ОТДАВАЯ ФУНКЦИЮ резервирования и восстановления ваших данных внешнему поставщику услуг, вам не обязательно вникать в подробности того, как происходит обеспечение уровня декларируемого сервиса
Источник: Shutterstock

Чтобы предотвратить потерю уже накопленных знаний даже при катастрофе или выходе из строя основных носителей информации, нужно иметь копию ценных данных в специальном хранилище. При этом современным предприятиям уже совсем не обязательно самостоятельно создавать и поддерживать систему резервного копирования для своих пользователей, тем более что это требует покупки дорогостоящего оборудования и администрирования соответствующей аппаратуры. Проще и удобнее воспользоваться услугами появившхся в последнее время провайдеров, которые позволяют сохранять данные в специально созданных для этого ЦОД.

Инфраструктура или услуги

Спектр предложений услуг для создания резервных копий достаточно широк. Сейчас даже производители мобильных операционных систем интегрируют в свои продукты функции синхронизации с собственными облачными хранилищами. И Apple, и Microsoft, и Google дают своим пользователям возможность сохранять в собственном облаке как минимум настройки окружения, адресные книги и некоторую другую информацию. Правда, управлять этим процессом непросто, поскольку разработчик мобильной ОС сам решает, что именно пользователь может сохранять в облаке.

Есть также и дополнительные сервисы, к которым уже могут обратиться пользователи не только мобильных платформ, но и настольных компьютеров. Такие сервисы позволяют сохранять в облаках любые данные и даже обмениваться ими между различными устройствами — это так называемые сервисы синхронизации. В качестве примера можно привести «Яндекс.Диск», DropBox и SkyDrive, предложенный Microsoft. Их, конечно, можно рассматривать в качестве хранилища для резервных копий, однако настроек в этих системах также немного. Они, как правило, позволяют выделить директорию, в которую можно складывать ценные данные. Все файлы из этой директории будут автоматически синхронизироваться с облачным хранилищем.

Однако и встроенные механизмы резервирования, и сервисы синхронизации являются скорее инфраструктурными — ими нужно еще суметь воспользоваться, чтобы создать копии данных. Пользователь должен регулярно выполнять некоторые действия по сохранению данных, такие как перенос данных в директорию для синхронизации или самостоятельная переустановка приложений в случае выхода мобильного устройства из строя. В то же время специализированные продукты для облачного резервного копирования позволяют один раз настроить процесс создания резервной копии данных и забыть о существовании этого процесса, вспомнив о нем только тогда, когда появится необходимость им воспользоваться и восстановить из резерва потерянные данные.

Следует отметить, что альтернативой для облачных сервисов является сохранение резервных копий в собственном NAS-хранилище. Сейчас даже небольшие устройства для домашнего применения позволяют быстро настроить процедуру резервного копирования, что дает возможность не помещать данные в облако, а держать их при себе. Однако при этом возникают дополнительные расходы, связанные с электроснабжением системы хренения и ее техническим обслуживанием. Да и само устройство NAS является недешевым. Николай Починок, технический директор российского представительства Symantec, отметил: «Для корректного сравнения стоимости хранения данных на своем устройстве и в облачном хранилище нужно учитывать стоимость инфраструктуры (площадь, энергопитание, охлаждение) и затраты на сопровождение и администрирование систем. Поскольку на сегодняшний день не многие крупные компании могут позволить себе полностью отказаться от собственных хранилищ данных, то определенную часть расходов они будут продолжать нести в любом случае». Таким образом, ниша облачного резервного копирования находится между собственным NAS-хранилищем с системой резервного копирования и бесплатными IaaS-сервисами, управляемыми вручную.

Особенности и критерии

Сформулируем общие требования к специализированным SaaS-сервисам резервного копирования и восстановления данных. К ним прежде всего относятся возможность осуществления расширенных настроек. Полноценный SaaS-сервис резервного копирования должен иметь специальную программу, которую можно настроить на автоматическое создание резервных копий по определенному расписанию. Также пользователь должен иметь возможность указать директории и отдельные файлы, содержимое которых нужно сохранять в облаке. Эту же программу можно будет использовать, чтобы определить состояние процесса резервного копирования, если эта информация будет для чего-то необходима.

«Отдавая функцию резервирования и восстановления ваших данных внешнему поставщику услуг, вам не обязательно вникать в подробности того, как происходит обеспечение уровня декларируемого сервиса, — отмечает Николай Починок. — Однако нужно ясно представлять себе то, какие у вас будут средства по его контролю (статистика и отчеты, возможность посмотреть статус операций по резервному копированию и восстановлению через сеть) и насколько полно они дадут вам возможность управлять внешним поставщиком".

Не менее важно обеспечить условия для о птимизации трафика резервируемых данных. Система сохранения резервных копий в облаке должна быть очень экономной с точки зрения расходов сетевой емкости, иначе эффект от нее будет нивелирован большими расходами на сетевое подключение. Поэтому на уровне трафика профессиональная система резервного копирования передает не файлы целиком, а только их изменения, причем только в том случае, если файл действительно изменился. Одновременно система настраивается так, чтобы не снижать эффективность других сервисов большим потоком данных.

Наконец, сервис резервного копирования должен в полном объеме поддерживать процедуры восстановления. Если файл утерян по тем или иным причинам, облачное приложение должно восстанавливать его по нажатию одной кнопки. Пользователь не должен искать копию файла и переписывать ее в нужную директорию самостоятельно. Также пользователь не должен, например, переустанавливать приложения из облачного хранилища, что требуется при восстановлении работоспособности Android: установленный агент должен автоматически восстановить полную копию сохраненных в резерве данных и, возможно, приложений.

Чтобы выбрать оптимального провайдера сервисов облачного резервного копирования, стоит обратить внимание на такие характеристики, как поддерживаемые им операционные системы и уровень предоставляемого сервиса. Так, по мнению Николая Починка, ключевыми критериями для выбора системы резервного копирования являются: максимально полная поддержка операционных систем и приложений, использующихся в инфраструктуре пердприятия; четкие и прозрачные соглашения, регламентирующие уровень предоставляемого сервиса (временные интервалы, требуемые для создания резервных копий, и максимальное время, необходимое для восстановления данных). Хотя подписать жесткие условия контракта с облачным оператором вряд ли получится, тем не менее современные технологии широкополосного доступа к Интернету позволяют оперативно сохранять в облачном хранилище актуальные данные.

К сервисам резервного копирования стоит также предъявлять определенные требования и по обеспечению конфиденциальности данных. Это связано с тем, что сохраняются обычно наиболее ценные данные, потеря которых может повредить компании. И разглашение их может принести вред. Поэтому стоит прислушаться к предупреждению Владимира Удалова, руководителя направления корпоративных продуктов в странах развивающихся рынков «Лаборатории Касперского»: «Главным вопросом безопасности облаков является сложность аудита и контроля систем ИБ для клиента. Размещая свою информацию в публичном облачном сервисе, компания не имеет никакой возможности проверить уровень обеспечения безопасности». Поэтому важно выбирать тех операторов, которые обеспечивают шифрование резервных копий. «Компании, предоставляющие облачные сервисы, серьезно относятся к защите данных пользователей, — заверил Удалов. — У некоторых провайдеров при загрузке данные шифруются, причем ключ создается на стороне пользователя, и сами владельцы облака не смогут получить доступ к хранимой информации». При этом самым осторожным клиентам он рекомендует шифровать собственные данные перед загрузкой в облако, то есть на уровне клиентской программы резервного копирования. Среди облачных сервисов есть и такие предложения.

Не стоит забывать и о такой характеристике провайдера, как место расположения его дата-центров. Это может быть важно для сохранения ценных сведений, таких как персональные данные. В частности, в соответствии с требованиями регуляторов персональные данные могут храниться в ЦОД только на территории России или стран, которым Россия доверяет хранить сведения о своих гражданах. Регулятор недавно опубликовал список таких стран — его стоит изучить и выбрать того оператора, облачное хранилище которого соответствует указанным требованиям.

Рынок и игроки

На рынке приложений облачного резервирования и восстановления сервиса можно выделить два кластера игроков.

  • Разработчики систем резервного копирования. Собственно, производители систем резервного копирования с определенного момента поняли, что можно не только продавать устройства и программное обеспечение, но также и услуги. Они решили предложить клиентам услуги хранения данных в собственных ЦОД. При этом стоимость услуг у таких компаний оказывается выше, чем у других игроков на этом рынке, поскольку этими компаниями подобный сервис воспринимается как пилотный вариант перед продажей основного продукта. В качестве примера можно привести услуги компаний Acronis, Veeam, Dell DataSafe.
  • Разработчики антивирусов. В индустрии антивирусных продуктов есть целый класс пакетов — Total Security, который отличается как раз наличием функционала по резервному копированию. Началось это с компании Symantec, которая в свое время приобрела Veritas, однако связка антивируса с системой резервного копирования в облако была положительно оценена рынком, и очень скоро аналогичная функциональность появилась в антивирусных продуктах других производителей. Причем за аренду облачного хранилища антивирусные компании требуют дополнительные деньги. Однако для них резервное копирование — дополнительный функционал, который развивается слабо. В качестве примера можно привести старшие продукты персональных линеек «Лаборатории Касперского», Symantec, McAfee, F-Secure.

Таким образом, на рынке облачных приложений резервного копирования действует немало компаний — у клиентов есть из чего выбирать. «Рост популярности услуг облачного хранения данных и резервного копирования налицо, и с каждым годом, по мере того как технологии и процессы взаимодействия между клиентами, потребителями услуг и их поставщиками становятся все более зрелыми, в облака будут перемещаться все более и более важные и критичные данные», — резюмирует Починок.

Однако клиентам не стоит полностью полагаться на использование арендованных систем резервного копирования, считает Удалов. По его мнению, компании необходимо установить внутренние политики, регламентирующие, информацию какого уровня секретности можно хранить в облаке. В компании также должны быть сформированы прозрачные правила: какие службы и сервисы будут работать из облака, а какие – на локальных ресурсах, какую именно информацию можно размещать в облаках, а какую необходимо хранить у себя. То есть полностью отказываться от собственных сетей хранения данных компаниям не стоит — наиболее ценную информацию лучше сохранять все-таки в собственном хранилище.

Облачные сервисы резервного копирования

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями