Константин Солодухин: «Неважно, в какой компании работает человек. Важно, что по роду своей деятельности и предпочтений он использует мобильные технологии»
Константин Солодухин: «Неважно, в какой компании работает человек. Важно, что по роду своей деятельности и предпочтений он использует мобильные технологии» (Иллюстрация: МегаФон)

Телекоммуникационный оператор «МегаФон» готов предоставить бизнес-абонентам фиксированный и мобильный доступ к электронной почте и множеству других корпоративных приложений. Это стало возможным благодаря масштабным инвестициям в развитие сетевой инфраструктуры 3G и приобретению компании «Синтерра», сообщил в интервью журналу «Сети» Константин Солодухин, заместитель генерального директора по развитию федеральных корпоративных продаж и операторского бизнеса ОАО «МегаФон», генеральный директор ЗАО «Синтерра».

Сильно ли изменился набор продуктов и услуг «МегаФона» для корпоративных заказчиков с переходом от второго поколения связи к третьему?

С переходом к 3G набор услуг для корпоративных клиентов значительно расширился. В сетях второго поколения услуги были ориентированы прежде всего на передачу голоса, а те решения по передаче данных, которые могли быть реализованы на прежней инфраструктуре, заметно уступают нашему сегодняшнему предложению в этой области. К примеру, в сетях 2G было затруднено использование даже сервисов, наименее требовательных к пропускной способности, таких как мобильная электронная почта. Сейчас все совершенно иначе. И с точки зрения доступности услуг передачи данных, и с точки зрения их качества переход к 3G существенно улучшил ситуацию. Корпоративные клиенты, находясь вне офиса, получают быстрый доступ к своей электронной корреспонденции практически повсеместно. Наверное, если абонент захочет принять сообщение с объемной презентацией, то это произойдет не так быстро, как в фиксированных сетях. Тем не менее возможность загрузки даже больших файлов через мобильные сети у наших абонентов имеется. У меня, например, при использовании услуг передачи данных через мобильную сеть не возникает никакого дискомфорта. Параметры сети 3G позволяют работать практически с любым контентом из электронной почты и корпоративных приложений.

Очевидно, для этого потребовались значительные инвестиции?

«МегаФон» за последние три года очень много инвестировал в развитие сетевой инфраструктуры, в результате чего контролирует 42% рынка мобильной передачи данных в России. Во многом скоростные параметры сети передачи данных зависят от покрытия, которое обеспечивает оператор базовыми станциями третьего поколения. Но недостаточно только установить такие станции — необходимо еще подключить их высокоскоростными оптическими соединениями к опорной сети. И это еще одна задача, которая решается в течение трех лет в рамках программы развития собственной транспортной инфраструктуры.

Какие мобильные услуги сейчас пользуются наибольшим спросом у корпоративных клиентов «МегаФона»?

В структуре продаж доминируют базовые услуги, прежде всего голосовые. Ни для кого не секрет, что они остаются основным источником дохода сотовых операторов. Но объем голосовых услуг сейчас практически не увеличивается, а базовые услуги, связанные с передачей данных, напротив, растут очень динамично. Правда, существует проблема монетизации подобных услуг: трафик данных растет быстрее, чем доходы от предоставления соответствующих сервисов. Над этим мы серьезно работаем, стараясь повысить отдачу от трафика данных, который пропускаем через свои сети. Помимо базовых услуг, предусмотрена масса дополнительных опций для мобильных корпоративных клиентов, таких как «Мобильный офис в кармане», «Мобильное наблюдение», Push-to-talk, SMS-пейджинг.

Кроме услуг «МегаФон» предлагает клиентам широкий спектр оборудования для подключения к беспроводной инфраструктуре. Как вы оцениваете перспективы продаж планшетных компьютеров, и в частности выпущенного недавно планшета под собственной маркой?

Это наш первый продукт такого рода. И мы полагаем, что выпуск собственного планшета — правильный ход, позволяющий повысить лояльность клиентов, которые будут в определенном смысле привязаны к своим гаджетам, а вместе с ними и к услугам сотового оператора. Мы уже опробовали подобную модель продаж, предлагая фирменные телефонные трубки. Пока трудно сказать, насколько востребованными окажутся наши планшетные компьютеры в различных сегментах рынка, включая корпоративный. Надеюсь, проект будет успешным.

Как повлияли на продуктовый портфель динамичные перемены на рынке мобильных платформ? Имеется в виду «взлет» iPhone и Android и «падение» Symbian.

На сегодняшний день большинство приложений для телефонов и смартфонов являются генераторами мобильного трафика данных, а мы заинтересованы в его росте, так как все еще зарабатываем больше денег на базовых услугах, чем на дополнительных. И нам важно, чтобы наши сервисы работали у каждого абонента вне зависимости от того, какой марки у него смартфон. С другой стороны, мы не можем игнорировать преимущества тех или иных мобильных платформ. Если у кого-то из разработчиков появляются новые решения, выгодно дополняющие наш продуктовый портфель, мы их берем на вооружение. Например, благодаря одной сторонней разработке мы можем предоставить клиентам услугу голосовой связи с качеством передачи звука на уровне HD, характерным для систем конференц-связи бизнес-класса. Такие возможности, в частности, реализованы в трубках Nokia. Анализируя возможности современных мобильных платформ, мы разрабатываем какие-то свои дополнительные услуги или совершенствуем уже имеющиеся сервисы.

Повлияет ли на корпоративный портфель «МегаФона» появление смартфонов на базе платформы Windows Phone 7?

Согласитесь, с точки зрения потребителей, мобильная платформа должна работать без нареканий. Привязка услуг к Windows Phone 7 пока сопряжена с риском получить отрицательное отношение корпоративных клиентов к «МегаФону». К сожалению, сегодня нельзя гарантировать, что Windows Phone 7 будет работать так, как хотели бы клиенты. Таким образом, создавая мобильные услуги, мы, с одной стороны, должны учитывать возможности мобильных операционных систем и приложений, а с другой — в достаточной мере дистанцироваться от них. И лучше не выводить на рынок услуги, основанные на технологиях, не достигших достаточной степени зрелости. Оставаясь инновационной компанией, «МегаФон» базируется на проверенных решениях, которые позволяют нам предоставлять корпоративные сервисы, практически не зависящие от той или иной мобильной платформы.

Может быть, такая зависимость проявится при мобильном обслуживании каких-то сложных корпоративных систем, созданных с привязкой к конкретным операционным системам. Но рынок мобильных корпоративных решений еще не достиг такой стадии, когда можно и нужно полностью дублировать все возможности фиксированной сети на мобильном терминале. Большинство приложений, используемых сегодня в компаниях в мобильном режиме, работают на любых платформах и не зависят от операционных систем. И мобильные рабочие места сейчас создаются под специфические задачи — они не являются универсальными и не способны полностью заменить рабочие места в офисе. Скорее всего, так будет и в будущем. Фиксированные сети все равно будут опережать мобильные по производительности.

Будет ли «МегаФон» блокировать трафик сервиса Skype, выкупленного Microsoft?

Мы не ставим задачу что-либо запретить. Если у наших клиентов есть потребность в чем-то, мы работаем над тем, чтобы предложить им соответствующие решения. Skype привлекает пользователей, привыкших общаться через Интернет. Это некая особая культура общения, и бессмысленно бороться с ней, не имея в своем арсенале продукта с такими же возможностями, как у Skype. Поэтому мы разработали для своих абонентов сервис сетевого общения «МультиФон». Пользователи уже осознали: Skype — не единственный продукт в данной рыночной нише, в том числе благодаря тому, что «МегаФон» предложил им альтернативу.

Какие новые возможности для корпоративных клиентов появились после слияния с «Синтеррой»?

После приобретения «Синтерры» мы вошли в число лидеров на рынке межоператорского взаимодействия. «МегаФон» и раньше был представлен в данном сегменте, но это был скорее побочный бизнес, объемы которого измерялись единицами миллиардов рублей. С приобретением «Синтерры» этот бизнес увеличился примерно в пять раз. Появилась также возможность гибко управлять операционными затратами на передачу собственного магистрального трафика, используя избытки сетевой емкости, которые у нас подчас возникают. Что касается корпоративного сегмента, то «МегаФон» приобрел уникальный опыт реализации проектов национального масштаба, которые предполагают одновременное обслуживание клиентов практически во всех субъектах Российской Федерации. Обслуживать корпоративные сети, работающие в двух или трех тысячах городов, сегодня могут лишь несколько операторов. Сейчас мы на базе региональных филиалов «МегаФона» создаем для корпоративных пользователей набор продуктов, основанный на прежних предложениях «Синтерры». Первый такой проект – строительство выделенной сетевой инфраструктуры для 2,5 тыс.подразделений Федерального казначейства. В августе 2011 года мы выиграли соответствующий конкурс (ранее этот заказчик обслуживался «Ростелекомом»). А в ноябре Казначейство подписало акт о вводе нашей услуги в эксплуатацию. Это говорит о том, что наша компания, до недавнего времени воспринимавшаяся на рынке исключительно как мобильный оператор, теперь способна выполнять сложнейшие корпоративные проекты федерального уровня. А самое главное — мы планируем поставить такие услуги на поток. И все благодаря приобретению «Синтерры», которое позволило нам запустить проект по созданию настоящего универсального оператора.

Что конкретно подразумевает этот проект?

Мы берем за основу ядро уже построенной мобильной сети «МегаФона» (имеется в виду транспортная сеть и базовые станции, к которым подведено или будет подведено оптоволокно), а от него начинаем прокладывать сети «последней мили», причем тоже оптоволоконные. Это будет принципиально новая для России инфраструктура доступа к телекоммуникационным услугам, потому что она строится фактически с нуля. У нас ведь нет унаследованной инфраструктуры с медными соединениями и другими технологиями из прошлого века, которые требуется как-то реанимировать. С момента своего образования повсюду мы кладем волокно. И это позволяет нам предложить заказчикам каналы с огромным резервом пропускной способности сети, удовлетворяющие любые потребности в коммуникациях. Если мы такой проект реализуем, по своим масштабам наша сеть доступа даже в худшем случае сравнится с сетью «Ростелекома», а в лучшем — обойдет ее по основным параметрам.

Итак, при переходе от второго поколения к третьему корпоративный набор продуктов сотовых операторов качественно изменился. А что произойдет при переходе к четвертому поколению? Будет ли новый качественный скачок?

Дело не в том, что сети 4G предоставляют более высокие скорости при подключении абонентов к Интернету, а в том, что они поддерживают новые приложения, потребность в которых демонстрирует рынок. Раньше абоненты пользовались главным образом автономными приложениями. Теперь они обычно задействуют приложения реального времени. К примеру, на iPad есть услуга, позволяющая подключиться к любой из тысяч веб-камер, установленных в различных публичных местах по всему миру. При этом качество изображения, транслируемого на мобильный терминал, зависит от того, к сети какого поколения он подключен – второго или третьего. В последнем случае зритель может видеть даже изображение высокой четкости и использовать его, например, в приложениях для анализа видеоконтента. Если же говорить о четвертом поколении, то оно в перспективе может вызвать спрос на приложения, которые в современных сетях просто не работают. Вместе с тем вряд ли мобильная технология когда-нибудь станет полноценной заменой фиксированным линиям, в технологическом плане всегда идущим на шаг впереди.

Каковы объемы использования беспроводных технологий внутри самого «МегаФона»? В этом отношении «МегаФон» качественно отличается от компаний аналогичного масштаба из других отраслей? Иными словами, сапожник-то в сапогах?

Использование нашими сотрудниками фиксированных телефонов в офисе сведено к минимуму. Было бы неплохо, если бы наши менеджеры пользовались еще и теми услугами, которые мы предоставляем корпоративным клиентам. И у нас есть программа, стимулирующая их к этому. Это дает возможность нашим сотрудникам посмотреть на сервисы, предоставляемые компанией, глазами ее заказчиков. Вместе с тем нельзя сказать, что у нас объем используемых мобильных решений намного больше, чем в других крупных корпорациях. Я думаю, неважно, в какой компании работает человек. Важно, что по роду своей деятельности и предпочтений он использует мобильные технологии. А это не связано с тем, где ты работаешь, это связано с твоим стилем жизни.