Антон Колпаков: «Проекты сопоставимого масштаба в ближайшее время вряд ли возможны на территории России».Протяженность новой трансроссийской магистрали ВОЛС составила 10 тыс. км, а инвестиции в нее «Ростелекома» — 5 млрд руб. Таким образом, усредненная стоимость одного километра трассы достигла 500 тыс. руб. Еще примерно 500 млн руб. истратила в рамках этого проекта «ФСК ЕЭС». Она предоставила свои линии электропередач для монтажа ВОЛС, обеспечила отключение ЛЭП при выполнении строительных работ и сформировала аварийно-восстановительные бригады для обслуживания оптической магистрали. Кроме того, «ФСК ЕЭС» предоставила «Ростелекому» подстанции и иные объекты инфраструктуры для монтажа сетевого оборудования.

В ходе строительства оптический кабель, содержащий 24 оптических волокна, был помещен в грозозащитный трос воздушной ЛЭП. Текущая пропускная способность сданной в эксплуатацию ВОЛС составляет 120-200 Гбит/с, но в перспективе она может быть увеличена до 4 Тбит/с. Строительство этой уникальной линии связи осуществлялось пять лет, круглогодично, невзирая на суровые климатические условия Урала, Сибири и Дальнего Востока. Работу осложняли наличие труднопроходимых районов в горной местности, а также временные ограничения на обесточивание ЛЭП, питающих промышленные районы и населенные пункты вдоль трассы.

«Проекты сопоставимого масштаба в ближайшее время вряд ли возникнут на территории России», — подчеркнул генеральный директор «Ростелекома» Антон Колпаков. По его словам, новая линия не только многократно увеличивает пропускную способность магистральной сети компании, но и обеспечивает ее полное резервирование по географически разнесенным маршрутам на всей территории страны. Кроме того, ВОЛС существенно укрепит позиции «Ростелекома» на рынке международного транзита. Прогнозируется увеличение в 4-5 раз объемов трансконтинентального трафика между Европой и Азией, передаваемого по магистральной сети российского «национального чемпиона».

«Необходимо учитывать значение новой ВОЛС в решении социальных проблем, таких как преодоление информационного неравенства регионов», — отметил Колпаков. В ходе проекта к модернизированной сети «Ростелекома» были подключены десятки городов Урала, Сибири и Дальнего Востока. Теперь стоимость Интернет-услуг в них наверняка уменьшится, а скорости доступа вырастут. Вдобавок «Ростелеком» сможет переориентировать имеющуюся в его распоряжении резервную инфраструктуру радиорелейных линий на доставку современных услуг связи в удаленные населенные пункты Хабаровского края и Приамурья. 

Другой участник проекта, «ФСК ЕЭС», также получил новые стимулы для развития. В ходе работ по созданию ВОЛС на большинстве задействованных линий электропередачи была проведена замена грозозащитного троса, благодаря чему повысились надежность магистральной электрической сети и качество энергоснабжения потребителей на трассе Челябинск – Хабаровск. Кроме того, «Ростелеком» передал в собственность «ФСК ЕЭС» два из 24 оптических волокон построенной магистрали. Это позволило подведомственному оператору соединить цифровыми каналами связи более 100 объектов электроэнергетики для коммуникационного обеспечения систем диспетчеризации, технологического и корпоративного управления.

Таким образом, линия связи «Челябинск – Хабаровск» вносит существенный вклад в создание Единой технологической сети связи электроэнергетики (ЕТССЭ), которая является основой построения в России интеллектуальной электрической сети, так называемой SmartGrid. Основные принципы и направления развития ЕТССЭ определены в Генеральной схеме, одобренной Правительственной комиссией по связи в 2006 году и предусматривающей перспективное подключение всех объектов единой национальной электрической сети к ЕТССЭ посредством ВОЛС. На эти цели планируется потратить до 6 млрд руб. Ежегодный эксплуатационный бюджет технологической сети связи электроэнергетики составит 2 млрд руб. «Ростелеком» и «ФСК ЕЭС» обсуждают варианты совместной реализации данного проекта.