Елена Нечай
ЕЛЕНА НЕЧАЙ: «Для сегмента B2B технологии четвертого поколения могут обеспечить значительные преимущества»
Источник: МТС

Появление конвергенции, облачных сервисов, мобильного Интернета со скоростями фиксированного доступа открывает новые возможности для развития компаний, их мобилизации, повышения эффективности. Об особенностях организации дистанционного офиса, удаленного мониторинга оборудования и будущем видеонаблюдения в интервью журналу «Сети» рассказывает Елена Нечай, директор по маркетингу и продуктам бизнес-рынка МТС.

На интернет-страничке МТС для корпоративных абонентов сейчас представлены три группы сервисов: «Мобильная связь», «Фиксированная связь», «Телематика — М2М». Какое из этих направлений развивается наиболее динамично? Какое приносит наибольший доход?

Развитие технологий мобильной и фиксированной связи, их конвергенция приводят к тому, что клиентам становится неважно, с помощью какой технологии они получают необходимую услугу. Главное, что эта услуга решает поставленные перед оператором задачи и имеет оптимальную стоимость. МТС уже сегодня представляет клиентам целый ряд сервисов на стыке технологий. Например, прием звонков в офисе и коммуникации между сотрудниками можно организовать как через мобильные сети, так и через фиксированные – это позволит сократить затраты на связь и систематизировать работу с входящими вызовами, не тратясь на покупку мини-АТС. С появлением интеллектуальных сервисов, облачных вычислений у компаний становится больше свободы для организации рабочего процесса – можно создавать мобильные офисы, экономить на аренде и строительстве коммуникаций и т. д.

Сегодня большая часть выручки операторов приходится на традиционные услуги — мобильную и фиксированную связь, Интернет. Но наибольшую динамику роста демонстрируют новые сферы, например M2M-сервисы и телематика, они обеспечивают ежегодный рост свыше 60%. И хотя в объеме доходов всего мобильного бизнеса В2В доля данного направления относительно невелика, мы ожидаем, что в ближайшие годы оно будет обеспечивать стабильный доход и расти за счет все более широкого охвата.

Многие аналитики полагают, что с приходом Интернета вещей именно M2M станет новым двигателем рынка мобильной связи и бизнеса сотовых операторов. А как вы оцениваете перспективы M2M?

Сейчас M2M в России развивается прежде всего в таких областях, как удаленное подключение промышленных измерительных устройств, датчиков систем безопасности. Среди наиболее быстрорастущих и перспективных сфер применения М2М – телемедицина, электронные государственные услуги. Пока рынок М2М в России – это более 3 млн SIM-карт. Эпоха так называемого Интернета вещей, по прогнозам аналитиков, наступит, вероятно, в 2015 -2016 года. Когда M2M войдет в наш повседневный быт, когда эти технологии охватят домохозяйства частных пользователей, число подключенных устройств будет измеряться миллиардами. И тогда M2M, даже при небольшом «среднем чеке» на одну SIM-карту действительно сможет придать дополнительный импульс рынку мобильной связи.

Вы упомянули о фиксированном бизнесе МТС. Достигла ли уже МТС того уровня интеграции, при котором можно сформировать конвергентные предложения для корпоративного рынка, объединяющие возможности фиксированной и мобильной связи? Есть ли у МТС такие предложения?

Конвергенция в ее исторически сложившемся понимании подразумевает главным образом технологические решения, основанные на сочетании возможностей фиксированной и мобильной связи. Мы же на конвергенцию смотрим несколько шире. Прежде всего для нас это весь спектр услуг связи от одного оператора. Второе — это выгодные экономические условия предоставления таких услуг для заказчиков. Эти условия формируются в рамках специальных акций и программ МТС. Когда наш клиент получает мобильные и фиксированные услуги от одного оператора, у нас появляется возможность предоставить их, например, со скидкой. И третье — та самая технологическая конвергенция, на основе которой формируются готовые решения для бизнеса, так называемые услуги Fixed Mobile Convergence. В портфеле МТС такие услуги имеются уже достаточно давно, простой пример – сервис по объединению мобильных и фиксированных номеров компании-клиента в единый внутренний план нумерации. После того как мы в рамках группы объединили технологические и организационные ресурсы мобильной и фиксированной связи, эти услуги вышли на новый качественный уровень. Сегодня наши FMC-предложения стали более оптимальными, более экономичными, они обогатились новыми полезными функциями. Среди продуктов, которые находятся на стыке фиксированной и мобильной связи, например, услуга «Автосекретарь», имеющая функции виртуальной АТС и ряд других полезных возможностей для корпоративного клиента. По сути, это основа для создания полнофункционального виртуального офиса.

Есть ли у МТС стратегия по развитию облачных сервисов для корпоративных клиентов? В чем она заключается?

Мы начали активно заниматься облачными вычислениями в нынешнем году именно с разработки собственной стратегии в области Сloud Сomputing. На ее основе МТС планирует представить на рынке большой набор облачных сервисов. Причем мы намерены развивать эти сервисы в двух направлениях. Направление номер один — когда клиент из облака сможет получить не только традиционные сервисы оператора, но и всевозможные дополнительные опции, которые использует в повседневной жизни малый и средний бизнес. Второе направление, более традиционное для телекоммуникационной компании, — предоставление клиентам ресурсов виртуальных серверов, развернутых на нашем вычислительном оборудовании. Подобные услуги уже частично существуют в МТС с момента приобретения «Комстара», нашего основного ШПД-актива, традиционно занимавшегося услугами виртуального хостинга. Сейчас мы будем это направление активно развивать в соответствии с облачной концепцией.

Какова динамика использования корпоративными клиентами услуг мобильного доступа к Интернету?

Объем использования мобильного Интернета в секторе B2B растет довольно быстрыми темпами. Мы наблюдаем рост в доходах от мобильного ШПД в корпоративном сегменте в среднем около 15-20% ежегодно за последние три года и ожидаем, что в краткосрочной перспективе динамика увеличится. При этом следует отметить, что, по нашим расчетам, доля МТС на рынке корпоративного ШПД России составляет порядка 40%.

Какой будет стратегия МТС на рынке услуг 4G? Компания отдаст приоритет развитию собственных сервисов передачи данных или сделает ставку на предоставление транспорта для сторонних сервисов?

Для сегмента B2B технологии четвертого поколения могут обеспечить значительные преимущества, потому что высокоскоростная передача данных в LTE предоставит клиентам доступ ко всем услугам МТС, которые у них были до сих пор, только на новом, более качественном уровне. А кроме того, клиенты смогут комфортно работать в мобильном удаленном режиме с различными «тяжелыми» корпоративными приложениями. С появлением LTE мы также сможем предоставить более качественный доступ к нашим традиционным фиксированным сервисам для удаленных точек, то есть там, куда фиксированные линии прокладывать нецелесообразно по экономическим причинам или физически невозможно. Использование таких беспроводных линий доступа для других услуг, например для услуги по организации корпоративных сетей связи (VPN), позволит обеспечить более высокий класс обслуживания трафика для подключенной по мобильной сети точки клиента.

Проявился ли уже интерес у корпоративных клиентов к услугам сети 4G? В чем это выражается?

Да, интерес проявился. Клиентам, которые имеют очень разветвленную структуру, с многочисленными офисами в регионах или множеством офисов, разбросанных по Москве, LTE даст возможность быстрее и эффективнее развернуть свои корпоративные сети. И такие клиенты заинтересованы в развитии связи четвертого поколения. Правда, сегодня не все устройства оснащены LTE, пока не все маршрутизаторы поддерживают данную технологию, но производители довольно скоро решат эту проблему, насытив рынок оборудованием с поддержкой LTE.

А будут ли адаптированы имеющиеся корпоративные услуги и тарифы МТС к возможностям сетей 4G?

Как мы уже говорили вначале, клиентам неважно, какую технологию использует оператор для предоставления услуг, его интересует качество услуги и скорость доступа. Благодаря LTE и качество, и скорость вырастут, в результате пользователи смогут передавать больше данных за меньшее время. Это приведет к некоторой адаптации тарифов. Ведь с ростом потребностей клиента нам нужно будет предоставлять больше трафика, включенного в те или иные тарифные предложения. Таким образом, существующая продуктовая линейка будет развиваться за счет использования дополнительных возможностей 4G, а стоимость базовых услуг при этом будет соответствовать примерно тому же уровню, что и прежде. МТС имеет возможность использовать комбинированную инфраструктуру 3G+4G и даже 2G (GSM), как происходит во всем мире. Поэтому линейка тарифов на услуги четвертого поколения плавно интегрируется в существующий набор продуктов и услуг МТС – именно такой стратегии мы придерживаемся сейчас и на массовом рынке.

Каков потенциал видеоконференций и видеозвонков в сети 4G?

Мы анализировали этот сегмент рынка. Он действительно растет, как и должен расти относительно новый рыночный сегмент. Но анализ ситуации показывает, что существенный рост видеозвонков вряд ли произойдет уже в будущем году. Эти услуги начнут постепенно входить в нашу жизнь. Как показывает зарубежный опыт, прогнозы трех-четырехлетней давности о грядущем взрывном росте услуг видеосвязи не подтвердились. Спрос на видеозвонки, видимо, будет развиваться постепенно, по мере развития инфраструктуры беспроводных сетей 4G, в которых можно реализовать по-настоящему качественную видеосвязь.

Если же говорить о сервисе видеоконференц-связи с доступом со стационарных и мобильных устройств, то эта услуга уже сейчас достаточно востребована у корпоративных заказчиков, а возможности мобильного доступа с более высоким качеством с использованием 4G сетей сделают ее еще более удобной.

Поскольку к концу 2012 года мы планируем запустить сервис веб-видеоконференций, доступный с любого сетевого устройства, оснащенного камерой и микрофоном и имеющего выход в Интернет, то вскоре сможем уже на собственном опыте оценить, насколько такая услуга интересна рынку и насколько прогнозы совпадают с реальностью.

А сервисы видеонаблюдения сейчас востребованы?

Видеонаблюдение относится к группе сервисов телематики или М2М. Это направление МТС развивает совместно с партнерами, специализирующимися в той или иной области телематики. Есть среди наших партнеров и те, кто сфокусировался на видеонаблюдении. Мы со своей стороны обеспечиваем качественную связь, удобное и эффективное управление SIM-картами и SIM-чипами посредством нашего М2М-менеджера, предоставляем необходимые интерфейсы, а строительством систем видеонаблюдения занимаются партнеры. С развитием высокоскоростных мобильных сетей передачи данных и ростом спроса на этот сервис мы не исключаем возможности самостоятельного развития сервисов на основе видео. МГТС, наша дочерняя компания, уже имеет практический опыт, обеспечивая работу камер видеонаблюдения в подъездах домов и на улицах Москвы.

Известно, что бизнес-пользователи весьма щепетильны в вопросах безопасности информации. Как МТС учитывает требования своих клиентов по защите корпоративных данных?

Этот вопрос уже давно решен в мобильных сетях. С помощью сервиса «Защищенная передача данных (APN)» любая компания может организовать безопасное беспроводное подключение и контроль работы удаленных торговых точек, транспорта, банкоматов, платежных терминалов, датчиков, другого телеметрического оборудования или удаленный доступ к корпоративным информационным ресурсам и Интернету для сотрудников, много работающих вне офиса. Мы можем организовать работу сервиса с мобильного телефона, ноутбука, планшета. Если говорить о фиксированной связи, то наши возможности по организации виртуальных частных сетей априори подразумевают надежную защиту данных наших клиентов.

Роуминг для деловых пользователей тоже очень важен. Есть ли у МТС специальные предложения для бизнес-абонентов в области роуминга?

Политика МТС по работе с крупными корпоративными клиентами строится на основе индивидуальных решений и подходов. В каждом отдельном случае мы стараемся учесть особенности бизнес-процессов наших заказчиков и сформировать для них оптимальный пакет услуг, в том числе в области роуминговых тарифов на голосовую связь и передачу данных. Для небольших предприятий у МТС имеется серия унифицированных предложений и тарифов, учитывающих специфику работы в гостевых сетях.

Как запросы корпоративного рынка соотносятся со стратегией регионального развития МТС? Оправданна ли политика МТС по региональной дифференциации стоимости корпоративных услуг?

Да, эта политика оправданна. Достаточно взглянуть на карту России, чтобы понять: в каждом субъекте федерации или на определенной территории сложилась своя конкурентная среда. Мы строим свой бизнес с учетом реалий рынка и предлагаем своим клиентам такие решения, которые помогут им конкурировать и успешно развиваться. В то же время, как федеральный оператор, имеющий сети во всех регионах, МТС может предложить универсальные решения, которые позволят крупной компании с филиальной структурой четко понимать и контролировать свои затраты на телеком-услуги.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями