Мониторинг облачных решений
ПЕРЕХОД В ОБЛАКО не означает избавления от мониторинга, но сам процесс принципиально меняется. Мониторинг облачных решений осуществлять нужно, и для этого понадобится изучить новые подходы, специально разработанные для облаков
Источник: Shutterstock

Если пользователь не может получить доступ к облачному сервису, он обратится к сисадмину, а не к провайдеру сервиса. Для пользователей не имеет значения, где именно возникла проблема — в инфраструктуре локального технического отдела, у провайдера Интернета или у оператора облака.

Приведем шесть типичных заблуждений, способных свести на нет пользу облачных систем. Все они происходят от мысли о том, что при переходе в облако ИТ-отдел больше не несет прямой ответственности за уровни обслуживания. Следствием таких заблуждений могут стать длительные перерывы в обслуживании и недовольство пользователей. Поэтому необходимо избавиться от них. Для этого, в частности, нужно восполнить некоторые пробелы, связанные с мониторингом приложений SaaS.

• «Мне вообще не нужен мониторинг — уровни обслуживания гарантируются соглашением с провайдером». Ваш провайдер SaaS, скоре всего, может обеспечить своим центрам обработки данных более высокую готовность, чем большинство ИТ-отделов, однако не на уровне 100%. Вы получите гарантии уровней обслуживания, но, если не вести мониторинг сервиса SaaS, как убедиться в их выполнении? Кроме того, такие гарантии покрывают лишь сбои, подконтрольные провайдеру, то есть происходящие в его собственных сетях, серверах и приложениях, но не в вашей инфраструктуре и не в средах провайдеров Интернета, которыми вы пользуетесь. За собой же следить сможете только вы.

• «Мне не нужны собственные средства мониторинга, ведь есть информационная панель, предоставленная сервис-провайдером». Информационные панели для контроля сервисов опять же позволяют следить только за ними самими, но не за всей цепочкой доставки. Такие панели предоставляют общую информацию, не обязательно ту, которая касается проблем ваших пользователей, и не всегда оперативную. Это обычно инструменты уведомления о состоянии сервиса, а не средства мониторинга его работоспособности, действующие в режиме реального времени.

«Мы не вели мониторинг размещаемого сервиса электронной почты, которым пользовались до этого. Зачем же контролировать внедренный недавно Office 365?» Работа с облачными приложениями — это не то же самое, что пользование управляемыми/размещаемыми сервисами. Провайдеры управляемых услуг и операторы хостинга часто предоставляют клиенту выделенную инфраструктуру и сами осуществляют для него мониторинг. Нередко они же обеспечивают мониторинг и администрирование локальной инфраструктуры клиента. Есть провайдеры управляемых услуг, предлагающие дополнительные сервисы для Office 365, но если вы приобретаете подписку напрямую или через реселлера, то мониторингом решения вам придется заниматься самостоятельно.

• «Инструментами, которые у меня уже есть, можно пользоваться для мониторинга и локальных, и облачных приложений». Не совсем так. Большинство традиционных решений для системного управления (CA, BMC, Tivoli, System Center и т. п.) рассчитаны на мониторинг сред, в которых есть прямой доступ к приложениям, серверам, журналам операций и сообщениям SNMP. Эти средства не позволяют следить за сервисами, чья инфраструктура находится вне вашей сети. Инструменты управления сетями, в свою очередь, обычно работают с низкоуровневыми протоколами, контролируя работоспособность сетевых устройств, а для мониторинга доступности сервисов пользователям не предназначены.

На другом конце диапазона — веб-решения для мониторинга, которые обычно только тестируют работоспособность стандартных протоколов и часто исполняются на системах провайдера, а не в вашей собственной сети. Подобные решения не способны обеспечить активный сквозной мониторинг работоспособности сервиса и его доступности пользователям по всей цепочке, от вашей сети до сервис-провайдера.

• «Мне не нужен мониторинг. Пользователи сами сообщают, когда у них возникают проблемы». Для малокритичных приложений это приемлемо, но сегодня для большинства организаций приложения для связи и взаимодействия являются критически важными: если сервис отключается, работа компании останавливается. Что же происходит, когда пользователи сообщают о проблеме? С чего вы начинаете диагностику? Сразу же обращаетесь в поддержку Office 365? Но проблема, возможно, не у Microsoft.

Критически важна возможность быстрого устранения неисправностей. Лучше, если вы будете предупреждены еще до того, как проблема отразится на пользователях, и если предупреждение уже будет содержать сведения, позволяющие изолировать ее и устранить как можно скорее.

• «С переходом в облако мониторинг уже становится не моей проблемой, верно?» Облако дает ИТ-подразделению возможность существенно сократить капитальные и операционны расходы; например, нужно будет сопровождать уже меньше серверов и приложений. Облака также предоставляют функциональность, сервис и безопасность высочайшего уровня, независимо от вашего бюджета и численности штата. Но ваш ИТ-отдел по-прежнему отвечает за качество обслуживания, воспринимаемое пользователями. Когда у пользователя проблема, он обратится с нею к вам, а не к Microsoft.

Переход в облако не означает избавления от мониторинга, но сам процесс принципиально меняется. Мониторинг облачных решений осуществлять нужно, и для этого понадобится изучить новые подходы, специально разработанные для облаков. Вам нужна возможность мониторинга и устранения неисправностей в инфраструктуре, к которой у вас нет физического доступа, на всей цепочке доставки: от вашего офиса через всевозможных провайдеров Интернета до поставщика приложения.

Для этого нужен глобальный обзор облачного сервиса, возможность контроля производительности на множестве контрольных точек. Сопоставляя полученные на них показания, вы можете быстро распознавать, изолировать и устранять проблемы, влияющие на быстродействие облачного приложения, до того, как они негативно скажутся на работе ваших пользователей и организации. Малым организациям трудно самостоятельно обеспечить глобальное наблюдение за цепочкой доставки, но с ростом использования облачных приложений начнут появляться решения, которые будут предоставлять необходимые средства мониторинга сразу многим пользователям.