Александра Голышко: «Количественный прирост участников мало повлияет на конкурентную основу магистрального рынка». Следствием этого стал рост потребностей в транспортной инфраструктуре магистральных сетей, их пропускной способности. С учетом того, что правительство ставит задачу развития широкополосного доступа для населения, не остается сомнений в дальнейшем увеличении требований к магистральным сетям.

Центральными темами конференции стали международный транзит и рост эффективности операторской деятельности. По словам Марины Коробковой, аналитика ComNews Reseach, стоимость транзита трафика во всем мире продолжает снижаться. Так, в 2009 году пропуск потока STM-1 через Россию обходился в среднем в 31,5 тыс. долл., тогда как подводные каналы аналогичной емкости, проложенные по дну океанов, стоили всего 24 тыс. долл. Как следствие, через Россию идет только 5% транзитного евроазиатского трафика. В денежном выражении суммарный объем этого рынка в 2009 году составил 750 млн долл.

Помимо относительно высокой цены есть и другие проблемы, которые тормозят спрос на услуги российских операторов на международном рынке. Прежде всего, это низкий уровень внутренней конкуренции, ведь сейчас такие услуги предлагают только "Ростелеком" и "ТрансТелеКом", которые, фактически, поделили рынок транзита. При этом "Ростелеком" в большей мере нацелен на Японию и Корею, а ТТК - на Китай. Впрочем, отсутствие реальной конкуренции, сказывающееся на стоимости услуг, является не единственной преградой. Зарубежных партнеров очень беспокоит отсутствие резервирования магистралей у наших операторов. Именно эту причину низкой популярности российского транзита считает главной Евгений Секерин, директор департамента продаж операторам связи "Ростелекома". Он согласился с выводом Коробковой о том, что за последние пять лет предложения по транзиту международного трафика через Россию не смогли занять достойного места на мировом рынке.

Евгений Секерин признает, что его компания в свое время недооценила потенциал услуг транзита и сейчас столкнулась с нехваткой магистральной емкости для этих целей. Из 3,2 Тбит/с общей пропускной способности «Ростелекома» на международный транзит реально выделяется всего 20-30 Гбит/с, а остальную емкость задействуют предприятия «Связьинвеста» и силовые ведомства. В нынешнем году "Ростелеком" собирается в несколько раз увеличить пропускную способность своих международных каналов.

Вице-президент и руководитель департамента международных продаж ТТК Валерий Ростокин сообщил со ссылкой на Yankee Group, что через Россию идет до 16% трафика по маршруту Европа - Азия. Впрочем, выяснилось, что в эту цифру западные аналитики включили трафик, терминируемый и генерируемый в нашей стране. Хотя сейчас транзитные ресурсы ТТК составляют порядка 380 Гбит/с, их реальная загрузка - очень низкая. Как признает Ростокин, по объему проданной транзитной емкости его компания уступает «Ростелекому».

Интерес к трансконтинентальному транзиту не случайно возник у магистральных операторов. Динамика мирового экономического развития последних лет позволяет надеяться на хороший потенциал этого сегмента рынка связи. По оценке Валерия Ростокина, общий спрос на транзитную емкость в направлении «Европа - Азия» составит 1,6 Тбит/с к 2015 году. «На Россию будет приходиться порядка 400 Гбит/с», - надеется он.

Простая продажа транзитной емкости, по общему мнению выступавших, становится малоприбыльной. И хотя операторы собираются модернизировать свои сети, прежде всего путем наращивания их пропускной способности, участники рынка вынуждены искать другие способы увеличения доходов.

Мнения о том, как решать эту задачу, разделились. Представители «Ростелекома» и ТТК ориентированы на наращивание веса их компаний на рынке международного транзита. В рамках такой стратегии планируется развивать долгосрочное сотрудничество с операторами других стран, увеличивать количество собственных узлов на международных точках обмена трафиком и строить зарубежные сегменты своих магистральных сетей. Также планируется увеличивать пропускную способность магистралей на территории России и степень их резервирования.

Другие операторы, которых можно отнести к новому поколению магистральных игроков национального масштаба, предлагают иные рецепты достижения эффективности. На конференции выступил генеральный директор "Синтерры" Виталий Слизень, который скептически отнесся к экстенсивной стратегии. По его мнению, резервы ценовой конкуренции и простого наращивания пропускной способности вскоре себя исчерпают. Перекосы между внутренними и внешними тарифами зачастую достигают феноменальных величин. Так, по данным Слизеня, аренда у «Ростелекома» канала 10 Гбит/с от Китая до Стокгольма стоит не более 300 тыс. долл., а за аналогичный канал от Хабаровска до Москвы отечественному оператору придется выложить 3 млн долл., хотя это - лишь часть маршрута Европа - Азия.

Более эффективна, с его точки зрения, стратегия установления тесных партнерских отношений с локальными операторами связи в тех странах, куда подходят транзитные потоки. В рамках этой стратегии основное значение имеют вопросы совместного оказания комплексных услуг и точного позиционирования взаимных интересов партнеров. Для местного партнера магистрального оператора важен не канал и не объем IP-трафика, а услуга, которая пользуется спросом на локальном рынке. В качестве примера руководитель "Синтерры" упомянул проект C-Ring, в котором партнерами «Синтерры» стали телекоммуникационные компании государств, расположенных вокруг Каспийского моря.

Отечественный рынок магистральных операторов вскоре может заметно расшириться. На него, помимо "Синтерры", обязательно выйдут "ВымпелКом" и "МегаФон", а в перспективе - и "Комстар-ОТС". Впрочем, количественный прирост мало повлияет на изменение основ магистрального рынка: конкуренция на нем, по меткому замечанию начальника аналитического отдела "Интеллект Телекома" Александра Голышко, останется плановой.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями