Прежде всего мы предложили участникам опроса классифицировать продукты и решения для ИТ и отрасли связи, имеющие специальные экологические параметры либо нацеленные на сокращение вредных выбросов и рациональное потребление ресурсов.

Табель о рангах

Руководитель департамента телекоммуникационных решений компании Landata Михаил Коробко отметил в этой связи: «Главный параметр, определяющий, насколько рационален с точки зрения потребления ресурсов тот или иной ИТ-продукт, – это эффективность энергопотребления». Эксперт выделяет три основных направления развития ИТ-индустрии в области эффективного потребления электроэнергии.

Первое направление — внедрении в ИТ-продукты «зеленых» функций, которые непосредственно снижают потребление электричества. Это, например, переход устройства в спящий режим при отсутствии вычислительной нагрузки, контроль температурных параметров, эффективное охлаждение и многое другое.

Помимо этого производители активно разрабатывают и выпускают все более эффективные чипсеты и интегральные схемы ASIC с пониженным энергопотреблением, а значит, и с пониженной теплоотдачей, что в свою очередь снижает затраты на охлаждение. Это второе направление развития ИТ-индустрии в данной области.

И наконец, третье направление, которое выделяют в Landata, – это внедрение технологий виртуализации в различные сферы ИТ.

«Виртуализация серверов, систем хранения и сетевой инфраструктуры на первый взгляд не имеет прямого отношения к повышению эффективности энергопотребления, — говорит Коробко. — Но если вспомнить один из традиционных подходов многих ИТ-директоров и системных администраторов «одна задача – один сервер», то становится понятно, что виртуализация способствует экономии энергии. Несколько виртуальных серверов, функционирующих на одном-двух физических серверах, потребляют значительно меньше электроэнергии, чем шкаф, наполненный серверами по принципу «одна задача — один сервер».

Новое и драйверы

Какие-то новые продуктовые направления для «зеленых» ИКТ выделить сложно, отмечают в дистрибьюторской компании Landata, поскольку практически все вендоры, по мере обновления своих продуктовых линеек, включают в них технологии энергосбережения, как говорится, «по умолчанию». Поэтому, с одной стороны, на российском ИТ-рынке присутствует масса продуктов с уже встроенными в них энергосберегающими технологиями, а с другой — нельзя сказать, что потребитель, покупая эти продукты, использует их «зеленые» свойства осмысленно и целенаправленно.

Главный сегмент российского рынка, где заказчики действительно задумываются о снижении затрат на электроэнергию, – это центры обработки данных, убежден Коробко. Поэтому почти все продукты, используемые при построении ЦОД, могут рассматриваться как своеобразные драйверы технологий энергосбережения – серверы, системы хранения данных, телекоммуникационное оборудование, системы бесперебойного электропитания, системы кондиционирования и управления климатом. Если ИТ-оборудование ЦОД будет энергоэффективным (потреблять меньше электроэнергии, обеспечивать эффективный дизайн теплоотвода, работать в условиях повышенной температуры), то можно уменьшить энергетический бюджет систем инженерного обеспечения (кондиционирования, бесперебойного питания).

Кроме того, к драйверам рынка «зеленых» решений эксперты относят системы видеоконференцсвязи и средства совместной работы, которые позволяют значительно снизить выбросы углекислого газа в атмосферу благодаря сокращению числа командировок и, следовательно, меньшему использованию различных видов транспорта (самолеты, автомобили).

Говоря предметно об экологических технологиях вендоров, в Landata выделяют компанию Huawei с новым набором продуктом для рынка ЦОД – коммутаторами серии Cloud Engine, разработанными в соответствии с концепцией распределенных облачных вычислений. Также были названы решения в сфере видеонаблюдения, потребляющие небольшое количество электроэнергии — Dallmeier VideoNetBox, соответствующие решения LifeSize, ClearOne, Verint Systems. Не были забыты IP-телефоны Avaya с пониженным энергопотреблением, решения данной компании по виртуализации, позволяющие консолидировать физические серверы и решения для удаленной работы.

Сложное отношение

Какие же из имеющихся на рынке «зеленых» решений преобладают в выполненных проектах системных интеграторов? И как к ним относятся отечественные заказчики?

По словам Андрея Синяченко, технического директора департамента инфраструктурных решений компании «АйТи», в России мало кто из ИТ-специалистов всерьез озадачен проблемой сокращения вредных выбросов. Нет такой задачи у ИТ-служб, не установлены соответствующие ключевые показатели эффективности (КПЭ) и для руководителей ИТ-служб. С чего бы им решать проблему, которой для них в общем-то не существует?

Кроме того в России сложилось особое традиционное отношение к ИТ-оборудованию: если уж заказчик покупает сервер, он эксплуатирует его «до последнего», пока тот совсем не сломается. Даже после того как закончится период полезного использования сервера по основному назначению (истечет срок амортизации, упадет производительность), его задействуют в какой-нибудь другой роли — файлового хранилища или прокси-сервера.

По факту «озеленение» ИТ на предприятиях происходит неосознанно, как побочный (хоть и полезный) процесс от внедрения современных ИТ-решений, особенно если в ходе предпроектного аудита удалось не только модернизировать вычислительные мощности, но и вывести из эксплуатации все устаревшее оборудование. А осознанно «зеленые» технологии рассматривают наверное только компании, имеющие офисы в центральной части крупных городов России, где реально сложная ситуация с электроэнергией.

«Нетрудно исходя из этого предположить, что наибольший (хотя и побочный) эффект «озеленения» дает использование решений по виртуализации серверов и систем хранения данных», — делает вывод Синяченко. Он обращает внимание на то, что за последний год в практике «АйТи» был лишь один запрос на создание ЦОД с использованием «зеленых» технологий. Причем задача была не столь практическая, сколь имиджевая.

На сегодня заказчики при построении ЦОД чаще предпочитают искать более дешевый ресурс – электроэнергию, нежели более эффективно расходовать этот ресурс, используя «зеленые» технологии. Возможно, со временем ситуация изменится, тем более что рынок ИТ-продуктов к этому давно готов, также отметили в Landata.

Только факты

 

В результате экспоненциального роста количества компьютеров, смартфонов и других подключенных к сетям устройств к 2020 году может серьезно вырасти ущерб, наносимый сектором ИКТ экологии, — таков вывод авторов исследования, проведенного компанией BIO Intelligence Service. На долю сектора ИКТ сейчас приходится примерно 2% мирового выброса парниковых газов, а к 2020 году этот показатель вырастет до 4%, прогнозируют исследователи

Глобальные выбросы парниковых газов

«Зеленый» симулякр

Провести точную грань между решениями, к которым применима дефиниция «Экологичные ИТ» (или Green IT), и всеми прочими чрезвычайно сложно. Если, к примеру, сравнить практически любой современный сервер с предшественниками, можно заключить, что лет десять назад он, безусловно, мог бы считаться образцом экологичности. Интерес маркетологов к продвижению «зеленой» продукции понятен. Они стараются представить ее конкурентные преимущества, прибегая к разнообразным уловкам. Если забота об окружающей среде превратилась едва ли не в фетиш, почему бы не использовать в рекламной кампании что-то, непосредственно апеллирующее к модной тенденции? При этом зачастую забота об экологии в практическом плане выливается в строительство потемкинских деревень. Есть немало примеров того, как индустрия, переходя на выпуск новых решений, позиционируемых как экологичные (на том основании, скажем, что их энергопотребление снижено на 10%), внедряла для этого производственные циклы, загрязняющие окружающую среду в несколько раз сильнее, чем прежде. Целый ряд программ, в том числе правительственных, поощряют в развитых странах распространение «зеленых» технологий. На кону подчас стоят огромные деньги. Однако реальная отдача иногда выглядит как минимум сомнительной.

Разумеется, есть веские причины повышать эффективность ИТ-решений. Этот процесс идет постоянно. В условиях жесткой конкуренции и ограниченных бюджетов как заказчики, так и производители заинтересованы в более рациональном использовании инвестиций. Снижение энергопотребления, к примеру, отнюдь не прихоть; расходы на питание и охлаждение ЦОД могут составлять до четверти всех затрат на него. И в этом направлении достигнуты серьезные успехи. Продолжительное время соответствующие затраты ИТ-бюджета росли, но теперь их удалось в целом стабилизировать. Такое стало возможным благодаря внедрению новых архитектур оборудования, развитию ПО оптимизации нагрузки (в том числе виртуализации) и совершенствованию технологий кондиционирования. Следует ли считать этот процесс развитием «зеленых» ИТ, в конечном счете вопрос вкуса.

Чем в этом отношении примечательна российская действительность? Во-первых, ни для кого не секрет, что состояние окружающей среды не слишком занимает отечественных чиновников. Во многих регионах фактически наблюдается экологическая катастрофа. Во-вторых, эффективность производства, и в частности ИТ-систем, у нас не на высоте. С этой точки зрения складывается парадоксальная ситуация: есть предприятия и организации, у которых бюджеты почти не ограничены, и пусть неэффективное, но хотя бы целевое использование ими средств уже можно считать достижением. И есть все прочие предприятия, те, что зачастую не имеют возможности приобрести даже базовые ИТ-решения.

Разумеется, есть отрасли, например такие, как рынок услуг коммерческих ЦОД, где провайдеры вынуждены бороться за энергоэффективность инфраструктуры, снижение PUE и повышение утилизации ресурсов. В частности, из-за очень высокой стоимости подключения к энергосетям. Однако говорить о том, что в нашей стране «зеленые» ИТ действительно являются одним из приоритетов государства или заказчиков, конечно, не приходится.

- Александр Загнетко, руководитель программы исследований «Корпоративные системы» IDC в России и СНГ