АЛЕКСЕЙ АНАНЬЕВ: «Технологический ландшафт постепенно меняется, и движущими силами выступают облачные технологии, Большие Данные, а в отношении пользовательского интерфейса — мобильность» Источник: «Техносерв»
АЛЕКСЕЙ АНАНЬЕВ: «Технологический ландшафт постепенно меняется, и движущими силами выступают облачные технологии, Большие Данные, а в отношении пользовательского интерфейса — мобильность»
Источник: «Техносерв»

С появлением новых технологических концепций роль системного интегратора в ИТ-индустрии остается прежней: находясь на переднем крае развития отрасли, создавать эффективные решения в интересах заказчиков, утверждает Алексей Ананьев, председатель консультативного совета группы компаний «Техносерв». В интервью журналу «Сети» он рассказал о современной стратегии группы и ключевых моментах ее двадцатилетней истории.

Сейчас в ИТ-индустрии происходят важные изменения. Некоторые аналитики говорят о сдвиге парадигмы, вызванном распространением виртуализации, облаков, Больших Данных, мобильности. Вы разделяете эту точку зрения?

Бесспорно, технологический ландшафт постепенно меняется, и движущими силами выступают облачные технологии, Большие Данные, а в отношении пользовательского интерфейса — мобильность. Другое дело, что сама суть обработки данных не меняется и принципиальные требования к этому процессу с точки зрения обеспечения доступности данных, повышения прозрачности их обработки и сохранности остаются, и эти требования постоянно растут. Новые технологические тенденции влияют на маркетинговые подходы к предложению услуг, на организацию взаимодействия с клиентами. Но, по сути, работа нашей компании, решающей ИТ-задачи крупнейших российских компаний и госструктур, не меняется.

Какой из названных факторов влияния на рынок вам представляется наиболее актуальным для России? Какой менее актуальным?

На мой взгляд, превалирующими являются все-таки технологии, позволяющие крупным компаниям и структурам качественно работать с большими массивами неструктурированных данных. Внедрение таких технологий позволяет повысить управляемость бизнеса, качество принятия решений. Отдельный пласт составляют проекты, связанные с системами класса OSS/BSS, а именно с проблематикой мониторинга различных процессов или объектов, начиная от мониторинга состояния сетей связи и оказываемых услуг и заканчивая мониторингом безопасности различных значимых объектов транспортной инфраструктуры и опасных природных и техногенных объектов, таких как водохранилища, электростанции, опасные производства. Тематика же публичных облаков мне кажется менее актуальной, несмотря на то что эта тема муссируется уже несколько лет. По своему опыту могу сказать, что эта технология востребована и используется при создании ретейл-сервисов компаниями, сфокусированными на интернет-аудитории, такими как Google или Apple. Крупные же бизнес-структуры из других секторов экономики — как в России, так и за рубежом — используют в своих проектах частные облака.

Как меняется роль системного интегратора в этой новой реальности? Какое место займет интегратор в трансформирующейся сейчас цепочке питания на ИТ-рынке?

Может быть, это традиционный взгляд на рынок, но принципиально роль интегратора в «цепочке питания» неизменна. Мы должны находиться на переднем крае технологического развития отрасли и оптимально использовать наиболее удачные и жизнеспособные технологии для создания единого интегрированного решения в интересах клиентов. Другое дело, что если 12-15 лет назад мы были двигателем перехода заказчиков к клиент-серверной архитектуре, то сейчас ориентируем российские предприятия на технологии частного облака, а там, где это необходимо, фокусируем внимание клиентов на решениях с использованием разнородных и сверхбольших массивов данных. Правильнее сказать, что сейчас активность интеграторов смещается в сторону качественного сервисного предложения. Если раньше основным источником доходов производителей технологии, а следовательно, и интеграторов были аппаратные решения, то сейчас — сервисная и программная составляющие.

Кроме системной интеграции приоритетными направлениями деятельности «Техносерва» являются консалтинг и разработка ПО. Где вы видите точки роста для них?

Ваш вопрос продолжает уже затронутую нами тему. Все больше и больше внимания в своей работе крупные интеграторы (в противовес поставкам) уделяют решениям на уровне заказного прикладного ПО, ИТ- и бизнес-консалтинга, аутсорсинга, а также продуктов, которые прямым образом влияют на развитие бизнеса наших заказчиков. Поэтому одним из драйверов развития бизнеса группы в 2011 году стало направление прикладных решений, продажи которых выросли на 60%. В прошлом году головной компанией группы — «Техносерв» было реализовано около 40 уникальных комплексных проектов в сфере OSS, ITSM и VAS-решений, каждый из которых объединил в себе от 4 до 11 продуктов различных вендоров. Особенность таких проектов в том, что необходимо одновременно иметь глубокую экспертизу в разнообразных актуальных технологиях и досконально понимать текущие бизнес-задачи заказчика. 2011 год стал для этого направления годом масштабной диверсификации, когда уникальный опыт, наработанный в проектах для телекоммуникационной отрасли, был успешно применен в решении задач для клиентов из ТЭК, финансовых организаций и государственных структур. Знаковым проектом в этой области стало внедрение уникальной для российского рынка системы трафик-менеджмента, направленное на оптимизацию мобильного трафика и дополнительных услуг в федеральной сети передачи данных МТС. В результате оператор повысил качество своих сервисов и одновременно существенно оптимизировал стоимость трафика. Кроме того, были выполнены несколько интересных проектов в банковской сфере, мониторинге городской инфраструктуры и централизации поддержки пользователей корпоративных ИТ-услуг.

Одним из прикладных решений, о которых вы говорите, является семейство биометрических систем «Каскад». Какая доля интеллектуальной собственности в этих сложных разработках принадлежит «Техносерву»?

Биометрические системы за последние два года получили во всем мире мощный импульс развития, и эта тематика не случайно нас интересует. С 2009 года рынок биометрии удвоил свой объем и составил почти 5 млрд долл., а, по прогнозам аналитиков, к 2017 году превысит 10 млрд долл. Такой бурный рост, с одной стороны, связан с внедрением в ведущих странах мира паспортов нового поколения, содержащих биометрическую информацию о владельце, а с другой стороны – игроки рынка систем безопасности стали понимать, что классическое видеонаблюдение, основанное на видеомониторинге и работе операторов, не позволяет эффективно решать все вопросы безопасности. Необходим переход к интеллектуальным системам, с функциями видеоаналитики и биометрической идентификации личности в комплексе. Прогнозируя потребность рынка в подобных интеллектуальных системах, мы более пяти лет назад приступили к созданию собственной продуктовой линейки биометрических систем «Каскад». Понимая всю специфику применения и технологическую сложность систем биометрической идентификации личности, мы сформировали команду разработчиков, обладающую одновременно и уникальным опытом в создании комплексных биометрических систем, и необходимой экспертизой в современных технологиях видеоанализа и машинного зрения. Результатом работы этой команды стала серия продуктов «Каскад-Поток» и «Каскад-Поиск», полностью построенных на собственных — отечественных разработках «Техносерва» в области биометрии. Сегодня мы предлагаем нашим клиентам комплексное и гибкое решение в области биометрии, которое может быть быстро адаптировано к их потребностям. Такая возможность очень важна, поскольку требования к биометрической системе госструктур или, скажем, крупных банков сильно различаются, а значит, нужно вносить изменения в код ядра системы. Кстати, именно этой возможностью наш продукт отличается от других биометрических систем, представленных на российском рынке, ведь в массе своей они работают на «движках» иностранного (американского или европейского) производства.

Ряд российских системных интеграторов построили мощные дата-центры и вышли на рынок ИТ-услуг и облачных сервисов. Не планирует ли «Техносерв» построить свой коммерческий дата-центр?

На мой взгляд, наличие своего дата-центра на сегодняшний день не является критическим условием для предоставления облачных сервисов. Сегодня для их развития вполне достаточно возможности использовать вычислительные мощности наших клиентов либо третьих сторон. Как только станет понятно, что для успешного развития бизнеса «Техносерву» нужен собственный ЦОД, мы вернемся к этому вопросу.

«Техносерв», которому в 2012 году исполняется 20 лет, фактически является ровесником российского ИТ-рынка. Можно ли в истории компании наметить реперные точки, от которых начинался отсчет каких-то принципиально новых этапов в ее развитии? Или правильнее говорить о долговременной плавной эволюции бизнеса «Техносерва»?

История «Техносерва» во многом следует за историей ИТ-рынка страны. Это неудивительно, поскольку мы с нашими коллегами-интеграторами формировали его. На начальном этапе развитие было связано с заменой отечественных EC ЭВМ на зарубежные мэйнфреймы, потом мы плавно начали развивать бизнес по поставке нового тяжелого оборудования, в первую очередь IBM, EMC и StorageTek. Затем прибавился блок открытых систем, который дополнился сетевыми системами и технологиями. Потом был период, сформировавший компетенцию компании в области конвергенции мобильной и фиксированной связи. Дальше нами был сделан логический переход к прикладным решениям и практикам ERP, CRM, BI. С одной стороны, наше развитие — эволюционный процесс, с другой, можно сказать, что по мере роста технологической экспертизы у нас шла диверсификация бизнеса.

«Техносерв» является исполнителем работ по поддержке государственной системы оформления паспортно-визовых документов нового поколения (ПВДНП). На каком этапе находится этот проект сейчас? В каком направлении будет развиваться в дальнейшем?

Действительно, мы с самого начала работаем с ФМС России над созданием и развитием технологического сегмента этого ведомства в системе ПВДНП. Наше сотрудничество продолжается вот уже более пяти лет. На данном этапе мы осуществляем комплексную поддержку всей информационной инфраструктуры ведомства. «Техносерв» отвечает за функционирование 862 объектов ФМС по всей стране, в зоне его ответственности — конечное оборудование в регионах, ИТ-системы федерального центра обработки данных и специальное ПО. Поддерживаемые информационные системы непосредственно обеспечивают оказание услуг гражданам и предоставляют механизмы для формирования миграционной политики страны. Думаю, что, получая заграничный паспорт, многие сами убедились в эффективности данного сервиса. Помимо поддержки данного сегмента, мы продолжаем заниматься его развитием: в этом году совместно с ФМС России и НИИ «Восход» мы принимаем участие в проекте по созданию «пилотной зоны», где будет реализована возможность внесения в систему дактилоскопической информации.

Государство как заказчик ИТ-решений изменилось за последние годы? Взаимодействовать с ним становится сложнее или проще?

Я бы сказал, что сложнее и проще одновременно. Сложнее, так как на стороне госзаказчика мы все чаще видим профессиональных директоров информационных служб, разбирающихся порой не хуже нас в современных тенденциях и готовых на равных вести с нами предметный диалог, чего еще лет десять назад не было даже в помине. С другой стороны, новый уровень компетенции ИТ-директоров государственных ведомств упрощает общение. Они ставят интересные задачи и готовы защищать их решения на самом высоком уровне. Это не пустые слова. Как минимум два наших клиента – ФМС и Росреестр – занимают ведущие позиции среди российских госструктур по оказанию услуг гражданам в электронном виде через Интернет, а также являются наиболее активными участниками общегосударственной системы межведомственного электронного взаимодействия. Таких успехов не удалось бы достичь без активной поддержки со стороны руководства этих ведомств. То же можно сказать и про Департамент информационных технологий Москвы. Коллеги переходят к совершенно новым категориям проектов для ИТ-рынка. К примеру, московская программа «Информационный город» поистине глобальна. Она охватывает и взаимоувязывает с помощью ИТ практически все ключевые сферы жизни мегаполиса: интеллектуальные средства управления транспортной инфраструктурой, ЖКХ, социальные сервисы, безопасность горожан, предоставление госуслуг в электронном виде, телекоммуникационную инфраструктуру. И здесь на первый план выходит вопрос мониторинга функционирования инфраструктуры этого грандиозного ИТ-комплекса. «Техносерв», в частности, сейчас работает над созданием единой системы, которая будет следить за качеством оказываемых ИТ-услуг, работоспособностью телекоммуникационной и ИТ-инфраструктур различных специализированных систем. Обладая таким инструментом, руководство города сможет обеспечить необходимый уровень контроля и управляемости всех оказываемых сервисов.

Во всех трех профильных для «Техносерва» областях (интеграция, консалтинг, разработка ПО) основным производственным активом являются кадры. Где и как «Техносерв» подбирает и готовит специалистов, например, в таких новых областях, как облака или Большие Данные?

Действительно, в нашем бизнесе именно кадры решают все. Для успешной реализации проектов нам требуются лучшие, порой уникальные специалисты в своей области, нацеленные на результат, гибкие, стремящиеся к профессиональному и личностному развитию и умеющие работать в команде. Поэтому подбор новых сотрудников — одна из ключевых задач в контексте развития бизнеса. Для ее решения мы используем различные методы поиска и обучения персонала: кроме того, многие потенциальные кандидаты обращаются к нам самостоятельно, зная, что в «Техносерве» они получат уникальную возможность участвовать в инновационных и масштабных проектах и станут причастными к развитию самых перспективных направлений. Большое внимание уделяется обучению сотрудников. Технологии развиваются стремительно, и это требует от наших специалистов быть в курсе всех новых тенденций и постоянно повышать уровень своих знаний. Для этого мы используем как учебные площадки вендоров, так и независимые образовательные ИТ-центры в России, СНГ, Европе, США, ЮАР и даже ОАЭ. Более того, в партнерстве с ними мы создаем собственные специальные курсы для специалистов «Техносерва», ориентированные на реализацию текущих или перспективных проектов компании. Отдельной строкой в этой работе стоит подготовка кадров на кафедре системной интеграции, открытой нами более десяти лет назад совместно с Государственным университетом управления.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями