Элдар Разроев: « Меня пригласили, поскольку я — не самый лучший специалист в области B2B, но хорошо известен в сфере B2C». С весны 2009 года действует партнерская программа для региональных сервис-провайдеров, в которой магистральный оператор выступает в роли поставщика инфраструктурных компонентов и сетевых сервисов. Однако общая стратегия развития МТТ на 2010-2012 годы была утверждена только в начале декабря, уже при новом генеральном директоре Элдаре Разроеве, ранее возглавлявшем компанию «Система Масс Медиа», а еще раньше — «Евросеть».

Разроев пришел в МТТ в ноябре, и его первым важным решением стало принятие стратегии, разработанной при участии международного консалтингового агентства Roland Berger. Комментируя свое назначение, новый глава МТТ отметил: «Меня пригласили, поскольку я — не самый лучший специалист в области B2B, но хорошо известен в сфере B2C, что уже само по себе говорит об изменении приоритетов развития нашей компании».

Основным генератором доходов МТТ пока остается транзит трафика, но немалую лепту вносят услуги МГ/МН-связи для конечных пользователей и дополнительные сервисы для физических и юридических лиц. В ближайшей перспективе, ожидает Разроев, доля транзита продолжит уменьшаться, поскольку межрегиональный голосовой трафик практически полностью перешел в сети сотовых операторов, а каналы МТТ используются лишь для передачи управляющей сигнализации. Нет серьезных перспектив роста и у направления МГ/МН-связи: в большинстве регионов страны свободный выбор абонентами оператора дальней связи по-прежнему затруднен, что играет на руку «Ростелекому», основному конкуренту МТТ в данном сегменте. Поэтому МТТ остается надеяться лишь на направление Value-added-услуг для конечных пользователей, оказываемых посредством собственных или партнерских сетей широкополосного доступа.

В части инфраструктурных проектов компания намерена сфокусироваться именно на развитии сетей ШПД. Задача-максимум МТТ, обозначенная в утвержденной концепции, состоит в завоевании не менее 10% российского рынка ШПД-услуг в секторе B2C. При этом еще полгода назад у оператора не было ни одного широкополосного абонента. В середине декабря благодаря введению упомянутой партнерской программы сети провайдеров-партнеров охватывали свыше 20 тыс. домохозяйств (в Ижевске, Томске и Ярославле). Построено 18 региональных сервисных узлов для доставки ШПД-услуг конечным клиентам. Как обещает Разроев, в 2010 году будут введены в строй еще 22 таких узла.

Новый глава МТТ подчеркнул, что его компанию не стоит рассматривать как еще один центр консолидации активов в области ШПД. Межрегиональный оператор делает ставку на развитие партнерских отношений и не собирается скупать локальных провайдеров по заоблачным ценам. «Общий объем инвестиций в сделки M&A будет определяться состоянием рынка», - сообщил Разроев.

Партнер Roland Berger Борис Фирсов отметил общую тенденцию отечественного рынка, в русле которой создавалась и стратегия развития МТТ: «Нет такого направления, которое стало бы «серебряной пулей», но общее продвижение операторов к конечным клиентам очевидно». По мнению Фирсова, услуги VoIP, ШПД и MVNO/MVNE могут не только компенсировать падение доходов операторов на традиционных рынках, но и обеспечить им стремительный рост объемов выручки. К примеру, если транзит трафика сотовых сетей ежегодно падает на десятки процентов, то SIP/VoIP-телефония такими же темпами прирастает, а бизнес в сфере MVNO/MVNE может увеличиваться более чем на 100% в год.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями