Борис Бобровников
Борис Бобровников: «Те компании, которые сейчас с энтузиазмом выстраивают собственные ИТ-системы, в кризис будут вынуждены перейти к аутсорсингу»

Нюансы системной интеграции на современном этапе развития ИТ раскрывает в интервью журналу «Сети» генеральный директор компании «Крок» Борис Бобровников.

Сегодня в ИТ-индустрии прослеживаются несколько важных тенденций — виртуализация, облака, Большие Данные, мобильность. Но каков, на ваш взгляд, результирующий вектор? Можно ли выделить общее направление развития ИТ?

Общий тренд в информационных технологиях на современном этапе — аутсорсинг. Мобильность, облака или что-то еще — всего лишь актуальные, важные для сегодняшнего дня технологии, на смену которым завтра наверняка придут другие. А рынок в целом движется в сторону профессионализации. Российский сегмент несколько отстает, но это объясняется просто: пока цена на нефть остается высокой, у бизнеса достаточно средств, чтобы строить собственную ИТ-инфраструктуру. Когда цены на нефть в очередной раз упадут, все непрофильные активы предприятий будут подлежать сокращению или оптимизации. Это происходит регулярно — в тяжелые времена затраты на информационные технологии сокращают следом за маркетингом и PR, а иногда практически одновременно. Поэтому те компании, которые сейчас с энтузиазмом выстраивают собственные ИТ-системы, в кризис будут вынуждены перейти к аутсорсингу. В этот момент все вопросы, связанные с безопасностью аутсорсинга, его надежностью, передачей конфиденциальных данных третьим лицам, страховкой информационных массивов от потери, будут мгновенно решены. Просто потому, что эффективно развивать бизнес дальше можно будет лишь при условии, когда ты владеешь ИТ-инфраструктурой, но при этом не являешься ее собственником. Компании, которые находятся на острие конкурентной борьбы друг с другом, естественным образом приходят к аутсорсингу. Это особенно хорошо видно на примере развития розничных торговых сетей. Первые проекты по аутсорсингу в России состоялись как раз в сегменте ритейла. И уже в этом году розница постепенно переходит от аутсорсинга инфраструктуры к аутсорсингу бизнес-процессов, что абсолютно нормально и естественно работает во всем мире. В России этот переход немного запаздывает, но лишь по причине некоторого временного избытка денег.

Вы призываете заказчиков отказаться от владения собственной ИТ-инфраструктурой и перейти к аутсорсингу. Между тем сам «Крок» наращивает мощности своих центров обработки данных. Зачем интегратору иметь ЦОД?

Иногда у бизнесмена появляется удачная возможность развить определенный бизнес, приносящий стабильный доход. Нормальный бизнесмен должен такую возможность использовать. Я согласен, что заработок на строительстве ЦОД и предоставлении его ресурсов заказчикам (по сути, речь идет об услугах collocation) — это не совсем бизнес интегратора. Такой бизнес связан с капитальными затратами, чем интегратор обычно не занимается. Но у нас просто появилась определенная возможность (считайте, что нам повезло) развить бизнес на основе ЦОД, и мы реализовали ее, затратив относительно небольшие средства.

Классический интегратор зарабатывает на тех услугах, которые он предоставляет «поверх» collocation, в то время как на самих услугах collocation зарабатывает владелец ЦОД. Получается, что «Крок» фактически взял на себя две роли — девелопера, который построил ЦОД и поддерживает его инфраструктуру, и собственно интегратора, оказывающего дополнительные ИТ-сервисы на базе ресурсов дата-центра. Это дает нам важные конкурентные преимущества на рынке. Дело в том, что заказчики неохотно идут на контакт с интегратором, если у него нет собственного ЦОД. В таком случае заказчик имеет отношения сначала с интегратором, а интегратор в свою очередь взаимодействует с владельцем ЦОД. Этот «сэндвич» заказчику не очень нравится, потому что он не понимает, кто из его партнеров — поставщиков услуг за что отвечает. Если услуги collocation и сервисы интегратора находятся «в одном флаконе», заказчику гораздо комфортнее. Мы организовали независимое исследование, подтвердившее, что это именно так. И еще одна деталь: не у каждого российского интегратора есть деньги на строительство собственного ЦОД, а у компании «Крок» они есть.

Какие услуги «Крока», предоставляемые на основе ЦОД, востребованы более всего сейчас и какие имеют наибольший потенциал?

Сейчас наиболее востребована услуга collocation, под нее отдано около 80% площадей наших ЦОД. Почти все остальные 20% — это IaaS в разных формах, от аренды «тяжелой» вычислительной техники до услуг виртуального дата-центра. Наибольший рост наблюдается именно в этом сегменте услуг. Для нас очевидно, что рост IaaS будет стабильно высоким в ближайшие несколько лет. На то есть множество причин: это удобно, заказчик может сконцентрироваться на профильных бизнес-сервисах, не тратить время и ресурсы на инфраструктуру. Немаловажна и возможность сократить бюджет, которая в перспективе станет актуальной для большего числа заказчиков. Наконец, просто цикл смены оборудования во многих компаниях приводит заказчиков к мысли об удобстве аутсорсинга инфраструктуры по модели IaaS.

«Крок» уделяет повышенное внимание экологии и энергоэффективным технологиям. Оправдывают ли себя в коммерческом плане дорогостоящие «зеленые» ИТ?

Те или иные решения, которые сегодня кажутся избыточными и даже «фантазийно-космическими», через пять-семь лет становятся важными и обыденными. Это легко проследить на примере строительства офисных центров. Был период, когда любой новый офис казался дворцом, но сейчас в связи с переизбытком офисной площади заказчик очень внимательно относится к таким вещам, как дублирование каналов связи, экономия электроэнергии, дополнительная безопасность и т. д. Все то, что казалось «бантиками» пять лет назад, сегодня является обязательным атрибутом бизнеса девелоперов. Время бежит быстро, и тот, кто старается быть на гребне технологической волны, впоследствии получает важные преимущества, оказываясь чуть впереди рынка. «Зеленые» технологии — относительно новые технологии. В данное время мы не зарабатываем на них деньги. На новых технологиях вообще никто деньги не зарабатывает. Деньги зарабатываются тогда, когда новые технологии можно тиражировать в определенном, но не массовом объеме. Пока технология остается относительно новой и ее внедрение сопряжено с финансовыми и другими рисками, заработать на ней может тот, кто имеет более высокий уровень экспертизы в этой области. На этом этапе новая технология характеризуется высокой доходностью, а рынок — низким уровнем конкуренции. И в этой плоскости лежит основной бизнес интегратора. Через несколько лет, когда технология становится массовой, для ее воплощения не требуется высокий профессионализм, и конкурентным преимуществом продавца является только цена решения. «Крок» не работает на рынках, где конкурентным преимуществом является цена. Поэтому мы заблаговременно подбираем портфель технологий, на которых будем зарабатывать деньги через несколько лет. К таким технологиям относятся также «зеленые» и энергоэффективные разработки.

В финансовой сфере одним из новых, еще не массовых направлений, являются бесконтактные платежи, осуществляемые, например, на основе технологии NFC. Как вы оцениваете перспективы этой новой технологии? Есть ли у «Крока» соответствующие решения для рынка?

Мы готовы использовать технологии подобного рода. Но не нужно забывать, что финансовая сфера в хорошем смысле этого слова несколько консервативна. А все новые технологии нуждаются в предварительной обкатке. Почти каждый день к нам поступают предложения от различных производителей технологий бесконтактных платежей. Они просят нас опробовать их решения у наших клиентов. Но не каждую новую технологию сразу нужно внедрять. Инновации, даже если они от мировых лидеров, в первые год-два существования обычно еще «сырые» и приносят большие хлопоты тем, кто их внедряет. Поэтому здесь нужен разумный сбалансированный подход: с одной стороны, нельзя упустить конкурентные преимущества, которые способны принести новые технологии, а с другой — нужно выбрать ту технологию, которая окажется правильной и не повлечет за собой неоправданную трату ресурсов. Сейчас наши заказчики из финансовой сферы вместе с нами пытаются сделать этот непростой выбор в отношении технологии NFC. Интерес к ней обусловлен тем, что за границей уже наметился бум бесконтактных платежей. Вскоре эта волна докатится до нас, поэтому «Крок» готов предложить рынку соответствующие решения. Хотя, как и многие заказчики, мы пока относимся к ним с определенной настороженностью.

Следующий вопрос затрагивает региональное развитие вашей компании. У «Крока», в частности, есть собственное представительство в Хабаровске. Сейчас правительство обещает привлечь дополнительные инвестиции в этот регион. Как вы оцениваете перспективы развития ИТ-рынка на Дальнем Востоке?

Около 40% дохода «Крок» получает из регионов. Причем самых разных регионов, не только из Хабаровского края. Мы активно инвестируем в развитие региональных рынков, но создание филиалов и прочих локальных юридических образований не входит в наши планы. Мы считаем, что региональные рынки требуют нормальных партнерских отношений с присутствующими там ИТ-компаниями, а не конкуренции с ними при помощи открытия на местах представительств в форме юридического лица. В каждом регионе обычно имеется несколько своих крупных ИТ-игроков. С ними мы выстраиваем продуктивное сотрудничество в процессе работы с заказчиками. От 100 до 200 региональных компаний постоянно находятся во взаимодействии с нами в режиме онлайн. Мы считаем, что под каждую отдельную задачу и под каждого конкретного заказчика может быть найден свой партнер, в том числе и региональный. В этом заключается наша региональная стратегия.

Но региональная специфика проявляется не только в опоре на местные компании? Например, дальневосточным заказчикам и партнерам, скорее всего, недоступны услуги ЦОД «Крока»?

Да, на таком большом расстоянии качество услуг будет сильно зависеть от конкретного проекта, и перед его началом целесообразно организовать тестирование или пилотный проект. Но мы не собираемся ограничиваться услугами ЦОД, фокусируясь на услугах системной интеграции. К примеру, мы только что закончили проект по созданию «офиса будущего» Сбербанка России во Владивостоке. С этим проектом во время саммита АТЭС 2012 ознакомились первые лица разных государств, и они сочли его очень успешным. Что касается планов российского правительства инвестировать в этот регион, то, если в результате там последует всплеск активности на ИТ-рынке, мы обязательно примем участие в новых масштабных проектах, которые будут инициированы на местном уровне.

Каково отношение руководства компании «Крок» к стратегии Bring your own device (BYOD)?

На мой взгляд, эта стратегия сводится к банальному вопросу: можно ли использовать устройства Mac или iPad в корпоративных целях? Препятствий в реализации стратегии BYOD не возникает, когда речь идет об использовании устройств на базе Intel-архитектуры. В этом случае администрации все равно, компьютеры каких марок используют для работы сотрудники компании. Но и вопрос применения продукции Apple мы в «Кроке» решили положительно. Это мировой тренд — люди хотят использовать устройства, которые им нравятся. И если такие устройства не противоречат принятой у нас политике безопасности, их разрешено применять в деловых целях. Конечно, этому решению предшествовала определенная подготовительная работа. Поначалу мы взяли тайм-аут примерно на год, и за это время доработали свою систему безопасности, обновили систему удаленного доступа и некоторые корпоративные информационные системы, чтобы они могли работать с личными устройствами сотрудников различных архитектур. Это не значит, что мы поддерживаем анархию в ИТ-инфраструктуре. В компании «Крок» приняты определенные правила поведения, которые, правда, трактуются достаточно широко. Сотрудники могут устанавливать на своих рабочих местах различные программы — здесь свобода большая. Мы не препятствуем использованию любых программных приложений до тех пор, пока они не вступают в противоречие с нашей информационной системой. В ряде подразделений процедура немного более строгая. Например, наши требования к сотрудникам финансового блока могут несколько отличаться от требований к программистам. Но, по большому счету, мы спокойно относимся к тому, какой софт устанавливают сотрудники на свои устройства.

Готовы ли вы предложить заказчикам отработанные решения, основанные на данной стратегии?

Довольно много ИТ-решений, которые мы изначально делали для себя, оказались востребованными на рынке. Это же можно сказать о решениях «Крока», соответствующих стратегии BYOD. Практически все корпорации двигаются в этом направлении — внедряют планшетные компьютеры для первых лиц, и т. п. Получаются очень эффектные проекты.

Являются ли бумажные отраслевые издания значимым источником информации об ИТ-рынке для вас лично?

Основным источником информации для меня служат мои сотрудники. Общение с ними — это единственный способ получить профессиональную, экспертную информацию в сжатом виде. Разумеется, я получаю ее в электронном формате. Я не могу себе позволить тратить время на поиск ответов на узкие технологические вопросы в журналах и газетах. Скорее всего, никто из топ-менеджеров уже не читает бумажные СМИ. Это уже некая экзотика, на которую, может быть, найдется время в самолете, и то вряд ли.

Но, быть может, журналы читают ваши сотрудники в процессе подготовки экспертных оценок для руководства компании?

Поскольку мои сотрудники — это люди в массе своей моложе 30 лет, то они скорее найдут страничку нужного издания в Интернете и прочтут интересующую их статью на своем планшетном компьютере.