рынок IaaS в России
ЭКСПЕРТЫ ПРЯМО говорят о том, что рынок IaaS в России пока только зарождается. Однако в ближайшее время движение в сторону облачных технологий неизбежно
Источник: iStockphoto

В России аутсорсинг инфраструктуры пока что только начинает применяться в отдельных организациях, в основном крупных. В настоящее время, по оценкам экспертов, наша страна в области внедрения облачных технологий занимает только 34-е место в мире.

Неосязаемая инфраструктура

Инфраструктура как услуга (Infrastructure as a Service, IaaS) – это предоставление потребителю (автоматическое или по запросу) инфраструктурных элементов дата-центра (вычислительных мощностей, хранилища, сетевых ресурсов) с поддержкой SLA корпоративного класса по параметрам доступности, производительности и безопасности. Услуги IaaS призваны заменить и дополнить услуги вторичного хостинга.

В идеале такой аутсорсинг инфраструктуры позволяет пользователю задействовать ИТ для бизнеса без оглядки на возможности собственных аппаратных средств, установленного базового программного обеспечения, квалификацию администраторов и т. д. За счет аренды каналов связи компании могут расширять функционал облачных вычислений, объединять филиалы и создавать единую ИТ-среду. Если в прошлом для разного вычислительного оборудования требовалось собственное программное обеспечение, то современные технологии виртуализации инфраструктуры (в нашем случае IaaS) позволяют реализовать всю функциональность на одной платформе, обеспечивая необходимый аутсорсинг инфраструктуры ИТ-подразделений компании.

При этом предприятие не контролирует базовую инфраструктуру облака, но управляет операционными системами, хранением и развертыванием приложений и имеет, возможно, ограниченный контроль над некоторыми компонентами сети (включая сетевые экраны).

Вообще IaaS может обеспечиваться собственным ИТ-подразделением (insourcing) или внешним поставщиком сервисов (outsourcing). Базовая инфраструктура может быть размещена в центре обработки данных предприятия или во внешнем ЦОД. Операторы IaaS подчеркивают, что за счет использования таких сервисов организации получают возможность максимально оптимизировать арендуемые мощности. И, как следствие, сократить непрофильные расходы.

В нашей стране пока к таким сервисам относятся настороженно – основными заказчиками провайдеров IaaS являются крупные компании, руководство которых умеет просчитывать эффективность использования ресурсов на несколько шагов вперед. Эксперты прямо говорят о том, что рынок IaaS в России пока только зарождается. Однако в ближайшее время движение в сторону облачных технологий неизбежно. Аналитики прогнозируют мощный всплеск в развитии данного сегмента в ближайшие два-три года. По их оценкам, сервисы IaaS будут становиться все более популярными в России. В течение трех лет темпы роста данного рынка составят порядка 150-250% в год, а общий его объем приблизится к 3 млрд руб.

Как оценивают перспективы данного направления участники этого бизнеса, провайдеры услуг IaaS? Чего они ожидают от этого сегмента в ближайшее время, на что делают ставку в развитии? Каким образом планируют расширять клиентскую базу, как намереваются привлекать заказчиков из средних и малых компаний? Об этом мы поговорили с несколькими участниками рынка, довольно уверенно чувствующими себя в сфере IaaS.

Услуги для избранных?

По оценке аналитиков J’Son & Partners, большая часть заказчиков данного вида сервисов – из Москвы и Санкт-Петербурга (более 80%). Подавляющее большинство клиентов – крупные компании из разных секторов бизнеса. По прошлогодним данным J’Son & Partners (новых, к сожалению, пока нет), лидером по выручке является компания «Крок», следом за ней идет компания «Ай-Теко», а замыкает тройку сервис Parking.ru.

Максим Березин, руководитель Виртуального дата-центра «Крока», рассказал, что компания предлагает в рамках направления IaaS стандартные услуги: аренду виртуальных серверов в разнообразных конфигурациях, виртуальных дисковых ресурсов разной производительности, виртуальных сетей, внешних статических IP-адресов и пр. В состав дополнительных услуг входит подключение любого физического оборудования в облачной платформе и его размещение в сети дата-центров «Крока»; построение гибридных облачных конфигураций, при которых объединяются локальные сети в офисе заказчика с сетями облачной платформы; организация удаленных рабочих столов. Кроме того, к числу дополнительных услуг в рамках IaaS относится построение различных катастрофоустойчивых решений, способных пережить выход из строя одной из площадок. «Крок» обладает двумя облачными платформами, размещенными в разных дата-центрах, и именно это обеспечивает возможность предоставления подобной услуги. Березин отметил, что наиболее востребованным решением по повышению доступности данных является резервное копирование как услуга. Многие заказчики размещают свои ИТ-системы на одной облачной площадке, а на удаленную площадку выполняют резервное копирование.

В числе главных преимуществ «Крока» по сравнению с конкурентами в сегменте IaaS Березин назвал тот факт, что на российском рынке эта компания выступает и как интегратор, и как вендор, и как сервис-провайдер. Таким образом, считает он, имеется возможность предоставлять необходимые услуги в нужном объеме исходя из потребностей каждого клиента. Кроме того, «Крок» предлагает услугу по бесплатному тестированию облачных сервисов. По словам Березина, за время существования сервиса демодоступ получили более 500 компаний, 50 стали коммерческими пользователями Виртуального дата-центра.

У «Крока» половина заказчиков, использующих облачные ресурсы, относятся к старшему корпоративному сегменту (Enterprise), столько же приходится на сегмент среднего бизнеса. При этом аренда вычислительных мощностей сегодня наиболее востребована ретейлом. Но постепенно увеличивается число пользователей из финансовой отрасли. Часто банки, страховые и коллекторские компании стремятся в Виртуальном дата-центре быстро запустить новые услуги.

По словам Березина, оборот «Крока» в прошлом году превысил миллиард долларов, но выручка от направления облачных технологий составила менее 1%. Несмотря на это, данный сегмент находится в числе приоритетных, поскольку динамично развивается. В «Кроке» рассчитывают, что стремительный рост интереса к данному направлению сохранится, и ожидают, что в перспективе четыры-пять лет инвестиции в него оправдаются. В компании не исключают, что увеличение клиентов в дальнейшем будет происходить за счет включения компаний из сектора SMB.

Бизнес «Крока» по предоставлению услуг IaaS можно считать идеальной моделью в российских условиях.

Стоит отметить, что сегодня на рынке облачных сервисов в России присутствует несколько зарубежных компаний. В частности, хорошие перспективы для увеличения спроса на сервисы IaaS видит для себя литовская компания BDC. По словам ее генерального директора Александра Самухова, у компании семь собственных ЦОД на территории Литвы, на базе которых провайдер предоставляет услуги public cloud (публичное облако), private cloud (частное облако) и hybrid cloud (гибридное облако). BDC также делает ставку на крупных клиентов в России, акцентируя внимание на качестве предоставляемых услуг.

Отрадно отметить, что такие провайдеры, как Parking.ru и Clodo, также занимающие высокие позиции в рейтинге J’Son & Partners, предлагают свои услуги IaaS максимально гибко и удобно для клиентов. Зайдя на их сайт, представители организации любого масштаба смогут оперативно подсчитать стоимость облачных сервисов в соответствии со своими потребностями. С помощью простой и понятной, как в интернет-магазине, схемы, можно опционально добавлять и убирать различные позиции, сразу определяя стоимость и оценивая преимущества использования услуг. Такой подход, безусловно, ориентирован на клиентов не только из средних, но и небольших компаний, которые могут подобрать для себя экономные варианты использования облаков.

На сайте Activecloud.ru можно запустить виртуальную машину, а то и создать инфраструктуру за пять минут. Сначала клиенту предлагается выбрать операционную систему, а затем определить оптимальные параметры виртуальных машин в облаках: разновидность системы хранения данных, объем RAM, число физических ядер CPU.

Интуиция подскажет

При выборе провайдера нужно быть внимательным, поскольку часто облачные услуги предлагают «банальные» хостинг-провайдеры. «Самозванцы» привлекают красивым сайтом со множеством опций, а на деле продают просто выделенные виртуальные серверы, «железо», а не облако. После того как клиент совершит покупку, он получает сервер с предустановленной ОС, дисковым пространством и сетевыми настройками. Изменение мощности, дисковой емкости, сетевых настроек производится только по запросу.

Настоящий провайдер облачных сервисов должен соответствовать нескольким критериям. Согласно классификации Gartner, «компания предоставляет действительно облачные услуги, если эти услуги сервис-ориентированы, масштабируемы (то есть могут не только расти, но и сокращаться), используются коллективно, имеют метрики для использования, сфокусированы на конечном результате и основаны на интернет-технологиях».

На практике в облака современная компания может вынести практически любой вид услуг — бухгалтерию, контактный центр, разработку и проектирование и т. п. На облачных ресурсах сегодня создают как целостную ИТ-инфраструктуру, так и индивидуальное рабочее место сотрудников. Кроме экономии на оборудовании, большие преимущества сулят совершенствование корпоративной оргструктуры и повышение эффективности коммуникаций. Например, для международной компании, работающей в нескольких странах и нуждающейся в оптимизацией бизнес-процессов, безусловно, очень удобно выносить весь процесс взаимодействия филиалов друг с другом и с центральным офисом в виртуальную среду. Не стоит лишь «запускать» в облака критичные для компании ресурсы, поскольку вопрос с обеспечением безопасности в данной области пока остается открытым.

Простота и понятность услуг – это то, чего не хватает российскому сегменту IaaS в условиях становления и развития. «Просветительская» работа участниками рынка ведется на уровне, недостаточном для всплеска массового интереса. О смысле и преимуществах услуг IaaS зачастую известно лишь специалистам в области ИТ, а до руководства многих потенциальных клиентов такая информация просто не доходит. Ведь популяризация облачных сервисов пока ведется у нас стихийно, точечно. Рассказывают о них главным образом на специальных мероприятиях, а среди общей массы руководителей бизнеса понимания необходимости перехода в облака нет.

Из-за нехватки исчерпывающей, доходчиво изложенной информации по сервисам IaaS и их эффективности часто складывается так, что те, кто нуждается в аутсорсинге инфраструктуры по объективным показателям, пребывают в неведении. Кроме того, поскольку этот рынок и связанные с ним технологии еще незрелы, заказчики попросту не знают, какие облачные сервисы могут предоставляться вообще и что нужно именно им. Эксперты отмечают, что сегодня многие клиенты принимают в основном тактические, а не долгосрочные стратегические решения.

Конечно, рынок IaaS будет расти и развиваться в силу объективных причин. Их несколько. Самухов отметил, что в настоящее время у многих компаний есть необходимость обновить серверное хозяйство, которое было «заброшено» во время экономического кризиса. Кроме того, считает он, «возможность ускорить бизнес-процессы и, что важно, уменьшить расходы станет основным двигателем внедрения облачных решений в будущем».

Березин уверен, что большая популярность облаков объясняется тем, что они не требуют серьезных первоначальных инвестиций, для поддержки облачных сервисов не нужно большого числа квалифицированных специалистов в штате заказчика, поиск которых с каждым годом становится все труднее. По наблюдению «Крока», облачные проекты постепенно усложняются, меняется их масштаб. Раньше в компанию обращались заказчики с задачами по переносу в облако систем для небольшого числа пользователей, например «1C«, рассчитанной на 15-50 сотрудников. А сегодня предприятия все чаще стремятся полностью избавиться от "железа», ликвидировать все ИТ-подразделение, оставив локальную площадку, к которой подключаются рабочие места.

Для того чтобы обеспечить стабильный рост и развитие направления IaaS, провайдерам необходимо значительно расширить базу заказчиков, активно работать над популяризацией облаков. Безусловно, нужно совершенствовать экспертизу, повышать уровень консалтинга, работать над разнообразием портфеля услуг и стараться адаптировать их под индивидуальные нужды пользователей. Не только крупные организации, но и компании из сегмента SMB должны четко осознавать преимущества и необходимость перехода в облака.