Во многих странах введены законодательные ограничения на оплату покупок наличными, а в некоторых государствах присутствие в кошельке двух-трех тысяч долларов США может стать поводом для спонтанного полицейского расследования: откуда, мол, столько наличности и зачем?

Буйным цветом цветет интернет-торговля, электронные деньги миллионными траншами курсируют по нитям Всемирной паутины. Поисковые системы — «Яндекс», Mail.RU и др. — трансформируются в глобальные торговые площадки и выпускают собственные виртуальные деньги, а розничные интернет-порталы, например Amazon, выходят на рынок планшетных компьютеров с собственными разработками. В платежное средство превращается мобильный телефон. По электронным каналам доставляются не только деньги или их виртуальный эквивалент, но и услуги, получить которые теперь можно с помощью банковских, социальных либо интегрированных карт (вскоре эти транзакции будут осуществляться через электронный паспорт).

Все это свидетельства поистине тектонического сдвига, затрагивающего не только финансовую сферу, но и почти все отрасли экономики. И этот сдвиг был бы невозможен без революционного прорыва в технологиях связи, который произошел в последние два десятилетия. Именно телекоммуникации отвечают за передачу информации о транзакциях пользователей, именно телекоммуникации связали воедино информационные центры разрозненных банковских и платежных систем.

Нельзя сказать, что переход в мир электронных платежей происходит гладко. Множество технологических и организационных проблем еще ждут своего решения. Об этом прежде всего свидетельствуют многочисленные инциденты в области безопасности, возникающие при безналичном денежном обращении. Пока не до конца отрегулированы взаимоотношения между участниками рынка и пользователями карточных и платежных приложений. А такие перспективные технологии, как Near Field Communication (NFC), в недалеком будущем способны поставить крест на уже привычных банковских картах и виртуализовать практически всю наличность. NFC фактически уводит из-под юрисдикции банков огромные финансовые потоки к операторам мобильной связи, которые уже сейчас через свои USSD-порталы активно перехватывают у финансистов их традиционные функции. Показательный пример: прирост объема мобильных платежей в сети Tele2 составляет порядка 15% ежемесячно.

Ряд перечисленных проблем и неотрегулированных моментов должен разрешить запуск в России национальной платежной системы (НПС). Решение о ее создании оформлено законодательно и поддержано на уровне правительства нашей страны. Но и сама НПС, как выясняется уже на стадии ее становления, предъявляя новые требования к рынку, формирует отдельный круг вопросов, на которые у специалистов пока нет однозначных и верных ответов. Наиболее остро стоят вопросы взаимодействия НПС и международных банковских систем Visa, MasterCard и др.

Не будет преувеличением сказать, что функционирование платежных и карточных систем в современных условиях, и прежде всего их телекоммуникационное обеспечение, являются предметом внимательного рассмотрения и анализа, чем мы и займемся в очередном выпуске журнала «Сети».