Интегрированные данные аналитических агентств, а также сведения, поступающие от поставщиков систем видеоконференц-связи, свидетельствуют о значительном (на десятки процентов) росте продаж оборудования данного класса. Очевидно, на рынке происходит определенная трансформация, но каков основной вектор происходящих перемен? Прежде всего попытаемся разобраться, какая категория продуктов является основным драйвером рынка корпоративных видеорешений.

Двигатели рынка

В компании Landata отмечают, что лидером продаж сейчас являются групповые системы видеоконференц-связи для оснащения переговорных комнат. Это объясняется тем, что многие организации уже осознали привлекательность систем ВКС и их возможности для сокращения финансовых и временных затрат. Если же судить по выручке от продажи отдельных решений, двигателем рынка также являются высокотехнологичные решения для руководителей, формирующие особый класс продуктов телеприсутствия (Telepresence).

«Спрос на персональные видеосистемы обусловлен желанием топ-менеджеров обладать современными высокотехнологичными устройствами для коммуникаций, нацеленностью на мгновенное принятие важных решений и экономию драгоценного рабочего времени. Также активно развиваются продажи систем ВКС с поддержкой технологий высокой четкости», — отмечает Юрий Крят, руководитель направления Tandberg компании Landata.

Тахир Абаев, директор департамента сетей и телекоммуникационных решений TopS BI, придерживается схожей точки зрения: «Можно выделить два основных движущих фактора. Во-первых, это системы телеприсутствия и ВКС стандарта HD. Во-вторых, системы групповой видеоконференц-связи. Если говорить о перспективной категории продуктов, то можно назвать оборудование для обеспечения селекторной связью большого количества участников на базе технологии multicast в сетях операторов связи».

О грядущем переходе к технологиям высокой четкости говорит и Михаил Попов, руководитель направления ВКС компании OCS: «В данный момент основные поставщики систем ВКС сделали ставки на решения с поддержкой высокого разрешения, а системы стандартного качества начали сниматься с производства. Разница в цене между решениями высокого и стандартнго разрешения составляет сейчас от полутора до двух раз. Это касается как терминалов, так и серверов многоточечной конференц-связи».

В OCS полагают, что рынок вот-вот захлестнет новая волна, и в ближайшее время многие компании приступят к замене ВКС прежнего поколения на системы с поддержкой HD. Дополнительным стимулом для замены устаревающего оборудования являются более высокий уровень унификации, свойственный современным решениям, и возможность их интеграции с решениями партнеров по рынку, такими как Microsoft Office Communications Server, коммуникационные продукты Avaya или решение HP Halo Gateway.

Смежные направления

Любопытно и то, каким образом основные двигатели роста корпоративного рынка видеотехнологий меняют структуру спроса в дистрибьюторском канале. Растут ли при этом продажи смежных и сопутствующих продуктовых направлений, например активного и пассивного оборудования для локальных сетей, корпоративных серверов, систем хранения и средств обеспечения безопасности?

«Безусловно, повсеместное внедрение видеотехнологий провоцирует рост продаж смежных продуктовых направлений. Буквально пару лет назад канал для подключения видеоконференций производительностью 2 Мбит/с считался абсолютно достаточным. А сейчас даже линия на 10 Мбит/с уже не кажется корпоративным клиентам излишней роскошью, соответственно растут потребности компаний в сетевом оборудовании. Похожим образом складывается ситуация и со средствами безопасности, и с системами хранения и другим оборудованием», — отмечает руководитель направления «Голосовые решения» компании «Марвел Дистрибуция» Надежда Пчелинцева.

«После первоначального внедрения ВКС в организациях обычно происходит наращивание количества точек подключения. Замечено, что по направлению систем ВКС марки Tandberg, поставляемых через Landata, наблюдается существенное увеличение продаж лицензий и дополнительных терминальных устройств. Это свидетельствует о том, что закупленное ранее оборудование активно используется предприятиями и сети ВКС активно расширяются. Все это ведет к необходимости увеличения пропускной способности каналов и приобретению дополнительного сетевого оборудования», — говорит Крят.

Попов из OCS, напротив, отмечает, что непосредственного влияния на сопутствующие продуктовые линейки внедрение сети ВКС не оказывает. По его мнению, локальные корпоративные сети и сети ВКС пока еще слабо взаимосвязаны между собой. Дело в том, что решения в области ВКС в значительной степени самодостаточны. По этой же причине их эксплуатация редко требует обустройства внешних систем хранения и серверов для установки специализированного ПО. В то же время крупные корпоративные заказчики нередко устраивают проектные конкурсы, в которых предусматривается закупка широкого спектра оборудования для организации видеоконференций, добавляет Попов. Действительно, при построении сети ВКС требуется не только пассивное и активное сетевое оборудование, но и мультимедийные системы: проекторы, ЖК-панели, профессиональная акустика, оборудование коммутации аудио/видеосигналов и многофункциональные системы управления залом.

Кто больше покупает?

Структура спроса в дистрибьюторском канале дает нам многослойный срез современного состояния рынка корпоративных видеорешений. Обратим внимание на то, как распределяются продажи продуктов ВКС и телеприсутствия по трем условным сегментам рынка: SMB, «Сервис-провайдеры», «Крупные государственные и корпоративные заказчики».

В OCS рисуют следующую картину: главными потребителями систем ВКС являются крупные государственные и корпоративные заказчики, на их долю приходится 70-80% выручки от продаж данного типа оборудования; на долю SMB приходится 15-20% продаж, а на сервис-провайдеров лишь 5-10% продаж. Основной причиной для подобного расклада на рынке является высокая стоимость владения средствами ВКС, большой срок самоокупаемости, а также сложность доступа к качественным каналам связи, что в итоге увеличивает стоимость владения решениями ВКС.

Эксперты из «Марвел Дистрибуции» также отмечают, что культура ВКС в России еще недостаточно развита, и, как ни парадоксально, в авангарде потребителей инновационных видеокоммуникаций оказались госструктуры. Сервис-провайдеры пока еще раздумывают, каким образом заработать деньги на услугах видеоконференц-связи, а SMB пока хватает условно-бесплатных сервисов наподобие Skype.

«То, что ситуация поменяется, ни у кого не вызывает сомнений, но пока я бы продажи распределила следующим образом: SMB – 10%, сервис-провайдеры – 20%, крупные государственные и корпоративные заказчики – 70%», — комментирует Пчелинцева. Похожие оценки структуры спроса приводят и в Landata.

ВКС vs Telepresence

Теперь посмотрим, как распределяются продажи по продуктовым направлениям «ВКС» и «Телеприсутствие». Крят заявил следующее: «Системы телеприсутствия – это сложный, дорогостоящий сегмент ВКС, продажи подобных решений в России носят спорадический характер. Если оценивать ситуацию по нашим данным, доля продаж систем телеприсутствия составляет 7-8% общего годового объема продаж решений видеоконференц-связи».

Попов из OCS добавляет: «Логика построения сеанса ВКС и телеприсутствия отличается как в разрезе применяемого оборудования, так и общей структурой его взаимодействия. В России на данный момент преимущественно используются классические ВКС, объем их продаж составляет 97-99% относительно Telepresence. Мне известны лишь единичные продажи систем телеприсутствия (около десяти сделок), часть из которых носит демонстрационный характер». Это объясняется высокой стоимостью оборудования и монтажа, плохой совместимостью решений Telepresence разных марок и отсутствием высококачественных каналов передачи данных в регионах.

Структура рынка ВКС

Что же, раз основу рынка корпоративных видеорешений представляют классические ВКС, внимательно проанализируем структуру данного сегмента.

По данным OCS, наиболее востребованы на рынке терминалы видеоконференц-связи с набором дополнительных функций, которые способны обеспечить самодостаточность небольшим сетям ВКС без использования инфраструктурных продуктов. Последние обычно закупаются при построении систем на 10 и более рабочих мест (терминалов).

Если посмотреть на среднерыночную структуру продаж, то, по мнению Попова, картина получается примерно следующая: на первом месте находятся групповые системы ВКС с долей продаж 40%; на втором месте — персональные решения ВКС (25% общего объема продаж); третье место удерживают приложения для управления системами ВКС (20%); четвертое место принадлежит категории платформы многоточечной видеоконференц-связи (10%); а решения для вещания, записи и хранения материалов конференций формируют лишь 5% рынка.

Статистика Landata такова: в денежном выражении 60% поставок приходится на системы ВКС для оснащения переговорных начального уровня и настольные ВКС-решения; еще 30% формируют продажи серверов для многоточечной видеоконференц-связи; на решения для записи, вещания и архивного хранения материалов мультимедийных конференций приходится лишь 1% продаж; еще 2% относится к программным приложениям для управления системами ВКС и 7% — к дополнительным опциям, сервисным контрактам и другим сопутствующим решениям. Но если оценивать рынок по количеству единиц проданного оборудования, то львиная доля продаж (92%) приходится на системы ВКС для оснащения переговорных начального уровня и настольные решения для организации ВКС. Серверы многоточечной видеоконференц-связи формируют 5% продаж; решения для записи, вещания и архивного хранения материалов мультимедийных конференций — 1%, и всего 2% приходится на программные приложения для управления системами ВКС.

***

Таким образом, сейчас на рынке превалируют продажи персональных и групповых систем ВКС начального уровня. Инфраструктурные продукты и дорогостоящие решения телеприсутствия пользуются куда меньшим спросом, а отдельные продуктовые категории занимают микроскопические ниши. И это при том, что большинство заказов на системы видеоконференц-связи поступает от крупного бизнеса и государственных структур. Станет ли ВКС массовым явлением в деловых коммуникациях и когда компании приступят к формированию мощных сетевых инфраструктур видеосвязи, глубоко интегрированных в корпоративные ИТ-системы? Ответ на эти вопросы зависит от того, насколько масштабен отмеченный экспертами качественный сдвиг на рынке корпоративных видеорешений, сдвиг, обусловленный как осознанием пользователями преимуществ видеотехнологий для бизнеса, так и существенным повышением эффективности предлагаемых на рынке решений.