Как корабль назовешь…

Пришедший к нам из-за границы термин collaboration, которым там именуют информационные системы поддержки коллективной работы, вызывает к себе скептическое отношение у некоторых российских пользователей. В определенной мере это объясняется вторым вариантом его перевода — коллаборационизм, то есть сотрудничество с врагами. Согласитесь, вряд ли технология с таким названием имела бы шанс стать широко востребованной в отечественной корпоративной среде.

Нередко при определении систем поддержки совместной работы используется термин teamwork, который, может быть, не в полной мере отражает суть этой технологии, зато не вызывает двусмысленных ассоциаций. К тому же «командная работа» ментально ближе россиянину, нежели «коллаборационизм». Отметим, что в англоязычной литературе все чаще встречается термин Team Collaboration.

Как показывает мировая практика внедрения таких систем, культурные различия и менталитет играют важную роль. По данным Джеффа Манна, вице-президента Gartner по исследованиям, наибольшей популярностью системы совместной работы пользуются в Северной Америке и Европе, где бизнес традиционно ориентирован на сотрудника компании как личность. Неудивительно, что эти новые информационные инструменты были разработаны именно в этих регионах. В Латинской Америке, на Среднем Востоке и в Африке больше нацелены на электронную почту как механизм «горизонтальных» технологий коллективной работы. В государствах Азии и в Японии предпочтение отдают личным встречам.

Различия в методах делового общения, как в зеркале, отражаются на рыночном раскладе данного сегмента. Итоговые сведения за 2009 год пока не опубликованы, но результаты 2008 года очень показательны. Выводы, которые можно сделать после их изучения, вряд ли изменит мировой кризис — его влияние скажется на темпах роста и объемах продаж, но не на пропорциях. Это подтверждается отчетом Gartner, который увидел свет в мае 2009 года и основан на данных, полученных в период самой острой фазы кризиса. В прошедшем году общий рост рынка средств SaaS, ориентированных на корпоративных клиентов, должен составить почти 22%. Сегмент средств командной работы по динамике чуть приотстанет, но все же превысит 16%. В денежном выражении данный сегмент достигнет 2,5 млрд долл. и останется самым крупным на всем рынке SaaS.

Это доказывает, что в целом рынок систем коллективной работы, использующих Web-технологии, динамично развивается. Темпы его роста в 2008 году составляли 28%, а суммарный объем превысил 2,1 млрд долл. Рынок EMEA аналитики Gartner оценивают в 500 млн долл., отмечая большой дисбаланс в распределении по странам региона. Так, на долю Западной Европы приходится более 91% доходов, а годовой прирост здесь составил почти 27%. В государствах Восточной Европы, к которым Gartner относит и Россию, рост превысил 55%, но их доля составляет менее 6% всего объема продаж. В абсолютных значениях объем рынка Восточной Европы в 2008 году оценивался лишь в 34 млн долл., и похоже, что вклад нашей страны в эту цифру исчезающее мал.

Почему информационные системы коллективной работы по-прежнему мало востребованы отечественным бизнесом? На эти вопросы мы постараемся ответить позже, а вначале рассмотрим, какие системы доступны российским пользователям и какие задачи они способны решать.

Системы коллективной работы, основанные на Web-технологиях, разрабатывают и продвигают многие компании. Мы решили остановиться на системах ведущих разработчиков таких платформ, ориентированных на сектор LMB, а также Интернет-сервисах для малого и среднего бизнеса. На первый взгляд, такое смешение несопоставимых решений противоречит канонам традиционного обзора. Однако нашей целью является прогнозирование возможных направлений развития данного сегмента, расположенного на стыке информационных и телекоммуникационных технологий.

«Тяжелые» продукты

Решение Oracle Collaboration Suite позиционируется как единый пакет, включающий в себя множество взаимосвязанных приложений, которые ориентированы на управление контентом, организацию внутренних и внешних коммуникаций, обеспечение коллективной работы в режиме реального времени. Помимо традиционных инструментов, таких как электронная почта и общекорпоративный календарь-планировщик, в решение включена поддержка Web-конференций. С помощью Oracle Web Conferencing можно координировать совместную работу в масштабе реального времени в рамках всего предприятия.

К достоинствам своего продукта Oracle относит наличие системы консолидированного хранения данных Oracle Files. С ее помощью крупные компании могут решать множество проблем, связанных с управлением распределенными массивами информации и доступом к ней в любое время и через любые терминалы. При этом обеспечивается возможность работы Oracle Ultra Search, единого механизм поиска и извлечения данных из всех информационных ресурсов компании и всех компонентов Oracle Collaboration Suite. Дополнительное приложение RCO Collaboration Suite Edition расширяет поисковые возможности UltraSearch и обеспечивает поиск с учетом особенностей русского языка.

В решении Oracle стоит отметить поддержку голосовой почты и обмена факсимильными сообщениями. Эти возможности реализуются программным путем; требуется только сервер компьютерной телефонии для сопряжения с корпоративной телефонной сетью.

Разработчики не остались в стороне от общей тенденции, связанной с обеспечением мобильности сотрудников. Для этого в решение Oracle Collaboration Suite включен полный комплекс мобильных сервисов для работы с электронной и голосовой почтой, календарем и другими приложениями, а также инструментарий для обмена информацией с обычного, мобильного телефона или любого другого беспроводного устройства, поддерживающего индустриальные стандарты.

Система IBM Open Collaboration позиционируется как приемлемая по цене альтернатива настольным продуктам Microsoft. В нее могут входить программные продукты IBM для рабочих компьютеров и серверов, операционные системы Windows, Linux и Mac OS, а также приложения сторонних разработчиков и собственное программное обеспечение корпоративных заказчиков. Все доступные сервисы Open Collaboration сгруппированы по четырем видам служб. Фундаментом решения являются службы платформ и операционных систем, которые необходимы для поддержания работоспособности системы в целом и обеспечения безопасности в частности. Службы клиентского доступа призваны поддерживать работу с любых видов терминалов, с использованием толстых и тонких, виртуальных и реальных клиентов.

Службы приложений включают в себя редактор документов IBM Lotus Symphony, корпоративный портал IBM WebSphere и приложения для управления проектами. К службам взаимодействия разработчики IBM отнесли решения для организации электронной почты, календаря (IBM Lotus Notes или IBM Domino Web Access), систему унифицированных коммуникаций IBM Lotus Sametime с поддержкой Web-конференций и интеграции с IP-телефонией. Не забыты возможности Web 2.0 и технологий социальных сетей. С помощью Lotus Connections решение IBM обеспечивает ведение блогов, координацию сообщества, поддержку социальных закладок и организацию профилей пользователей. Командное взаимодействие и электронный документооборот могут быть реализованы на базе IBM Lotus Quickr.

Компания SAP для командной работы сотрудников предлагает использовать решение Enterprise Portal. С его помощью можно предоставить всем пользователям единый Web-интерфейс доступа к корпоративной информации, приложениям и сервисам. При этом поддерживается возможность совместной работы не только сотрудников предприятия, но и его партнеров, клиентов и поставщиков. Обеспечен набор инструментов для взаимодействия в режиме реального времени — система мгновенного обмена сообщениями, поддержка чата для обсуждения задач несколькими сотрудниками и совместной работы с приложениями.

Для обеспечения взаимодействия рабочих групп в решении SAP используется виртуальное рабочее пространство «кабинет сотрудничества» (Collaboration Room). Такой подход гарантирует, что членам команды будут доступны из единой точки все необходимые инструменты, сервисы и информация, а именно возможности работы с электронной почтой, управления календарем и задачами, доступ к хранилищу документов, формирование ленты новостей, поддержка специализированных форумов, инструменты для командной работы в режиме реального времени. В кабинет сотрудничества могут добавляться и другие портальные приложения.

В SAP Enterprise Portal особое внимание уделено поддержке взаимодействия пользователей при работе с документами. Сотрудник компании может оставить отзыв по конкретному документу (или всей папке), который станет доступен его автору. Могут быть составлены комментарии, которые будут доступны всем пользователям, работающим с этим документом. Есть возможность введения личных комментариев, поддерживаются дискуссионные форумы. Кроме того, SAP Enterprise Portal имеет встроенные средства контекстного поиска, хранения и упорядочивания неструктурированной информации. Для этого в решение включена система управления знаниями Knowledge Management.

Набив шишки себе и пользователям за многие годы разработки и продвижения офисных продуктов, корпорация Microsoft одной из первых приступила к интеграции разрозненных приложений в комплексное решение. Ядром платформы совместной работы является пакет приложений Office 2007. Использование в этих приложениях унифицированных средств обмена сообщениями и совместной работы позволяет задействовать большую часть возможностей платформы. Помимо собственных продуктов, таких как Microsoft Office или Microsoft Dynamics, с платформой могут интегрироваться решения других производителей, например SAP и Siebel.

Microsoft предлагает заказчикам придерживаться принципа People-Ready Business и предоставляет для этого набор серверных и клиентских решений. С их помощью можно организовать полноценное взаимодействие пользователей, находящихся за пределами офиса. При этом обеспечивается контекстный набор возможностей, доступных там, где они необходимы, и применяемых так, как того требуют пользователи.

Концепция областей совместной работы Microsoft основана на определении прав доступа, позволяющих пользователям создавать собственные рабочие области и управлять ими. Эти виртуальные области дают возможность обмениваться идеями, управлять проектами, создавать и просматривать общие документы, обеспечивают обмен знаниями с другими членами группы. Рабочие области могут быть доступны как в онлайновом, так и в автономном режимах.

Решение Microsoft поддерживает централизованный контроль над действиями конечных пользователей и возможность установки прав доступа на уровне элементов и данных. Также поддерживается набор средств управления контентом и архивами, создания корпоративных систем поиска через единый интерфейс. Реализация всех функций совместной работы осуществляется с помощью Windows SharePoint Services 3.0, Office SharePoint Server 2007, Office SharePoint Designer 2007, Office Groove 2007, Office OneNote 2007.

Решения Cisco для совместной работы сотрудников компаний несколько отличаются от предложений других поставщиков. Это неудивительно, так как сетевой гигант отталкивается от собственных наработок в аппаратной части. Летом прошлого года компания предложила архитектуру Collaboration in Motion, в которой основной упор сделан на сочетании инструментов совместной работы с полной доступностью пользователей через унифицированную беспроводную сеть.

В конце 2009 года Cisco анонсировала новые продукты во всех категориях инструментов для совместной работы. Особое внимание было уделено решениям, основанным на технологиях социальных сетей. Кроме того, компания удивила многих, выйдя на рынок хостинга электронной почты, который прежде считался вполне зрелым и устоявшимся. Зная привычку Cisco делать ставку только на высокоприбыльные направления ИКТ-рынка, можно сделать вывод, что это было ошибочным мнением.

Решения Cisco на базе «социального» программного обеспечения включают в себя Enterprise Collaboration Platform и новую видеосистему Show and Share. Первый продукт дает пользователям возможность создавать групповые пространства и среду для сообществ, а также интегрировать традиционные бизнес-приложения и контент Web 2.0. Второй ориентирован на поддержку корпоративного видеосообщества и контента, создаваемого пользователями. Решение Cisco для хостинга электронной почты основано на облачных технологиях и хорошо взаимодействует с имеющимися клиентскими почтовыми программами. Cisco представила новые продукты и для медиасетей, расширяющие возможности совместной работы пользователей разнородных устройств, приложений и клиентов. С помощью этих продуктов поддерживаются функции преобразования речи в текст и транскодирования видео в режиме реального времени, что позволяет передавать любой контент по любой сети на любое оконечное устройство.

Онлайн-сервисы

Как и следовало ожидать, просторы Интернета полны предложениями онлайн-сервисов для командной работы компаний разного масштаба. Мы отобрали предложения известных производителей и сервис-провайдеров, а также отечественные разработки, которые буквально можно пересчитать по пальцам.

Одним из старейших сервисов, обеспечивающих поддержку совместной работы, является Basecamp (www.basecamphq.com). Он был основан в 2004 году и до сих пор остается одним из самых популярных в мире. Владельцы ресурса позиционируют его как предназначенный для компаний различного масштаба из разных сфер деятельности. Пользователям доступны инструменты совместной работы над файлами, распределения и контроля задач, проведения конференций и другие популярные сервисы. Услуги Basecamp предоставляются при условии внесения абонентской платы. Сервис не русифицирован.

Сетевая платформа IBM LotusLive (www.lotuslive.com) включает в себя набор взаимосвязанных решений для предоставления корпоративным пользователям Интернет-сервисов командной работы, таких как услуги мгновенных сообщений, Web-конференций, обмена файлами, средства работы с графиками и управления проектами. Предоставляются и услуги электронной почты, а также сервисы, основанные на технологиях социальных сетей. Отметим, что данный Web-сервис будет интегрирован с услугами, предоставляемыми Skype для поддержки унифицированных коммуникаций. Этот интеграционный проект позволит пользователям LotusLive делать звонки через Skype непосредственно из рабочей среды Web-сервиса с использованием списка контактов LotusLive. К недостаткам сервиса можно отнести отсутствие русификации.

Cisco на рынке Интернет-сервисов активно пропагандирует ресурс WebEx (www.webex.com), с помощью которого корпоративные пользователи получают доступ к инструментам командной работы. Впрочем, в России этот сервис пока вряд ли заинтересует массы, так как он тоже не поддерживает русский язык.

В арсенале Билла Гейтса есть Интернет-сервис Microsoft Office Live Workspace (workspace.officelive.com), обеспечивающий поддержку виртуального рабочего места пользователя и некоторые инструменты организации командной работы. К достоинствам сервиса стоит отнести его бесплатность и полную русификацию. Он ориентирован на частных пользователей и некоммерческие организации, что, впрочем, не мешает малым компаниям его использовать.

Наверное, самым известным сервисом является Google Docs (docs.google.com) — Интернет-приложение для совместной работы над документами. С его помощью можно открывать доступ к документам и электронным таблицам коллег по работе или клиентов, причем в режиме реального времени. Услуги русифицированы, ориентированы на частных пользователей и предоставляются бесплатно.

Для корпоративных клиентов предусмотрен сервис Google apps (www.google.com/apps/), который характеризуется значительно большей функциональностью, но предоставляется уже на платной основе. И этот вариант решения также полностью русифицирован.

Отечественные разработки в данной области ориентированы преимущественно на управление проектами, так как многие из них появились на свет по объективной необходимости: программистам, разбросанным по России и зарубежью, было нужно как-то координировать свою работу. Наиболее известными являются проекты Teamer.ru (www.teamer.ru) и «Мегаплан» (www.megaplan.ru). Первый из них предназначен преимущественно для организации командной работы над Интернет-проектами, но вполне может быть использован и для решения других бизнес-задач. Сервис предоставляется бесплатно. Услуги «Мегаплана» позиционируются как набор продуктов для управления бизнесом любого масштаба. В этом решении большое внимание уделено автоматизации деятельности персонала. Сервис полностью платный, но с месячным тестовым периодом. Есть возможность купить коробочное решение для установки на своем сервере.

Система управления проектами Devprom (devprom.ru) является Web-приложением, предназначенным для поддержки полного цикла управления проектами разработки программного обеспечения. Этот сервис предназначен для поддержки распределенных команд, работающих над не слишком большими проектами. В Интернете доступны платный и бесплатный варианты приложения. Кроме того, можно развернуть сервис на собственном сервере.

Похожую функциональность имеет площадка Worksection (www.worksection.com), которая позиционируется как онлайн-система управления проектами, ориентированная на упрощение коммуникаций между разработчиками и клиентами. Предусмотрены платные и бесплатный варианты использования сервиса.

Инструментарий совместной работы сотрудников малых предприятий предлагает WebVO (www.webvo.ru). В этот бесплатный сервис входят модули управления заданиями, документами и простая CRM-система.

На российской почве

О невысоком интересе российского рынка к средствам командной работы можно судить по ряду факторов. Во-первых, это малый объем продаж программного обеспечения данного класса. Во-вторых, малый процент русификацированных сервисов зарубежного происхождения. В-третьих, и самое важное, небольшое число отечественных разработок Web-ориентированных приложений для организации командной работы. Для сравнения вспомним, сколько компаний боролись за симпатии российских бухгалтеров в начале 90-х годов.

Так почему же такие решения плохо приживаются на российской почве? Стоит согласиться с агентством Gartner, считающим основной причиной неудачи инерционность мышления руководителей российских предприятий, особенно в SMB-сегменте. Если бизнес компании не связан с высокими технологиями, то все процессы автоматизации обычно заканчиваются внедрением компьютерных аналогов бумажных технологий. Другая причина — довольно высокие сложность и стоимость внедрения любых систем, автоматизирующих работу компании и ее сотрудников. Зачастую этот процесс связан с резким изменением привычных деловых схем и далеко не все предприятия готовы на это идти. Сдерживающим фактором является и опасение за корпоративную информацию, размещаемую в Интернете. Впрочем, такие страхи постепенно уходят в прошлое, ведь затраты на отслеживание в Глобальной сети корпоративных данных малых и средних компаний заметно превосходят стоимость самой информации.

Остается надеяться, что рано или поздно отечественные бизнес-структуры и государственные органы проникнутся духом виртуальной командной работы.


Мировой рынок продуктов SaaS для корпоративного применения, млн долл.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями