ЯДРОМ ВНЕДРЯЕМОГО решения стала система видеоконференц-связи LifeSize Иллюстрация: Polymedia
ЯДРОМ ВНЕДРЯЕМОГО решения стала система видеоконференц-связи LifeSize
Иллюстрация: Polymedia

Дистанционное образование – это современная тенденция и в некотором смысле установка на будущее. Но что, по сути, подразумевается под этим термином? Преподаватели сходятся во мнении: это не столько образовательная технология, сколько технология организации образования. То есть такая технология, которая позволяет ученикам из самых удаленных школ и детям с особыми возможностями здоровья интерактивно общаться с преподавателями и сверстниками, получая при этом полноценное образование наравне со всеми, а одаренным детям — обучаться по программе университета, не переступая его порог.

Ежегодно в России закрывают 600-800 сельских школ. В среднем на одну такую школу приходится 120 учеников, то есть все они малокомплектные, и поэтому их содержание невыгодно региональным властям. При этом закрытие малокомплектных школ мотивируется повышением качества образования. Например, очевидно, что оборудовать кабинет химии с лабораторией в сельской школе смысла нет – пользоваться им будут от силы десять учеников, и оборудование кабинета не окупится никогда. Но и толково объяснить ученику химическую реакцию без ее демонстрации невозможно. Как же быть? Современные информационно-коммуникационные технологии помогут сохранить сельские школы и вместе с тем улучшить образование.

Одним из первых в борьбу за сохранение малокомплектных школ вступил Краснодарский край. Инициатором проекта по повышению уровня эффективности образовательного процесса в 73 малокомплектных школах выступил департамент образования и науки края в рамках программы по внедрению новых информационных технологий. Задачи в этом проекте стояли масштабные: на основе 51 базовой школы создать такие условия, чтобы учащиеся из удаленных школ региона имели возможность получить полноценное качественное образование, а дети с ограниченными возможностями получили бы шанс дистанционно обучаться вместе со школьниками на очной основе. Не менее важно было обеспечить индивидуальный подход к обучению одаренных детей в рамках совместной дистанционной работы педагогов и преподавателей.

Партнером в этом проекте выступила компания Polymedia, российский системный интегратор. Как уже отмечалось, ставки в проекте были сделаны на совместную, коллективную работу школьников и инклюзивное обучение. Для достижения этих целей подрядчик разработал многофункциональный программно-аппаратный комплекс, основным отличием которого от традиционных систем дистанционного обучения является достижение эффекта присутствия для удаленных учащихся, то есть создание условий, максимально приближающих дистанционное обучение к занятиям в классе.

Ресурсным центром для 124 школ, участвующих в проекте, стал Кубанский государственный университет. В ходе выполнения работ учитывались не только задачи проекта и требования заказчика, но и технические возможности школ и университета. Ядром внедряемого решения стала система видеоконференц-связи Lifesize. Выбор этого оборудования был обусловлен тем, что терминалы Lifesize по сравнению с конкурентными решениями предъявляют более низкие требования к пропускной способности каналов связи, что особенно актуально для малокомплектных школ – в удаленных районах пропускная способность интернет-соединений заметно ниже, чем в городах.

Возможность присутствовать на уроке, который идет за десятки километров, да еще и принимать в нем непосредственное участие стало для ребят из удаленных деревень буквально погружением в мир будущего, достойный описания в произведениях, например, братьев Стругацких. Инсталлированная система видеоконференц-связи помогла добиться реального эффекта присутствия в ходе сеансов дистанционного обучения. Это стало возможным благодаря тому, что установленное оборудование обеспечивает трансляцию изображения высокого разрешения, а специальное программное обеспечение позволяет учащимся видеть все материалы со школьной доски в удаленном классе. В режиме реального времени учащиеся из малокомплектных школ видят все графические пояснения учителя, могут выступать с презентациями и докладами так, как если бы находились в одном и том же классе. Для организации такой совместной работы используется программный комплекс Smart Bridgit.

Чтобы добиться максимального эффекта от совместной работы и по-настоящему объединить учеников, также были установлены интерактивные доски Smart. В итоге одно и то же задание учителя параллельно может выполнять ученик базовой школы и ученик малокомплектной. Решить одну задачку на двоих теперь не проблема. Функция «двойного касания», предусмотренная инструментарием Smart Board, обеспечивает одновременную работу учеников на уроке и может быть использована для взаимодействия ученика с преподавателем.

Самые ответственные ученики всегда переживают из-за вынужденных пропусков уроков или ситуаций, когда они, казалось бы, на секунду отвлеклись, но прослушали важную часть объяснения – в таких ситуациях всегда хочется «отмотать» время на несколько минут назад. Ведь не всегда то, что объясняет учитель, есть в учебнике. А если это невероятно интересная химическая реакция, кульминацию которой не удалось рассмотреть из-за досадной случайности? С помощью аппаратного комплекса LifeSize Videocenter все уроки записываются, каталогизируются и размещаются на специальной веб-странице. Чтобы получить доступ к трансляции или записям, ученику достаточно посредством стандартного интернет-браузера зайти на специальный видеосервер и выбрать необходимый предмет.

Дистанционное образование особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Теперь им даже не обязательно посещать учебное заведение. Ребенок может в любое удобное время в комфортных для него условиях учиться по урокам, которые транслируются в режиме онлайн или размещаются учителями в Интернете.

Для одаренных детей не менее остро стоит вопрос формирования программ индивидуального обучения. С помощью систем дистанционного образования они могут виртуально присутствовать на лекциях в университете и общаться с преподавателями.

Важно отметить, что создание подобных систем сопряжено не только с разработкой и инсталляцией специализированного программно-аппаратного комплекса, но и с другими специфическими процедурами. Для преподавателя новая техника — это серьезный вызов. Ему нужно переработать учебный материал с учетом дистанционного преподавания и удаленной совместной работы, нужно научиться управлять новым оборудованием… Поэтому отдельная часть проекта была посвящена обучению пользователей системы. В этом проекте системный интегратор разработал целый цикл обучающих уроков по использованию интерактивной доски. Предварительное обучение упростило переход к инновационным технологиям и помогло преодолеть естественное в таких случаях внетреннее предубеждение.

В течение гарантийного срока интегратор также обеспечил решение всех проблем, связанных с возможными сбоями в работе оборудования. Кроме того, образовательным учреждениям была предоставлена возможносить воспользоваться дистанционным сервисом, когда компания-подрядчик осуществляет контроль и диагностику работы оборудования в удаленном режиме.