Евгений Лачков пообещал, что

По всем направлениям бизнеса она стремительно ухудшалась с начала 2009 года. Максимальная глубина падения, по мнению эксперта аналитического агентства ЛИНЭКС Сергея Карелова, пришлась на III квартал: средний уровень снижения доходов составил 36% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. А с учетом девальвации национальной валюты среднерыночное доходы уменьшились более чем на 45%.

В IV квартале активность на ИТ-рынке заметно возросла, что можно объяснить завершением бюджетного года. Это позволило немного «подкрасить» итоговую статистику, но не настолько, чтобы можно было говорить о положительном переломе. Рынок высоких технологий в России не является доминирующей отраслью и полностью зависит от общеэкономической ситуации. Из-за определенной инерции ИТ-отрасли ее тенденции повторяют динамику изменения ВВП с отставанием на три-четыре месяца. Правда, в нынешние времена такой «гандикап» следует оценивать со знаком «плюс», поскольку рыночные игроки получают возможность заранее готовиться к грядущим изменениям.

Несмотря на заметное снижение объемов продаж, которое в "Ландате" составило порядка 38%, руководство компании считает прошедший год позитивным. По словам Евгения Лачкова (старшего вице-президента по продажам ГК "Систематика", ранее возглавлявшего дистрибьюторскую компанию), 2009 год стал проверкой бизнеса на прочность. Хорошая динамика развития рынка в предыдущие годы позволяла многим игрокам не обращать внимания на просчеты и ошибки. Но когда настали нелегкие времена, все накопившиеся проблемы вышли на первый план. Как считает Лачков, кризис дал предприятиям возможность объективно проанализировать состояние дел и точнее определить их места на рынке. А «Ландата» сумела не только сохранить рыночную долю, но даже увеличить свое присутствие в отдельных направлениях ИТ-бизнеса.

Дистрибьютор продолжил расширять спектр поставляемых продуктов. Помимо развития партнерских отношений с Tandberg и Juniper Networks, стартовавших в 2008 году, было подписано соглашение с Huawei Symantec Technologies. Диверсификация продуктовой линейки вызвана стремлением «Ландаты» активизировать ее телекоммуникационное направление. За последние три года произошли заметные изменения в структуре сбыта компании, связанные со значительным ростом сегмента компьютерного оборудования и систем бесперебойного питания. В результате на долю телекоммуникационного направления, изначально профильного для "Ландаты", теперь приходится лишь порядка 20% общего объема продаж.

Хорошим подспорьем в активизации сетевого направления могут стать слияния и поглощения на мировом рынке, в том числе приобретение компанией Avaya подразделения Nortel Enterprise Solution. По словам технического директора российского представительства Avaya Георгия Санадзе, решения обоих производителей довольно схожи концептуально, что позволит безболезненно интегрировать портфель продуктов и обеспечить поставку всех элементов корпоративной инфраструктуры от одного производителя. Не стоит забывать и об огромной инсталлированной базе оборудования Nortel, что также дает неплохой шанс Avaya и ее партнерам.

Другое поглощение, в результате которого Cisco получит контроль над Tandberg, также может сыграть на руку "Ландате". Как известно, это поглощение вызвано желанием Cisco усилить позиции на мировом рынке систем видеосвязи, что позволяет прогнозировать дальнейшее развитие оборудования Tandberg и поддержку местных партнеров, имеющих опыт в данной области.

Среди достижений за кризисный год "Ландата" отмечает успешную работу с дилерами, число которых практически не изменилось. Проблем, связанных с задержками оплаты, удалось избежать благодаря более осторожной, осмотрительной и требовательной работе с партнерами. При этом компания стремится сделать отношения с ними более открытыми, оперативно разрешая все возникающие вопросы. Такая политика, по словам исполнительного директора «Ландаты» Василия Селюминова, отвечает стремлению сделать отечественный ИТ-рынок более цивилизованным.

Опыт ведения дел в период кризиса, по мнению Евгения Лачкова, дал ясно понять всему отечественному бизнесу, что пора изменить точку отсчета, взяв за основу показатели 2009 года. Но даже в этом случае не стоит рассчитывать на стремительную динамику: в лучшем случае рост рынка в наступившем году составит 5–10%.