Подобные ситуационные центры должны появиться у всех российских операторов мобильной связи

А спустя неделю «МегаФон» первым среди отечественных сотовых операторов сообщил об открытии Ситуационного центра (СЦ) мобильной связи, созданного для обеспечения работоспособности сети на всей территории РФ при возникновении кризисных ситуаций.

Основной задачей Ситуационного центра является взаимодействие оператора с оперативными дежурными МЧС, представителями Минкомсвязи и других ведомств при возникновении угрозы или чрезвычайных ситуаций. Иными словами, для госструктур и компетентных органов СЦ должен играть роль единой точки входа и выхода информации из федеральной мобильной сети. Кроме того, на него возлагаются задача оповещения абонентов о чрезвычайных ситуациях, а также контроль и координация аварийно-восстановительных работ на объектах сети связи. Первый в стране мобильный СЦ развернут на базе действующего Федерального центра управления и мониторинга сети «МегаФон».

Дежурный по стране

В состав созданной «МегаФоном» структурной единицы входят оперативный дежурный по федеральной сети, осуществляющий управление в режиме 24х7, а также два дежурных по федеральным сервисам и опорной магистральной сети оператора. Эти дежурные контролируют работу старших дежурных в семи филиалах «МегаФона», которые, в свою очередь, отвечают за круглосуточный мониторинг региональных фрагментов сети. В помощь им приданы 30 инженеров по оперативному управлению.

Общий объем инвестиций в построение СЦ на начальном этапе проекта составил порядка 60 млн руб. По словам представителей «МегаФона», на ближайшее время запланированы расширение функционала СЦ и масштабирование многих решений на все регионы страны, вследствие чего объем инвестиций до конца 2010 года удвоится.

Чтобы оценить масштабы контролируемой сетевой инфраструктуры, достаточно привести следующие данные: в федеральной сети «МегаФона» насчитывается почти 370 тыс. единиц активного оборудования, в час проходят 35 млн звонков, а за сутки обрабатываются 220 млн коротких текстовых сообщений. «Чрезвычайные происшествия, техногенные и экологические катастрофы могут случиться в любом регионе страны. В таких случаях людям особенно необходима надежная мобильная связь, чтобы быстро установить контакт с родными и близкими. Наши абоненты должны быть уверены: что бы ни произошло, они всегда останутся на связи», — подчеркнул генеральный директор «МегаФона» Сергей Солдатенков.

В режиме реального времени СЦ проводит круглосуточный мониторинг нештатных событий и изменений нагрузки в мобильной сети, которые могут стать следствиями чрезвычайных ситуаций. Эти данные поступают на пульт оперативного дежурного, который при необходимости оповещает государственные органы и региональные службы немедленного реагирования. В соответствии с принятыми нормативами специалисты «МегаФона» в любой момент готовы обеспечить объекты связи автономным электропитанием и временными мобильными решениями для восстановления работоспособности сети. За 2,5 мес. эксплуатации в тестовом режиме Ситуационный центр «МегаФона» зафиксировал по стране 20 чрезвычайных событий, потребовавших принятия экстренных мер. Среди них — террористические акты в московском метро и в дагестанском городе Кизляр, а также локальные происшествия, вызванные стихийными бедствиями.

В общем случае задача мобильного оператора такова: обеспечить качественную бесперебойную работу телекоммуникационного оборудования в любых условиях. Эта цель достигается за счет превентивных мер (постоянного мониторинга ситуации и своевременного выявления возможных проблемных мест) и поддержания сети в режиме «боевой готовности» (резервирование оборудования, обеспечение запаса пропускной способности, материальная поддержка мобильных аварийно-восстановительных бригад).

Совместно с МЧС был разработан специальный регламент, регулирующий взаимодействие государственных структур и мобильного оператора при возникновениях ЧС и в периоды ликвидации их последствий. Регламенты описывают порядок взаимодействия СЦ оператора с госструктурами (Минкомсвязи и МЧС РФ) и филиалами самой компании. В частности, в них говорится о том, что «МегаФон» способен информировать абонентов мобильной связи о действиях, которые необходимо предпринимать в кризисных ситуациях, а также о номерах телефонов «горячих линий». Почему в официальных документах используется обтекаемое слово «способен» вместо четкого и однозначного «обязан» — не совсем понятно. Возможно, это сделано для того, чтобы создать впечатление добровольности предпринимаемых коммерческим оператором действий.

Регламент взаимодействия с МЧС предусматривает возможность оповещения населения всей страны при ЧС с помощью широковещательной технологии Cell Broadcast — начиная с III квартала 2010 года. А с IV квартала «МегаФон» сможет осуществлять подобные рассылки и по каналам SMS.

Глава Минкомсвязи Игорь Щеголев, выступая на открытии СЦ «МегаФона», подчеркнул, что операторы должны обеспечивать бесперебойную работу сети в чрезвычайных ситуациях и предоставлять возможность использования средств мобильной связи для оповещения граждан. Министр выразил надежду, что подобные центры вскоре появятся и у остальных игроков рынка мобильной связи.

В поиске лучшего решения

Между тем пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая заявила, что в сети этой компании такая функциональность уже реализована. «В сети МТС действует Центр управления сетью, который обеспечивает мониторинг и управление сетью на всей территории России. При Центре управления в 2007 году создана единая дежурная диспетчерская служба, которая при возникновении чрезвычайных ситуаций взаимодействует с МЧС и другими организациями. Центр управления проводит технические мероприятия, необходимые для обеспечения работоспособности сети и предоставления связи населению и сотрудникам госструктур», — сообщила Осадчая.

Для повышения оперативности при ЧС в МТС отработано взаимодействие на уровне регионов с местными органами управления и МЧС. Между МТС и МЧС РФ действует регламент оповещения населения с помощью технологии Interactive Cell Broadcast (ICB). Вместе с тем специалисты этого оператора связи видят в различных технологиях массового оповещения свои достоинства и недостатки. Идеального решения, судя по всему, пока не существует.

Среди безусловных плюсов ICB — оперативность, возможность одновременного оповещения большого количества пользователей, локализация рассылок по географическому признаку. Однако, отмечено в пресс-службе МТС, нужно учитывать, что при использовании ICB-канала отсутствуют звуковое сопровождение сообщения (т.е. оно может остаться незамеченным) и возможность его сохранения в памяти телефона. Но главная трудность состоит в том, что абонент должен предварительно заменить свою обычную SIM-карту на новую, со специальным апплетом. «Сейчас мы продаем SIM-карты с ICB-апплетом практически всем новым абонентам», — отметили в пресс-службе.

SMS-информирование сопровождается сигналом или вибровызовом, позволяет абонентам сохранять сообщения на телефоне, но имеет серьезное ограничение по емкости. Технически невозможно одновременно отправлять сообщения большому количеству пользователей. Как свидетельствует опыт МТС, массовая рассылка, информирующая абонентов о результатах выборов, проводится в несколько этапов и несколько дней.

Оптимальный инструмент рассылки экстренных сообщений определяется всякий раз индивидуально, исходя из конкретных задач. К примеру, 29 марта, в день терактов в метрополитене Москвы, МТС информировал абонентов по технологии Cell Broadcast. Рассылку с информацией об организации работы городского транспорта в районах станций метро «Лубянка» и «Парк культуры» получали абоненты, имеющие на SIM-карте специальный апплет и подключенные к услуге «МТС Новости». Контент для мобильной рассылки предоставляло РИА «Новости», у которого есть договор с МЧС о взаимодействии в чрезвычайных ситуациях.

Сейчас МТС организовывает закупку мультимодовой платформы для развертывания сервисов мобильной рекламы, которая, теоретически, может пригодиться и для массового оповещения абонентов. К преимуществам этой платформы относится доступность множества интерфейсов (SMS, MMS, Wap, ICB и др.), благодаря чему можно охватить рассылкой в кратчайшие сроки практически всю абонентскую базу компании. В зависимости от текущих потребностей рассылку можно ранжировать как по географическому местоположению, так и по номерам телефонов пользователей.