Мне ужасно нравилась построенная мною «волновая» диаграмма внедрения IPv6 (рисунок «Оценка готовности предприятий к переходу на Ipv6»). Она мне казалась идеальной: по ней было сразу видно, как рынок будет воспринимать новый протокол. Гребень волны вначале проходит над фазой «выяснение», а со временем — над «исследованиями», «испытаниями» и «внедрением». Я держался за эту диаграмму сколько мог, а Серж, наш главный инвестор, терпеть ее не мог. Однажды, когда мы шли с третьей за день встречи с венчурными капиталистами, он повернулся ко мне и приказным тоном потребовал, чтобы я больше не показывал диаграмму. «Она слишком сложная, чтобы быть понятной толстосумам», — заявил он. Было видно, что терпение нашего инвестора закончилось. Спустя год после того, как я собрал средства на первый раунд финансирования Hexago (так раньше называлась наша компания gogo6, оператор сервиса IPv6-туннелей), деньги у нас подходили к концу. Штат в 25 человек «доедал» последние средства, и через девять месяцев нам грозило разорение. Остановить путь к краху могли либо ускорение хода волны IPv6, которое бы позволило воспрянуть нашим продажам, либо новый раунд финансирования.

IPv6 надвигается

«Перемотаем» вперед на шесть лет, и вот перед нами диаграмма реального прогресса IPv6 (рис. 1).

В gogo6 создали GogoNET, онлайн-сообщество для профессионалов, которые переводят свои сети, сервисы или приложения на IPv6. В процессе регистрации новым участникам нужно ответить на вопрос: на какой стадии у вас находится внедрение IPv6?. Предлагаются варианты ответа: исследования, тестирование, испытания, внедрение, рабочее применение.

За последние три года были получены ответы от 52,6 тыс. специалистов. Если построить диаграмму, показывающую, на какой стадии внедрения они находились в момент регистрации, она немного напоминает первую фазу моей любимой волны.

А чтобы понять, как переход к IPv6 прогрессировал летом 2013 года, мы попросили наших 95 тыс. членов ответить на тот же вопрос, когда они присоединились. Более 1400 членов ответили, и их ответ был не таким, как я ожидал. Вместо широкого, плавного гребня, проходящего над стадиями испытаний и внедрения, сегодня наблюдаются как минимум две волны, бегущие с разными скоростями, и с провалом между ними (рис. 2). Большинство участников все еще на ранних стадиях (исследование или тестирование) либо, наоборот, уже пользуются IPv6 в рабочем режиме. Две трети из тех, кто подключился на ранних стадиях внедрения, три года спустя так и не продвинулись вперед, а у 20% завершивших переход на это ушло в среднем по полтора года.

Затем мы проанализировали распределение IP-респондентов по региональным интернет-регистраторам. Из региона RIPE (Европейские IP-сети) участников оказалось очень много, а из APNIC (Азиатско-Тихоокеанский сетевой информационный центр) и AFRNIC (Африканский сетевой информационный центр) — чересчур мало. В сущности, относительно Африки делать какие-то выводы сложно, поскольку оттуда в GogoNet зарегистрировалось всего 6 человек.

Статистика внедрения IPv6 по регионам показала, что RIPE лидирует по количеству сетей в рабочей эксплуатации, а за ним следуют ARIN (Американский региональный интернет-регистратор) и APNIC. Последний преподнес сюрприз: учитывая, что местные региональные регистраторы исчерпали свой пул адресов IPv4 больше двух лет назад, можно было ожидать, что сетей IPv6 на стадиях внедрения или эксплуатации будет больше. Но, судя по всему, в Азии, чтобы еще оттянуть неизбежное, широко используются обходные решения вроде NAT и CGN.

Итак, волна IPv6 надвигается, но в разных регионах с разной скоростью и в целом не так быстро, как предполагалось. И хотя Серж оказался прав насчет моей первой волновой диаграммы, выяснилось, что на самом деле она была слишком простой, а не наоборот.