Designer в движении
Мастер сцен

Средство для работы с трехмерной графикой


Достоинства: профессиональный инструментарий для трехмерного моделирования; превосходный рендеринг; улучшенный интерфейс; низкая цена.
Недостатки: высокие требования к объему ОЗУ; низкая общая производительность; средства управления анимацией требуют настройки.
Цена: 499 долл.
Оценка: ***/6,9
Ray Dream, тел. в США: 415/960-0765.

Программа Ray Dream Designer очень популярна среди художников и иллюстраторов благодаря мощному инструментарию для трехмерного моделирования и богатым возможностям рендеринга. Теперь эта программа вошла в новый пакет Ray Dream Studio 1.0 и стала пригодна для решения широкого круга задач, связанных с подготовкой мультимедиа-продуктов (если вам не требуется средство для работы с анимацией, можете приобрести программу Designer 4 отдельно за 199 долл.). Компакт-диск Ray Dream Studio содержит программы Ray Dream Designer 4, Ray Dream Animator, библиотеку готовых изображений Dream Models (любое изображение можно редактировать) и богатый набор текстур, в том числе TextureScape фирмы Specular. Кроме того, в комплект входит инструментарий Extensions Portfolio API, позволяющий создавать трехмерные расширения для программы Designer.

Designer в движении

Модуль анимации пакета Ray Dream Studio выполнен в виде расширения, появляющегося в окне иерархии сцен программы Designer 4. В режиме анимации в левой части окна изображается список доступных объектов (см. рисунок). В анимированных сценах используется более развитая иерархия свойств, чем в статических, в частности описываются текстуры отдельных объектов и преобразования их формы. Правее иерархического списка объектов расположен секвенсор, включающий временную шкалу для каждого объекта, участвующего в анимации. Здесь же можно открывать диалоговые окна, позволяющие манипулировать переходными эффектами и создавать плавные траектории перемещения объектов. Похожие диалоговые окна используются для применения анимационных спецэффектов, например "прыжков" или "вращения", а также для задания траектории перемещения объекта относительно других объектов сцены.

Модуль анимации поддерживает также инверсную кинематику, позволяя управлять поведением связанных между собой объектов, что упрощает организацию сложных видов движения. Например, вы можете ограничить естественными пределами движения локтя моделируемой руки и задать взаимную зависимость этих движений и движений прочих частей модели. В результате любое перемещение кисти автоматически вызовет движение всей руки.

Анимационный модуль позволяет применять достаточно сложные эффекты, но средства манипуляции ими ограничены и так же хорошо отлажены, как аналогичные средства пакета Specular Infini-D. В частности, на экране не изображаются траектории движения, поэтому их нельзя редактировать непосредственно в пространстве сцены; предварительный просмотр результатов анимации выполняется в программе медленно, даже если объекты представлены в упрощенном виде; инструмент для редактирования временных интервалов не регистрирует часы, а лишь минуты, секунды и отдельные кадры. Конечно, вы вряд ли станете создавать с помощью этой программы полнометражный фильм, но если вам потребуется вставить в определенной точке (скажем, на отметке "1 час 10 минут") длительной мультимедиа-презентации анимационный фрагмент, вы не сможете предварительно пронумеровать все необходимые кадры.

Мастер сцен

В третьей версии Designer использовался Мастер моделирования (Modeling Wizard); в версию Designer 4 включено новое средство - Мастер сцен (Scene Wizard). Как и его предшественник, этот замечательный Мастер предлагает последовательность диалоговых окон, помогающих создавать трехмерные миры с источниками света, фоновыми картинками, всевозможными объектами и камерами, задающими точку зрения на сцену. Создаваемые с помощью Мастера сцены можно редактировать, что позволяет использовать их либо в качестве исходного материала для последующей работы, либо просто в качестве учебного пособия по построению сцен.

Новыми в версии Designer 4 являются и инструменты для деформации (Deformers), с помощью которых вы можете растягивать, изгибать, скручивать, масштабировать и разделять на части трехмерные объекты. Эти инструменты вызываются в диалоговом окне Object Properties ("Свойства объектов"). Они очень удобны для создания анимационных эффектов, таких как, например, пляшущие чайники.

В Designer 4 сохранен имевшийся в третьей версии отличный инструментарий для рендеринга с развитыми средствами редактирования, позволяющими манипулировать множеством атрибутов объектов - цветом, глянцем, прозрачностью, коэффициентами отражения и преломления света. Вы также можете "рисовать" с помощью перечисленных атрибутов. Еще одна новая функция - "канал светимости" (glow channel), позволяющий создавать объекты, как бы излучающие свет.

Средства моделирования в Designer 4 практически не изменились по сравнению с третьей версией, однако интерфейс программы заметно улучшен, в результате среда моделирования стала удобнее и проще. Единое контекстно-зависимое основное меню в верхней части окна заменило использовавшиеся в предыдущей версии меню отдельных окон. Это относится, например, к меню Freeform Modeler ("Моделирование объектов произвольной формы"); поэтому теперь не нужно вспоминать, к какому меню следует в данный момент обратиться. Более логично в новой версии организованы средства управления положением камер, что облегчает работу со сценами. В интерфейсе модуля Shader Editor ("Редактор поверхностей") удачно использована метафора картотеки. Этот интерфейс реализован в окне иерархии объектов и в средстве поиска и просмотра объектов; к сожалению, он не используется в окне просмотра поверхностей.

В Designer 4 были исправлены многие недочеты предыдущей версии. Однако следует заметить, что программа весьма требовательна к объему оперативной памяти. Даже при рекомендованном (не минимальном, а оптимальном) объеме ОЗУ - 16 Мбайт - Designer иногда неожиданно выгружается или зависает. Я удвоил размер логического диска на своем ПК Power Macintosh 7100, чтобы программа могла работать в "комфортных" условиях, но и после этого производительность оставалась низкой; выполнение задач, связанных с интенсивными вычислениями, например рисование трехмерных объектов, происходит мучительно медленно.

Руководство пользователя Designer 4 информативнее, проще и удачнее структурировано, чем в предшествующей версии. Учебник по анимации очень полезен для начинающих мультипликаторов. Для пользователей с техническими наклонностями в пакете Ray Dream Studio предусмотрена полная документация по созданию расширений к программе Designer 4.

* * *

Пакет Ray Dream Studio дополняет инструментарий программы Designer 4 неплохими средствами анимации и множеством моделей и текстур. Пакет снабжен большим числом готовых трехмерных объектов и текстур для оформления различных поверхностей. Даже несмотря на весьма жесткие требования к объему памяти и раздражающе медленную работу программы Designer, это превосходный инструмент для новичков в области трехмерной графики и пользователей, ограниченных в средствах.