МИХАИЛ Шамолин считает, что МТС практически справилась с задачей построения монобрендовой розницыПадение общей выручки группы компаний МТС в 2009 году составило в долларовом исчислении 17% (с 11,9 до 9,8 млрд долл.) — на 3% больше, чем у ее ближайшего конкурента «ВымпелКома» (14%). Это объясняется тем, что МТС оказалась уязвимее в период кризиса: у нее изначально отмечался больший процент «тяжелых» (корпоративных) абонентов, которые сильнее других сократили свои расходы на местную связь, роуминг и междугородные/международные переговоры.

Судя по опубликованному финансовому отчету, пик падения оборотов пришелся на I квартал прошедшего года (получено 2,12 млрд долл. выручки). Затем началось планомерное повышение доходов, которые за IV квартал достигли 2,7 млрд долл. За счет изменения курса рубля по отношению к доллару и довольно хороших темпов восстановления рынка в России финансовые показатели МТС, номинированные в национальной валюте, смотрятся куда лучше. Общая выручка российской бизнес-единицы в 2009 году увеличилась на 8% (с 235,6 до 253,4 млрд руб.). В этих цифрах уже консолидирована финансовая отчетность группы «Комстар-ОТС», которая сегодня на 61,97% принадлежит МТС. Собственно, сам мобильный бизнес подразделения «МТС-Россия» прирос на 7% и составил по итогам года 209,3 млрд руб.

OIBDA по России уменьшилась за отчетный период на 2%, маржа OIBDA — на 4,6 процентных пункта. Президент МТС Михаил Шамолин объяснил снижение этих ключевых параметров доходности бизнеса инвестициями в развитие собственной розничной сети.

Средняя выручка с одного абонента уменьшилась на 5% (с 261 до 247 руб.). Вместе с тем количество минут разговора на одного абонента увеличилось на 2%. Кроме того, сама абонентская база «МТС-Россия» пополнилась более чем на 600 тыс. человек. В целом по группе прирост числа абонентов составил ровно 1%.

«Что же касается развития розничной сети МТС, ее пришлось строить почти с нуля, и задачи ее развития по большей части выполнены», — заявил Шамолин. На конец 2009 года число монобрендовых салонов МТС перевалило за 2 тыс. Продажи телефонов через собственную сеть увеличились со 142 тыс. штук в I квартале до 1030 тыс. в последней четверти года. Еще динамичнее развивались продажи модемов «МТС Коннект» (в IV квартале было продано 476 тыс. комплектов). «По доле рынка сотового ритейла мы сегодня конкурируем с «Евросетью» и «Связным», — отметил глава МТС. Но самое главное достижение заключается не в количестве продаваемых устройств, а в том, что «качество» абонентов, подключаемых МТС через собственные салоны, — гораздо выше, чем «качество» пользователей, приходящих от других дилеров. Например, активная жизнь купленной таким клиентом SIM-карты продолжается на 35—40% дольше, да и его ARPU в среднем гораздо выше.

Значительную долю выручки розничной сети МТС обеспечили брендированные телефоны, которые поддерживают работу как в GSM-, так и в 3G-сетях. Оператор продолжит практику их продаж и планирует во второй половине 2010 года вывести на рынок смартфон на платформе Vodafone 360. По возможностям программных приложений, уверяют в компании, он не будет уступать знаменитому iPhone.

Отдельного внимания заслуживает величина капитальных затрат оператора. В то время как уже упомянутый «ВымпелКом» урезал CAPEX примерно втрое, его главный рыночный оппонент сохранил объем капзатрат на уровне 23,7% выручки. В абсолютных значениях это на 250 млн долл. меньше, чем в 2008 году, но в процентном отношении к выручке — на 2% больше. На первый взгляд, такое расточительство в эпоху кризиса противоречит здравому смыслу. Однако компании, накопившей некоторые свободные денежные средства, нужно было позаботиться о том, чтобы они не «сгорели» из-за резких курсовых колебаний. А что может быть лучше, чем вложить их в инфраструктуру, которую так или иначе предстоит строить и модернизировать при внедрении технологий 3G! Дополнительную потребность в капитальных инвестициях обусловила интеграция с «Комстаром». По данным МТС, только за минувший год было списано устаревшего оборудования на 86 млн долл.

Прогноз на 2010 год по-прежнему увязан со сложной макроэкономической ситуацией в стране и регионе. Рост выручки группы компаний ожидается на уровне 5—10%, причем основными локомотивами доходности в большинстве стран присутствия МТС должны стать услуги передачи данных. Маржа OIBDA будет близка к значениям 2009 финансового года или чуть снизится. CAPEX также сохранится на отметке 22—24% совокупной выручки. Эти средства планируется направлять на строительство магистральных сетей, модернизацию сетей доступа в Москве и регионах, развитие инфраструктуры 3G и замену устаревающего оборудования.

Максимальная скорость передачи данных в сетях 3G МТС сейчас составляет 7,2 Мбит/c на базовую станцию, но уже весной благодаря модернизации программного обеспечения пиковая производительность сети вырастет до 14,4 Мбит/c. А к концу года, по словам Шамолина, на рынке появятся коммерческие решения стандарта HSPA+, поддерживающие скорости до 85 Мбит/c в расчете на БС. Такие значения сопоставимы с производительностью сетей LTE при той же ширине канала, доступной оператору. Таким образом, целесообразность перехода от 3G к LTE ставится под сомнение: не проще ли дождаться появления технологии LTE Advanced, которая обеспечивает эффективную работу по всему распределенному спектру, то есть там, где у оператора уже имеются частотные присвоения?