Если корпоративные заказчики опасаются заключать с внешними подрядчиками договоры на комплексное обслуживание всей сетевой инфраструктуры, то российские операторы пошли в этом направлении значительно дальше. Парадокс ситуации состоит в том, что для оператора связи сетевая инфраструктура является гораздо более профильным активом, чем для банка или промышленного предприятия, ведь именно с ее помощью он получает доходы. Так или иначе, компания МТС стала пионером в области комплексного аутсорсинга в России, передав Nokia Siemens Networks все функции эксплуатации и обслуживания сети мобильной связи в 16 регионах Центральной России. По условиям пятилетнего аутсорсингового контракта, 250 сотрудников технической службы МТС переводятся в штат Nokia Siemens Networks.

На подрядчика возложены обязанности контроля и управления всем сетевым оборудованием, его монтажа и настройки, дистанционной замены ПО, проектирования новых сегментов сети и др. Разумеется, полный аутсорсинг сетевой инфраструктуры не означает того, что в ведении оператора вообще не останется каких-либо ИКТ-систем. Как объяснили в пресс-службе МТС, разграничение ответственности между аутсорсером и владельцем сети осуществляется не в технологической, а в функциональной плоскости. Так, полное техническое обслуживание элементов сети (в том числе башен связи, опорных линий связи, узлов коммутации, а также вспомогательного инженерного хозяйства — кондиционеров, генераторов и т. д.) выполняет NSN, а в ведении оператора остаются функции контроля над качеством услуг и выполнение задач, предписанных МТС как оператору связи условиями лицензий и отраслевым законодательством.

Перевод технических специалистов из одной компании в другую будет осуществляться поэтапно, в течение четырех месяцев после подписания контракта. За этот период будут детально уточнены передаваемые внешнему подрядчику функции, и в зависимости от них определится численность переводимого персонала. В штате МТС в любом случае останется некоторое число собственных инженеров службы эксплуатации, необходимое, как минимум, для взаимодействия с Nokia Siemens Networks и контроля над выполняемыми аутсорсером работами.

Руководство МТС ожидает, что аутсорсинговый контракт позволит оптимизировать затраты компании, увеличив гибкость организационных процессов, прозрачность и предсказуемость операционных расходов. Благодаря ему значительно упростится управление сетью в целом, что особенно важно в период активного развития услуг 3G в ЦФО. «Проекты передачи функций обслуживания сетей уже доказали свою эффективность в мире, тогда как для российского рынка такой опыт окажется уникальным и инновационным, — заявил глава «МТС-Россия» Александр Поповский. — Мы будем внимательно следить за развитием проекта в локальных условиях, чтобы в дальнейшем принять решение о целесообразности тиражирования этого опыта на другие регионы». Консультантом МТС в рамках проекта стала британская телекоммуникационная группа Vodafone —  стратегический партнер российского оператора. Ранее она уже прибегла к услугам аутсорсинга своих сетей связи в Индии и Австралии.

Эффективность аутсорсингового проекта МТС собирается оценить в течение года, причем в интегральной оценке будут учтены все параметры — от прямой экономии средств до опосредованных выгод, обусловленных применением производителем в сети оператора новейших технологий и повышением оперативности устранения неполадок. Все это, в конечном счете, приведет к улучшению параметров сети, увеличению объемов генерируемого пользователями трафика и росту выручки МТС.

Nokia Siemens Networks, имеющая большой международный опыт обслуживания операторских сетей, была фактически безальтернативным кандидатом на роль аутсорсера сети МТС в Центральном регионе. Ситуацию с выбором NSN в МТС объяснили так: данный проект, не имеющий аналогов в России, в компании рассматривают как экспериментальный, пилотный. Для снижения возможных технических рисков в качестве аутсорсера выбирался именно тот производитель оборудования, чья доля присутствия и опыт работы данном регионе были наибольшими. По информации самой Nokia Siemens Networks, в макрорегионе «Центр» федеральной сети МТС немецко-финский производитель поставлял и внедрял оборудование радиоподсистем 2G и 3G, центров коммутации, сети пакетной передачи данных и систему управления всеми этими подсистемами. Однако в переданной на аусорсинг сети использовалось оборудование и других поставщиков, поэтому проект с полным основанием можно считать мультивендорным. На таких проектах как раз и специализируется NSN в мировом масштабе.

Западноевропейская компания подписала около 240 аутсорсинговых контрактов с операторами мобильных и фиксированных сетей, общая абонентская база которых составляет более 300 млн пользователей. А по сведениям Informa Telecoms & Media, мировыми лидерами по аутсорсинговому обслуживанию сетей мобильной связи сегодня являются Nokia Siemens Networks, Ericsson и Alcatel-Lucent, которые делят между собой 60% этого рынка. Informa Telecoms & Media прогнозирует, что расходы мобильных операторов на аутсорсинг обслуживания их сетей достигнут к 2014 году 29 млрд долл. По имеющейся информации, NSN ведет переговоры о передаче ей технических функций поддержки сетей связи и с другими российскими операторами.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями