Первым делом обратим внимание на великолепную динамику стоимости акций российских операторов связи. Телекоммуникационный индекс RTStl, который отражает результаты торгов на бирже РТС, в течение 2009 года продемонстрировал взлет с 85 до 193 пунктов. При его расчете учитывается стоимость акций крупнейших отечественных операторов фиксированной связи («Ростелеком», СЗТ, «Сибирьтелеком», МГТС и др.) и лидера сотового рынка МТС.

К слову, сама компания МТС продемонстрировала рост основных финансовых показателей в III квартале 2009 года, закончившемся 30 сентября 2009 года. Консолидированная выручка группы выросла на 12,1% в квартальном исчислении (до 2,268 млрд долл.) — в связи с дальнейшим увеличением абонентской базы, ростом объемов потребления голосовых и дополнительных услуг, сезонными факторами и укреплением национальных валют. Отметим, что в России выручка МТС, номинированная в национальной валюте, выросла за III квартал на 10,3% (до 56,3 млрд руб.). Маржа OIBDA без учета влияния ритейла составила 50,7%, с учетом — 46,9%. Консолидированное число абонентов по состоянию на 31 декабря 2009 года достигло 97,81 млн.

В целом, сотовый рынок России в 2009 году демонстрировал уверенный рост. Несмотря на кризис и значительное перенасыщение этого рынка, абонентская база сотовых компаний увеличилась за год на 10,7% и составила 207,91 млн пользователей. Из них 69,34 млн (больше всех) обслуживает МТС. Два других представителя «большой тройки», компании «ВымпелКом» и «МегаФон», также рапортуют об успешном развитии. Так, в III квартале прошлого года консолидированная абонентская база мобильного сегмента сети «Билайн» выросла на 1,7 млн человек по сравнению со II кварталом и достигла 65,4 млн. Чистая операционная выручка оператора составила 71,3 млрд руб., увеличившись на 3,3% по сравнению со II кварталом 2009 года. OIBDA поднялась до рекордного уровня 36 млрд руб., увеличившись за тот же период на 2,9%. «МегаФон» порадовал аналитиков беспрецедентным ростом абонентской базы: в сети компании на конец 2009 года было зарегистрировано свыше 50 млн клиентов, что на 16% больше, чем годом ранее.

Дискаунтер отечественного сотового рынка российский дивизион Tele2 увеличил в первом полугодии 2009 года свою абонентскую базу на 698 тыс. пользователей — до 12,3 млн. Операционная выручка компании за тот же период достигла 14,264 млрд руб. (рост на 15%), что составило порядка 28% операционной выручки в сегменте мобильных операций всей группы Tele2.

Положительные тренды поддержал и рынок услуг фиксированной связи. Основным локомотивом развития здесь является широкополосный доступ к Интернету. Согласно подсчетам «Фонда общественное мнение», осенью 2009 года в России насчитывалось 42 млн Интернет-пользователей, или 36% взрослого населения страны. Суточная аудитория составляет почти 24 млн человек, а это — примерно каждый пятый взрослый россиянин (21%). За 12 месяцев (с осени 2008 года) численность российской Интернет-аудитории выросла на 22% (7,6 млн человек). Такие темпы роста для кризисного года можно расценивать как очень позитивные, считают аналитики. Например, за предыдущий аналогичный период прирост аудитории составил всего 17%.

Лидером отечественного рынка услуг ШПД остается группа «Комстар-ОТС». В III квартале 2009 года показатель ARPU домашних абонентов «Комстара» по услуге ШПД в Москве вырос на 14% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года и составил 319 руб. Число абонентов к 30 сентября 2009 года увеличилось на 32% по сравнению с концом III квартала 2008 года и на 3% — по сравнению с данными на 30 июня, составив 1,2 млн.

Рост потребления услуг трансформировался в улучшение финансовых показателей оператора. За три первых квартала 2009 года консолидированная выручка «Комстара» составила 1,073 млрд долл. (рост на 15% в рублевом выражении по сравнению с аналогичным периодом 2008 года). Показатель скорректированной OIBDA достиг 439,8 млн долл., что в рублевом выражении на 14% больше, чем в аналогичный период 2008 года.

На рынке мобильного доступа к Интернету также произошел позитивный сдвиг. Аналитиков вдохновил успешный старт сети мобильного WiMAX компании «Скартел» (сеть Yota). Последняя сумела выйти на уровень операционной окупаемости менее чем за пять месяцев с момента запуска в коммерческую эксплуатацию сети Mobile WiMAX в Москве и Санкт-Петербурге.

«В целом, темпы развития услуг связи — очень хорошие, несмотря на объективные трудности в экономике», — констатировал глава Минкомсвязи Игорь Щеголев, выступая на Правительственном часе в Государственной Думе. Впрочем, обнадеживающие сообщения поступают не только с телекоммуникационного рынка. В сегменте программного обеспечения экспертов поразили результаты работы Microsoft во II квартале 2010 финансового года (он завершился 31 декабря 2009 года). Корпорация объявила о рекордном доходе 19,02 млрд долл., что на 14% больше, чем в аналогичный период предыдущего года. Операционная прибыль и чистый доход за квартал составили, соответственно, 8,51 млрд и 6,66 млрд долл. (рост на 43 и 60%).

Хорошие результаты показала и компания VMware, разработчик программного обеспечения для виртуализации и облачных вычислений. Доход компании в прошедшем году вырос на 8% по сравнению с 2008 годом и составил 2 млрд долл.

На рынке процессорных технологий также царит оптимизм. Выручка Intel в IV квартале 2009 года увеличилась на 2,3 млрд долл. и составила 10,6 млрд, что на 28% больше, чем в 2008 году, и на 13% больше, чем в III квартале 2009 года. Чистая прибыль в IV квартале составила 2,3 млрд, то есть была на 2,0 млрд (875%) большей, чем годом ранее.

Основной соперник Intel компания AMD в завершившейся финансовой четверти года впервые за последние три года объявила о выходе на уровень прибыли. Общий оборот AMD в IV квартале составил 1,65 млрд долл., и это на 42% больше, чем в том же квартале 2008 года.

Поставщики сетевого оборудования переживают нелегкие времена, но и из этого сегмента поступают позитивные сигналы. К примеру, выручка Ericsson выросла в IV квартале прошлого года по отношению к III кварталу на 26%, до 58,3 мдрд шведских крон. А годовые продажи компании остались на почти докризисном уровне 206,5 млрд шведских крон, сократившись лишь на 1%. Другой поставщик телекоммуникационных продуктов, Huawei, сообщает, что в 2009 году заключил контракты на общую сумму 30,2 млрд долл. Это на 30% больше, чем в докризисный год.

Вернемся в Россию. Оказывается, здесь хорошие новости поступают даже из наиболее пострадавших секторов рынка системной интеграции и дистрибуции.

Как заявил Евгений Закрепин, первый заместитель генерального директора «Энвижн Груп», ушедший год выдался сложным, но плодотворным. «Хотя финансовые итоги мы подводим в конце марта, уже сейчас можно констатировать, что оборот «Энвижн Груп» составит более 0,5 млрд долл. или останется на уровне 2008 года. В условиях заметного сокращения ИТ-рынка нам удалось увеличить свою долю в секторе интеграторских услуг на 40%», — отметил Закрепин.

Ключевыми факторами успеха этого интегратора стало сохранение отношений со стратегическими заказчиками, которые входят в ТОП-100 крупнейших компаний России практически по всем отраслям экономики (энергетика, нефтегазовая отрасль, банковский сегмент, транспорт, государственный сектор, телекоммуникации), и активное участие в новых проектах.

Следующий позитивный сигнал получен уже от дистрибьютора: в IV квартале 2009 года продажи видеотелефонов и IP-телефонов AddPac в компании «Имаг» превысили докризисный уровень на 18 и 6% соответственно. «Видеотелефоны AddPac лучше другого IP-оборудования демонстрировали уверенное восстановление продаж в течение всего года (поквартальный рост на 50—80%), — говорит Алексей Омельченко, руководитель направления AddPac «Имаг». — К концу года по ним был отмечен не только докризисный уровень продаж, но даже превышение результатов прошлого года».

А напоследок — сладкий десерт. Позитивные тенденции обозначились не только в секторе ИКТ. На днях Международный валютный фонд улучшил свой прогноз в отношении роста всей мировой экономики. Ожидается, что по итогам текущего года он составит 3,9%. Это на 0,8% выше предыдущего, октябрьского прогноза. Аналитики МФВ утверждают, что мировая экономика восстанавливается после глобального финансового спада быстрее, чем ожидалось.


Каннибализация или взаимодополнение?

Все самое интересное в мире телекоммуникаций сегодня происходит в сегменте широкополосного доступа, в который сместился вектор инвестиционной маркетинговой активности крупнейших рыночных игроков. И если несколько лет назад ставился вопрос о вытеснении фиксированных сетей с рынка голосовых услуг, то теперь уже говорят о возможном поглощении мобильными операторами рынка ШПД.

В декабрьском отчете J’son & Partners проблема развития проводного и беспроводного ШПД в России рассматривается именно в таком аспекте: каннибализация или взаимодополнение? В фокусе аналитиков оказались все технологии беспроводного доступа, которые нашли применение в России, — WiFi, WiMAX preWiMAX и GPRS/EDGE/3G.

Судя по исследованию J’son & Partners, технология WiFi получила достойное развитие только в столице. Московская сеть «Билайн WiFi» насчитывает порядка 15 тыс. точек доступа, из которых более 10 тыс. размещены в жилых домах и офисах. Кроме того, она охватывает 19 кинотеатров, 900 кафе и ресторанов, 30 торговых центров и все столичные аэропорты. Общее число «хот-спотов» партнерской сети «Комстар-Fon» в Москве достигло 5 тыс.

В регионах WiFi развивается слабо, общее число точек доступа невелико. Эта технология является, скорее, дополнением к другим технологиям ШПД и не может претендовать на массовое замещение иных способов высокоскоростного доступа к Интернету.

На рынке мобильного WiMAX доминирует Yota, которая обслуживает более 255 тыс. активных клиентов в городах присутствия (Москва, Санкт-Петербург и Уфа) и ежедневно подключает в среднем 2,3 тыс. новых пользователей. По размеру абонентской базы Yota — один из крупнейших WiMAX-операторов в мире. Для сравнения: американский провайдер Clearwire обслуживает 173 тыс. абонентов, а японская UQ Communications планировала к концу 2009 года подключить к своей сети 300 тыс. абонентов.

Рынок фиксированного WiMAX находится, по определению J’son & Partners, в подвешенном состоянии, поскольку активно развиваются только отдельные проекты (например, «Энфорта»). Другие игроки переключают свое внимание на мобильную версию WiMAX.

В конце первого полугодия 2009 года проводной канал ШПД имели примерно 23,6% всех российских домохозяйств (12,4 млн), причем 60% из них расположены за пределами двух столиц и их областей. В 2008 году средние затраты домашних пользователей ШПД составляли 320 руб./мес., а уже в первом полугодии 2009 года уменьшились до 300 руб./мес. Дальнейшее снижение тарифов приведет к падению ARPU услуг ШПД на 3—7% ежегодно. При этом ежегодный прирост количества домашних широкополосных подключений на 15—30% будет основным фактором роста рынка. Ожидается, что к 2013 году его емкость превысит 90 млрд руб.

В J’son & Partners делают вывод, что лишь WiMAX можно рассматривать как полноценного конкурента проводных технологий ШПД. Эта тенденция наиболее ярко проявляется в тех регионах, где низкий уровень проникновения ШПД обусловлен сильной монополизацией рынка и высокими тарифами. В них до прихода операторов мобильного WiMAX нишу мобильного доступа в частном сегменте будут занимать сотовые операторы 3G и GPRS/EDGE, а также операторы фиксированного беспроводного доступа WiMAX/preWiMAX. По итогам прошлого года доля мобильного WiMAX в сегменте мобильного Интернет-доступа (в денежном выражении) составит примерно 3—5%.