Уже не первый год ИТ-отрасль обсуждает перспективы развития облачных вычислений, для реализации которых требуется количественное и качественное развитие коммерческих дата-центров (КЦОДов). Именно поэтому большой интерес участников форума «Мир ЦОД 2010», проведенного издательством «Открытые Системы», вызвал круглый стол по проблемам рынка коммерческих ЦОДов.
Как свидетельствуют аналитики, несмотря на кризисный год, в России заметно увеличился объем предложений услуг КЦОДов. По оценкам Владимира Демчишина, генерального директора компании «Современные телекоммуникации», число таких дата-центров, их площадь и количество аппаратных стоек увеличились практически на треть. Впрочем, первоначальные цели так и не были достигнуты. Например, построена лишь половина запланированных новых дата-центров.

Алексей Сивидов: «Глубинные корни проблемы развития КЦОД обусловлены менталитетом отечественного бизнеса»

К концу нынешнего года операторы КЦОДов намерены довести площадь своих аппаратных залов с нынешних 22,7 тыс. кв. м почти до 39 тыс. кв. м. Однако то, что для строительства ЦОДа необходим значительный период, может привести к заметной корректировке анонсированных планов. С учетом всевозможных согласований средний срок запуска в эксплуатацию дата-центра составляет 12—18 мес. Многие введения в строй ЦОДов в период кризиса объясняются тем, что их строительство началось еще в «тучные» времена. Тот же фактор скажется и на итогах 2010 года: по оценке Демчишина, суммарная площадь российских коммерческих ЦОДов к концу периода не превысит 28,6 тыс. кв. м.
Операторов коммерческих дата-центров больше всего интересуют площади машинных залов и число стоек, которые могут быть там размещены. Вызвано это тем, что услуга collocation по-прежнему остается основной на российском рынке КЦОДов. При этом, по утверждению Алексея Сивидова, заместителя генерального директора IBS DataFort, период экстенсивного роста завершен, так как предложения аренды заметно превышают спрос.
Наметилась тенденция снижения тарифов, что не может не радовать потребителей, но негативно влияет на дальнейшее развитие рынка. По мнению Андрея Павлова, генерального директора компании «ДатаДом», профицит предложения будет наблюдаться по крайней мере два-три года. Несмотря на фактический рост совокупной выручки (180 млн долл. в 2009 г. по сравнению с 160 млн долл. в 2008-ом), можно констатировать, что отечественный рынок коммерческих дата-центров находится в стагнации и не имеет внятных перспектив развития. 
Портрет рынка становится еще более невзрачным по сравнению с ситуацией в Европе, где в прошлом году совокупная выручка поставщиков услуг достигла 3,2 млрд долл. При этом, например, суммарная площадь дата-центров одного только оператора Interxion составляет 55 тыс. кв. м, что более чем вдвое превышает общие ресурсы российских игроков.
Выступавшие на «круглом столе» предлагали свои объяснения нынешнего состояния дел. Основной причиной они считают нежелание корпоративных заказчиков идти в коммерческие дата-центры. По словам Алексея Сивидова, бизнес зачастую предпочитает строить собственные маленькие «цодики», хотя такие проекты становятся экономически оправданными только при емкости 100 и более аппаратных стоек. Те же компании, которые размещают свое оборудование на арендованных площадях, не спешат пользоваться дополнительными сервисами дата-центров, связанными с разными видами ИТ-аутсорсинга. Глубинные корни проблемы обусловлены менталитетом отечественного бизнеса, опасающегося передавать на сторону важные данные и бизнес-приложения.
В крупных корпорациях, для которых, по идее и создаются дополнительные услуги КЦОДов, «аппаратный вес» руководителя любого подразделения зависит от объема задач, решаемых его командой, и количества подчиненных. Среднестатистический руководитель ИТ-департамента скорее будет бороться за дополнительную ставку системного администратора, чем предложит бизнес-руководству перенести то или иное приложение в «облако» коммерческого дата-центра. Наконец, ни для кого не секрет, что освоение бюджетов на развитие ИТ может принести и неплохой личный доход руководителю направления.
Еще одной немаловажной причиной низкого спроса на услуги коммерческих ЦОДов, даже collocation, является нынешняя правоприменительная практика: никто не застрахован от очередного «маски-шоу» на площадке внешнего оператора. Из-за этого на российском рынке могут оказаться хорошо востребованными услуги европейских провайдеров услуг ЦОДов. Так, по словам Олега Наскидаева, руководителя департамента маркетинга и развития латвийского оператора DEAC, за последнее время резко увеличилось число клиентов из сферы LMB. По прогнозам Наскидаева, к концу года латвийская компания реализует порядка 50 проектов в интересах таких заказчиков. Схожие тенденции наблюдаются на средних предприятиях, на которых ориентированы предложения зарубежных операторов по схеме «сервис в России — сервер в Европе».
Определенные надежды отечественные игроки рынка коммерческих ЦОДов возлагают на привлекательность «облачных» вычислений. По мнению Алексея Панкратова, менеджера комплексных проектов компании Huawei Symantec Technologies, сегодня концепция дата-центров трансформируется на основе сквозной виртуализации. Этот процесс затрагивает все инфраструктурные уровни ЦОДов — сети передачи данных, системы хранения и вычислительные платформы. Новые подходы к клиентам открывают возможности унификации управления дата-центром и создания виртуальных клиентских мест. 

В начале года были анонсированы первые проекты категории IaaS/SaaS, но пока эти услуги предоставляются в режиме тестирования. По оценке Дмитрия Хороших, руководителя аутсорсингового ЦОДа компании «Крок», на коммерческой основе такие услуги начнут оказывать не ранее августа. Тем не менее, вопреки радужным перспективам, которые рисуют маркетологи поставщиков «облачных» сервисов, далеко не все КЦОДы будут иметь возможность их внедрения в обозримом будущем. Причина — простая: затраты на развертывание 1 тыс. виртуальных машин составляют 1 млн долл. Естественно, все это — вдобавок к затратам на базовую инфраструктуру. В условиях продолжающегося вялотекущего кризиса такие инвестиции по карману не каждому оператору. Да и сроки окупаемости проектов в сфере коммерческих дата-центров становятся все длиннее.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями