает довольно-таки коротким списком рабочих функций. Например, при всего 10 видах фильтров и переходов отсутствует функция отмены действия; не найдете вы и возможностей наложения клипов c прозрачностью типа True Blue и Alpha Channel. Самое неприятное ожидает вас в конце: при выходе из программы вы не получите предупреждения о том, что ваш проект не сохранен, и это может привести к потере многих драгоценных часов, затраченных на нелегкую работу. Тем не менее при всех своих ограничениях Video Clip MPEG-1 Pro - это единственный продукт для редактирования видеофайлов в формате MPEG.

Оценка: ***


Мнение специалиста

Мы внимательно следим за развитием компьютерной индустрии, пытаясь тщательно анализировать современные веяния и тенденции, чтобы вовремя рассказать о них нашим читателям. Однако очень часто получается так, что информация о новых программных и аппаратных продуктах, взятая из зарубежных изданий, для российского пользователя малоактуальна, иногда просто из-за отсутствия оных на нашем рынке. Поэтому мы решили, что не лишним будет узнать мнение отечественных специалистов. Своими соображениями по поводу статьи Р. Попко делится Сергей Мирошников.

Прежде всего не очень ясно, кому данный обзор, собственно, адресован. С точки зрения профессионального использования такой продукт, как Asymetrix Digital Video Producer, вообще недостоин упоминания, а для любителей или начинающих интерес к пакету стоимостью 5 тыс. долл. (Avid MCXPress) может носить только чисто академический характер (или мы поощряем пиратов?). Поскольку по роду своей деятельности я имею дело именно с профессионалами в области компьютерной графики, мне хотелось бы остановиться только на тех продуктах, которые попадают в сферу их интересов и при этом реально присутствуют на отечественном рынке, а именно: Adobe Premiere, Avid Real Impact, MCXPress, In:sync Speed Razor, Ulead Media Studio. По поводу "домашнего видео" замечу, что пассажи типа "Воспользуйтесь соответствующей программой для видеомонтажа и создания спецэффектов - и ваш исходный материал станет выглядеть не хуже, чем голливудские фильмы" или: "Современное ПО почти мгновенно способно сделать вас мастером по производству цифровых роликов" и "...превращает настольный компьютер в домашнюю разновидность Industrial Light and Magic", конечно же, нельзя воспринимать всерьез. В доказательство приведу очень простую аналогию: наверняка очень и очень многие люди, имеющие доступ к компьютеру, хоть раз в жизни пытались, ради интереса, сделать нечто трехмерное на 3D Studio (естественно, взломанном), но у скольких из них получилось что-нибудь путное? Кроме того, автор обзора "забывает" упомянуть, что система нелинейного видеомонтажа помимо программной компоненты должна иметь еще и аппаратную базу, т.е. устройство ввода-вывода видео, а иначе откуда внутри компьютера возьмутся исходные видеоматериалы, чтобы потом их монтировать? А стоимость подобного устройства, обеспечивающего действительно профессиональное качество видео ... ну, это отдельный вопрос!

Теперь перейдем к конкретному рассмотрению описанных пакетов. По поводу Adobe Premiere: автор совершенно прав, называя его эталоном, с которым сравниваются все остальные продукты, но это не следует понимать так, что Premiere - лучший. Он не лучший, он - наиболее распространенный (сравните ситуацию с Windows и остальными OC для PC). Наиболее сильная сторона Premiere - его действительно интуитивно понятный и дружественный интерфейс, наиболее слабая - большое количество ошибок (вот об этом вы не прочтете ни в одном обзоре!). Последнее обстоятельство может достаточно сильно осложнить жизнь тех, кто действительно использует его для создания видеороликов, но это все же не фатально: просто нужно хорошо представлять реальные возможности Premiere и избегать некорректно работающих функций. Такое знание, к сожалению, невозможно приобрести иначе как методом собственных проб и ошибок. Еще один плюс - возможность использования дополнительных (plug-in) эффектов, поставляемых независимыми разработчиками (помимо указанных в статье можно упомянуть Andromeda и Hollywood FX), однако в настоящее время это больше не является прерогативой одного лишь Premiere. И еще одно замечание общего характера: что касается "переходов 76 видов и фильтров 63 типов", то это соответствует действительности, однако воистину ли это безусловное достоинство? Парадигма "Чем спецэффектов больше, тем пакет лучше (и соответственно дороже)", безусловно, рождена человеком "от компьютера", человек же "от видео", сиречь пользователь, для которого этот пакет и создавался, использует в своей реальной повседневной работе разве что пяток из этих эффектов и угрюмо думает при этом: "Лучше бы рендеринг (просчет) по полям правильный сделали..."

Компания Avid является одним из первопроходцев в области нелинейного видеомонтажа и на протяжении последних лет выпустила несколько разновидностей систем монтажа на базе Mac и PowerMac (действительно очень хороших и очень дорогих). Упомянутый в статье Real Impact - первый опыт Avid в области создания продуктов для PC, однако, он явно не удался, и в результате к моменту, когда я пишу эти строки, указанный продукт снят с производства, так сказать, умер не родившись. Так что теперь имеет смысл говорить только о пакете под названием MCXPress. Не вдаваясь в технические подробности, могу сказать, что потенциально это лучший продукт для монтажа из тех, что я видел, в котором присутствует большой опыт компании Avid в области создания действительно профессиональных монтажных систем. Почему же только потенциально? А потому что имеет место одно "но" (которое, кстати, указано в обзоре), а именно жесткая привязка MCXPress к изделиям семейства Targa компании Truevision. Эта зависимость определяется исторически сложившимся сотрудничеством Truevision и Avid, и она же является объективным недостатком программного пакета, так как в настоящее время Targa - это не лучшее из устройств ввода-вывода видео в режиме реального времени на платформе PC.

Все, что сказано в обзоре о пакете Speed Razor (последняя версия 3.5) компании In:sync, соответствует действительности, однако не совсем четко расставлены акценты. Скажу сразу: с моей точки зрения, система нелинейного монтажа, включающая в себя плату ввода-вывода Perception (PVR) компании DPS и пакет Speed Razor, является сейчас лучшей на платформе PC по соотношению цена/качество. Что касается оценок программной компоненты этой системы, то они следующие. Присутствует весь "джентльменский набор" наиболее часто используемых в работе спецэффектов, при этом монтаж на уровне прямых склеек (встык) происходит в режиме реального времени (не требует рендеринга). Время просчета проектов, созданных в Speed Razor, в среднем сопоставимо с таковым же для Adobe Premiere 4.2. Явных ошибок не выявлено. Так же, как и у Premiere, реализована поддержка встроенных модулей эффектов независимых разработчиков. А вот чего нет у Premiere, но есть у Speed Razor, так это прямой интерфейс пакета с платой Perception (но не жесткая привязка, как у MCXPress с Targa!) При наличии переходника с интерфейса RS-232 на RS-422 имеется возможность удаленного управления профессиональной видеотехникой в соответствии с временным кодом и захвата видеофрагментов в пакетном режиме.

О пакете Ulead Media Studio трудно сказать что-нибудь очень хорошее или очень плохое. Какой бы из модулей, входящих в его состав, ни взять - существует пакет, который делает то же самое, только лучше (собственно видеомонтаж - Premiere, обработка изображений - Photoshop, морфинг - Elastic Reality и т.д.). Получить его как бы бесплатно (он часто поставляется в комплекте с некоторыми платами ввода-вывода) - недурно, покупать отдельно - вроде бы незачем.

До сих пор мне не удалось поработать с пакетом Video Action фирмы Star Media, а жаль: судя по описаниям (хотя опыт учит не очень доверять им), это может быть интересной альтернативой рассмотренным выше продуктам. Два дополнения, почерпнутые из Internet: во-первых, самая последняя версия этого пакета имеет номер 4.0, во-вторых, в ней реализована (как и в Speed Razor) прямая поддержка платы DPS Perception.


Сергей Мирошников - менеджер компании Steepler Graphics Group.
Тел.: (095) 246-10-42; E-Mail: serg@sgg.ru

Программы для видеомонтажа на любой вкус

Продукт
Adobe Premiere 4.2
Asymetrix Digital Video Producer 4.0
Avid Real Impact for Windows NT
In:sync Speed Razor Mach III
Star Media Video Action Pro 3.0
Ulead Media Studio Pro 2.5
Vitec Video Clip MPEG-1 Pro
Цена, долл.
795
79
2995
1499
499
349
998
Основные характеристики
Число видеодорожек
99
2
2
Бесконечность
Бесконечность
101
32
Число аудиодорожек
99
2
4
Бесконечность
Бесконечность
101
16
Количество эффектов перехода
76
15
35
107
200
103
10
Количество фильтров
63
8
8
50
75
52
10
Количество уровней отмены действия
1
1
32
10
Бесконечность
99
Нет
Профессиональные функции
Прорисовка линиями толщиной менее точки
Есть
Нет
Нет
Есть
Есть
Есть
Нет
Редактирование траектории движения
Двумерное, трехмерное
Двумерное1
Двумерное
Трехмерное
Двумерное и трехмерное
Двумерное и трехмерное
Нет данных
Пакетный захват
Есть
Есть
Нет
Есть
Нет
Есть
Нет
Экспорт и импорт списков EDL
Нет/Есть
Нет/Нет
Нет/Нет
Есть/Есть
Нет/Нет
Нет/Есть
Нет/Нет
Экспорт и импорт SMPTE
Есть/Есть
Нет/Нет
Есть/Нет
Есть/Нет
Нет/Нет
Нет/Есть
Есть/Есть
Просмотр в режиме реального времени
Есть
Есть
Есть
Есть
Есть
Есть
Нет
Покадровое редактирование
Есть
Нет
Есть
Есть
Есть
Есть
Есть
Системные характеристики
Совместимость с ОС
Windows 95, NT, Mac
Windows 95, NT
Windows NT
Windows NT
Windows 95, NT
Windows 3.11, 95, NT
Windows 3.1, 95
Рекомендуемая ОС
Windows 95, NT
Windows 95
Windows NT
Windows NT
Windows 95, NT
Windows 95, NT
Windows 3.1, 95
Дополнительное ПО
Adobe Premiere 4.0a, Adobe Photoshop, ATM 3.0.2, Crystal Graphics Flying Fonts 3.0.1 LE, Acrobat Reader 2.1, VDO Live personal server и VDO
Asymetrix Titling Specialist
Нет
Нет
Star Media VA Morph/Warp
Ulead Multimedia-
Converter, Ulead Image Editor, Ulead Morph Editor, Album, Screen Capture, Audio Editor
Нет
Поддержка
Бесплатная техническая поддержка
Нет2
Нет 3
Есть
Есть
Нет
Нет
Нет
Поддержка по выходным дням
Есть
Нет
Нет
Нет
Есть
Нет
Есть
Web-адрес фирмы
www.adobe.com
www.asymetrix.com
www.avid.com
www.in_sync.com
Нет данных
www.ulead.com
www.glimmer.com/vitec
1 Трехмерные траектории движения для текстовых титров.
2 Необходимо внести взнос за техническую поддержку.
3 Бесплатная помощь только при установке.

Все программы для видеомонтажа тестировались на ПК Micron P150 c процессором Pentium-150, адаптером PCI SCSI Adaptec AHA 2940W, платой ввода-вывода видео Truevision Targa 1000 и жестким диском Fujitsu M2934 емкостью 4,5 Гбайт.

669