Юрий Домбровский
ЮРИЙ ДОМБРОВСКИЙ: «По услугам передачи данных — мобильного Интернета в сетях 3G — Россия существенно отстает не только от развитых стран, но и от стран развивающихся»

В отсутствие приложения, способного «взорвать» рынок изнутри, классическим телекоммуникационным операторам нужно правильно выбирать бизнес-модели и развивать услуги, в том числе изначально им несвойственные, – такое мнение высказали игроки рынка и эксперты в ходе V юбилейной международной конференции «Telecom Services Evolution 2012. Развитие телекоммуникационных сервисов и услуг», организованной компанией infor-media Russia.

Решить проблему неравенства

В ближайшие два-три года, по мнению представителей отрасли, основной доход классические операторы по-прежнему будут получать от голосового трафика – по развитию сетей 2G Россия входит в десятку лидеров. При этом Юрий Домбровский, президент Ассоциации региональных операторов связи, отмечает, что по услугам передачи данных – мобильного Интернета в сетях 3G – Россия существенно отстает не только от развитых стран, но и от стран развивающихся: степень проникновения широкополосного доступа в Москве составляет около 79% (один из самых высоких показателей в мире), а в регионах – около 32% (на уровне Армении и Бразилии).

Действительно, второй по доходности сегмент рынка в России (услуги 3G на высоких частотах) оказался неразвитым, хотя с момента распределения частот прошло уже пять лет. «Это парадоксальная ситуация – операторы построили в два раза меньше станций, чем в сетях 2G, и покрытие далеко от желаемого. Осталось множество пунктов, которым недоступны услуги третьего поколения», — оценивает ситуацию Гульнара Хасьянова, исполнительный директор союза операторов LTE, по мнению которой решить проблему цифрового неравенства отчасти должно внедрение технологии беспроводной широкополосной передачи данных LTE. Ликвидация цифрового неравенства – одна из задач, решающихся и большинством других стран при внедрении технологии LTE на своих сетях. Сегодня, как сообщил Алан Хадден, исполнительный директор GSA, 347 операторов в 104 странах мира инвестируют средства в LTE. При этом основная их задача – это увеличение скорости передачи данных, например, как это оговорено в рамках европейской программы (а Россия равняется на Европу), до 20 Мбит/с.

Проторенной тропой

Широкополосный мобильный доступ в Интернет остается основным драйвером рынка, и число его пользователей активно растет. По оценкам аналитиков, необходимость перехода на 4G обусловлена не столько желанием получить новые доходы, сколько является планомерным развитием мобильных сетей передачи данных, так как трафик растет настолько лавинообразно, что операторы связи не успевают расширять сети. По оценкам Gartner, к 2016 году число сотовых абонентов вырастет на 28%, причем 40% из них (против сегодняшних 20%) будут иметь мобильный широкополосный доступ в Интернет.

Как сообщил Виталий Солонин, руководитель департамента беспроводных технологий J'son & Partners Consulting, именно рост числа смартфонов и планшетных компьютеров с поддержкой LTE способствовал развитию сетей LTE в Японии. Согласно оценкам компании, в целом по миру в первом полугодии 2012 года сетей LTE было запущено больше, чем за весь 2011 год, и лидируют здесь США, Южная Корея и Япония. По числу подключившихся абонентов Россия находится на 4-м месте, хотя сети сегодня работают всего в 10 городах России и у одного инфраструктурного оператора – «Скартел» (их используют "МегаФон» и МТС). С 1 сентября 2012 года стартовала московская LTE-сеть МТС (на частотах, не требовавших конверсии), и половина из 650 тыс. абонентов LTE находится в Москве. Объявил о тестовых запусках LTE-сетей в пяти-шести городах до конца 2012 года и оператор «Основа телеком», который располагает частотами в диапазоне 2,3-2,4 ГГц и которому, в отличие от «большой четверки» (МТС, «МегаФон», «ВымпелКом», «Ростелеком»), не нужно тратиться на их конверсию, взаимодействовать с региональными операторами и с операторами WiMAX для расчистки частот.

Сети WiMAX, в строительство которых было вложено немало средств, как полагает большинство экспертов, еще некоторое время продолжат свое существование, но перспектив у них с появлением LTE практически нет. Пока они работают на бизнес-клиента, ставя вышки непосредственно у бизнес-центров, и решают проблему последней мили – эта ниша открыта для них, так как сети четвертого поколения покрывают далеко не все пространство России. Эксперты полагают, что в некоторых регионах расчистки частот придется ждать вплоть до окончания срока действия лицензии у существующих операторов.

Но самая главная проблема, связанная с развитием сетей 4G в России, и это отмечено всеми участниками конференции, состоит в том, что цена услуги сегодня не соответствует затратам на развитие новых сетей, точнее, тем средствам, которые операторы «большой четверки», согласно госконтракту, должны вкладывать в их строительство: перед операторами стоит проблема возврата инвестиций. С одной стороны, необходимо построить столько же станций, сколько и для 2G, а с другой – объем доходов пока вдвое ниже, чем в GSM. Положительное решение вопроса о технологической нейтральности, которая позволила бы небольшим операторам мобильной связи (например, Tele2, «Смартс», «Мотива») предоставлять 4G-услуги в диапазоне 1800 МГц, еще больше усложнит ситуацию, увеличив число конкурентов в сегменте, причем конкурентов, которым не нужно тратиться на строительство сетей, так как они смогут развернуть LTE на существующей инфраструктуре. Как сообщил Алан Хадден, использование частот 1800 для LTE – это основная тенденция за рубежом; каждая третья коммерческая сеть LTE сегодня развернута на частоте 1800. Сейчас услуги таких сетей доступны уже в 24 странах, и еще в 20 странах операторы разворачивают такие сети.

Выход есть?

Операторы могли бы вернуть средства за счет оказания новых услуг, но даже у развитых зарубежных LTE-операторов, по оценкам Солонина, их спектр пока очень ограничен. «Пока непонятно, как наполнить сети четвертого поколения услугами. Сети дорогие, а доходность ниже, чем у сетей 2G. Идут постоянные поиски «убойного приложения»», — говорит он. При этом, по мнению Сергея Анфилофьева, представителя компании TM Forum, сети не связаны напрямую с услугами: «Проблема в том, что сети строят одни компании, а доходы от передачи данных получают другие — компании, работающие по модели OTT (Over the Top), такие как Google и Amazon. Последние используют операторов только как 'цифровую трубу'».

Чтобы отойти от модели «цифровой трубы», по мнению выступавших в ходе конференции, операторам нужно менять бизнес-модели, самим развивать оказание дополнительных услуг, составляя конкуренцию ОТТ-компаниям. Это будет не просто, так как последние давно и успешно действуют на рынке цифровых сервисов – это их основной бизнес.

Одна из услуг, наиболее активно развиваемых операторами, это голос на сетях – VoLTE и HD Voice. Услуги HD Voice были запущены в Южной Корее и США еще в сетях третьего поколения, и сегодня уже 42 сети поддерживают эту технологию. По данным, приведенным Питером Мобергом, ведущим экспертом по ШПД компании Ericsson, VoLTE уже запущена одним оператором в США и двумя в Южной Корее. Но эти технологии несут немалые риски: их использование может привести к снижению дохода операторов от голосовых услуг, «каннибализации» собственной базы абонентов. По оценкам экспертов ОТТ-рынка, приведенным Виталием Солониным, в Западной Европе доходы от голосовой связи уже снизились на 3,8%, в Восточной – на 1,6%. По его мнению, услуги голосовой связи на сетях LTE уже в ближайшие два-три года станут дополнительным сервисом, а рост дохода может обеспечить правильная тарификация услуг.

К перспективным выступавшие отнесли и услуги М2М. Согласно прогнозу, озвученному Гульнарой Хасьяновой, к 2015 году количество устройств М2М возрастет в 8,5 раза, рынок станет действительно значимым и на его долю придется 10% дохода операторов. Сегодня доля услуг М2М не превышает 1% выручки. При этом Юрий Домбровский полагает, что реализовать эти услуги вполне возможно и на сетях третьего поколения, так как они не требуют высокой скорости передачи данных. Евгения Григорьева, руководитель департамента по продуктам мобильной связи бизнес-сегмента «ВымпелКома», подчеркивает, что клиенты ждут готовых решений, которые включают оборудование, средства мониторинга, системы управления SIM-картами и техническую поддержку в совокупности.

Малая зона покрытия LTE, ограниченность частотного ресурса, отсутствие многоадресной трансляции, перебои с соединением – только 13% абонентов, по данным Питера Моберга, полагают, что качество работы сетей удовлетворительно, – препятствуют сегодня развитию таких направлений, как мобильные телевидение и видео, а также переходу мобильных игр в онлайн, чему мешает и разнородность систем у игроков. Несмотря на это, цифровое и, в частности, мобильное телевидение – еще один драйвер роста в ближайшем будущем. По оценкам Тимура Аляутдинова, руководителя департамента маркетинга проводного Интернета и ТВ-услуг «ВымпелКома», практически все крупные операторы имеют в портфеле мобильные видеопорталы, а к 2016 году около 80% интернет-трафика в мире будет составлять видео. «Нужно понимать, что мобильное телевидение не предусматривает HD-качества, но высокое качество потребует инвестиций в инфраструктуру. Конечно, операторы могут не использовать возможность предоставить клиентам услуги мобильного телевидения, но тогда эту нишу займут другие компании и будут предоставлять услуги на наших сетях, монетизируя их. А мы можем это сделать и сами», — говорит Аляутдинов. С внедрением LTE операторам предоставляется возможность не только заработать на хлеб, но и снять сливки с нового рынка. Нужно только правильно выбрать бизнес-модель.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями