То есть, хотя RIM и оказалась в отстающих на рынке, где когда-то господствовала, условия для «перезапуска» сейчас как нельзя лучше.

Недавно же я посетил презентацию смартфонов на новой платформе BlackBerry 10, где было объявлено о переименовании Research in Motion и представлен «свой Стив Джобс» — композитор и исполнительница Алиша Киз. RIM сейчас далека от того, чтобы вздохнуть свободно, хотя бы потому, что большинству желающих удастся купить новые смартфоны не раньше чем через несколько недель, однако само меропроиятие дало мощный старт возрождению былой славы BlackBerry.

BlackBerry 10

НА ПРЕЗЕНТАЦИИ смартфонов на платформе BlackBerry 10 было объявлено о переименовании Rese­arch in Motion и представлен «свой Стив Джобс» — композитор­ и исполни­тельница Алиша Киз
Источник: BlackBerry

В своем восстановлении Apple опиралась на три главных элемента: заставить людей поверить, что Apple может вернуться; отдать руководство «суперпропагандисту» (Стиву Джобсу) и упростить продуктовые линейки, чтобы добиться отличного качества, высоких прибылей и превосходной работы руководства.

Акции BlackBerry подорожали вдвое перед анонсами новинок, и это повышение в цене стало следствием мощных усилий по убеждению людей в том, что BlackBerry может вернуться. Алисия Киз, приглашенная в компанию на роль «суперпропагандиста», заявила, что лично хочет участвовать в разработке новых продуктов. И наконец, представлен новый продуктовый ассортимент, призванный дать старт возвращению, это всего два наименования — смартфоны серий Z и Q.

Рассмотрим все три эти элемента подробнее.

Новое имя — новый имидж?

Джобсу пришлось приложить максимум усилий, чтобы заставить инвесторов поверить в проект восстановления компании. Для начала он даже прибегнул к финансовой поддержке Билла Гейтса, хотя считал, что тот украл у Apple дизайн Windows. Затем Джобс убрал слово Computer из названия компании, чтобы подчеркнуть, что Apple уже не та, что прежде, а совершенно новая.

Руководители BlackBerry работают не покладая рук, чтобы заручиться доверием инвесторов, и эти усилия увенчались успехом — компания «подорожала» вдвое. С новым именем и саму BlackBerry люди начнут считать чем-то новым. Сейчас это компания с продуктовой линейкой еще проще, чем у Apple, решительно настроенная двигаться вперед.

Справится ли знаменитость с пропагандой BlackBerry?

Сомневаюсь, что когда-нибудь еще найдется генеральный директор, по таланту равный Джобсу, по крайней мере в компании масштаба Apple или BlackBerry. Кроме того, пример Кука показывает пользу разделения роли генерального директора и суперпропагандиста, после того как компанию покидает человек, выполнявший обе обязанности.

Знаменитостей, будто бы внезапно начинающих работать на коммерческие компании, известно немало. Большинство их, похоже, просто были «куплены» для привлечения внимания, а не чтобы действительно заниматься пропагандой продуктов в том объеме, в котором этот делал Джобс. Но Киз, которая получила должность глобального креативного директора, заявляет, что она в BlackBerry надолго и что, более того, она намерена привлекать инженеров BlackBerry, чтобы они воплощали в жизнь ее идеи, а если такого не будет происходить, то Киз грозит уйти. Другие знаменитости на службе компаний подобных заявлений не делали, так что, возможно, на сей раз все всерьез.

Тем не менее, учитывая, что в послужном списке Киз работа подобного масштаба не числится, стоит подождать какое-то время, чтобы увидеть, действительно ли она стала «суперпропагандистом», или очередной звезде просто захотелось заработать лишние «карманные» деньги. Мне лично кажется, что Киз можно верить, но я могу ошибаться.

Z10 смотрит вперед, а Q10 — назад

Смартфоны BlackBerry явно ориентированы на бизнес-заказчиков и преданных пользователей. Модель Z10, похожая на улучшенный iPhone 5, предназначена для бизнеса, и в роли партнеров на презентации смартфона выступили поставщики корпоративных решений — BMC, Citrix и SAP.

Это не означает, что в BlackBerry нет развлечений, однако переиграть Android или iOS на потребительском рынке уже вряд ли возможно. А вот обойти их в корпоративном сегменте у BlackBerry, пожалуй, больше шансов, чем у всех.

Подобно Apple, BlackBerry необходимо было сберечь своих самых преданных поклонников. Q10 — это смартфон, возвращающий к корням BlackBerry, к двунаправленному пейджеру с физической клавиатурой. В обновленном дизайне Q10 по-прежнему отчетливо узнается BlackBerry.

Если удалось Apple, то удастся и BlackBerry

Но все же нельзя сказать, что теперь для BlackBerry наступила райская жизнь. В отличие от Apple, новые смартфоны BlackBerry нельзя купить сразу после презентации. Алисия Киз еще не проверена, и BlackBerry пока не начала рекламную кампанию.

Тем не менее, если говорить о презентациях, то это была одна из лучших виденных мною. К тому же BlackBerry поддерживают больше операторов, чем Palm или Apple, когда они выпускали свои первые аппараты. Короче, 2013-й, похоже, все-таки не год RIM, а год BlackBerry.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями