Выудить из них нужную информацию становится все сложнее. Чтобы набрать чистой воды, не замутив источник, приходится изрядно потрудиться. Это становится настоящим искусством — вычленить нужные данные из плохо структурированных папок и массивов. А искать и находить следует быстро, поскольку владение нужной информацией в нужное время определяет успешность и человека, и бизнеса. Поставить эдакое искусство «на конвейер» должны технологии Больших Данных, на них сегодня сделали ставку лидеры ИТ-индустрии — EMC, IBM, Oracle и многие другие крупные игроки. Они утверждают, что Большие Данные станут спасательным кругом для пользователей, тонущих в бурном информационном потоке, и обеспечат предприятия мощными стандартизированными инструментами для эффективного хранения, транспортировки и анализа данных, повсеместного доступа к ним и надежной защиты.

Не секрет, что все эти задачи стояли перед пользователями и ранее, но практика показывает, что в условиях, когда объемы данных растут в геометрической прогрессии, прежние технологии перестают эффективно выполнять возложенные на них функции. Кроме того, качественно изменился и характер самих данных. Прежде данные исходили из ограниченного числа мощных однотипных источников, что определяло их структурную однородность. Теперь же данные генерируются фактически отовсюду — их источником стала сложно организованная информационная среда, предопределившая неструктурированный характер данных. Это означает, что заказчикам требуется новое поколение технических средств и решений, способных без напряжения «переваривать» огромные потоки данных, которые в режиме реального времени поступают из множества разнокалиберных источников, таких как сенсорные сети или социальные СМИ.

По мнению аналитиков, спрос на коммерческие технологии Больших Данных проявится сначала в передовых научных организациях, занимающихся такими сложными проектами, как расшифровка генома живых организмов или поиск новых элементарных частиц. В государственной сфере Большие Данные также могут быть востребованы при разработке демографической политики или расчете параметров бюджета. Но главным объектом приложения Больших Данных все-таки станет бизнес, причем не малые и средние предприятия, а крупные промышленные корпорации, телекоммуникационные операторы, добывающие компании. Именно эта категория заказчиков генерирует основной объем данных в мире и нуждается в их эффективном использовании для достижения лучших финансовых и деловых показателей.

Считается, что Большие Данные станут катализатором нового глобального сдвига парадигмы в ИТ. Этот сдвиг проявится и на инфраструктурном уровне, и на уровне приложений, которые приобретут новые облачные характеристики, и даже на уровне пользователей — доступ к данным станет действительно повсеместным и мобильным. Вопрос лишь в том, когда этот сдвиг затронет нашу страну. Готовы ли уже российские заказчики к масштабному и дорогостоящему обновлению своих информационных систем на основе концепции Больших Данных? В какой степени зрелости находятся сейчас коммерческие продукты для подобного революционного обновления? В этом выпуске «Сетей» мы попытались проанализировать современное положение вещей на рынке систем хранения данных, оценить масштабы влияния на него идеологии Больших Данных, наконец, сформулировать внятное определение для этого феномена. В этом нам помогали авторитетные эксперты из различных сегментов рынка — поставщики сетевой инфраструктуры для дата-центров, разработчики программного обеспечения и оборудования для систем хранения данных, крупнейшие российские дистрибьюторы и интеграторы, лидеры рынка информационной безопасности.