Не первый год длится «тихая» война за кошелек абонента между операторами связи, обеспечивающими подключение к Internet, и провайдерами сервисов Глобальной сети. Коммерческий успех провайдеров публичных услуг не нуждается в комментариях — достаточно упомянуть Google, Facebook, YouTube, Skype, «Яндекс», «Одноклассники». Операторы связи не могут похвастать такой же популярностью своих сервисов и потихоньку начинают вырождаться в обладателей «телекоммуникационных труб». Естественно, это положение дел их не устраивает, и уже много лет они ищут бизнес-модели предоставления услуг, которые могли бы заинтересовать массовых абонентов.

По мнению Alcatel-Lucent, операторы связи имеют огромные преимущества перед провайдерами категории Over the Top (OTT). В первую очередь, это — собственная абонентская база. Оператору достаточно учитывать потребности каждого клиента и предоставлять ему персонифицированные услуги. Другим плюсом является полная контролируемость параметров собственной сети, благодаря чему абонент может получать услуги с заданным уровнем качества. Немаловажный фактор — безопасность предоставления услуг.

Для реализации этих преимуществ Alcatel-Lucent продвигает комплексы решений, которые позволят объединить усилия операторов связи и провайдеров ОТТ, дав возможность абонентам получать доступ к услугам лучшего качества. Концепция этих решений построена на взаимодействии четырех компонентов — Communication, Context, Content, Control. Под Communication производитель подразумевает упрощение взаимодействия абонентов посредством любых терминалов, доступность IMS-услуг и поддержку унифицированных коммуникаций. Context, то есть учет индивидуальных особенностей абонента, его местонахождения и действия в конкретное время, обеспечивает использование потенциала сети оператора доступа для организации целевого персонифицированного доступа к контенту (Content), услугам и сетевым приложениям. Процедуры управления (Control) дают возможность заметно упростить внедрение новых услуг за счет автоматизации основных процессов подключения и обслуживания абонентов.

В качестве единой платформы доставки абоненту всех видов контента и услуг Alcatel-Lucent предлагает систему 5920 МСМ. По словам Александра Шунина, менеджера по развитию бизнеса, эта платформа внедрена в сетях многих мировых операторов и в совокупности обслуживает более 300 млн абонентов. Решение позволяет на мобильном телефоне, экране компьютера или телевизора абонента сформировать единый интерфейс доступа к разнообразным услугам, включая музыку, игры, видео по запросу, телевещание. По имеющемуся опыту, 5920 МСМ способствует значительному сокращению сроков вывода на рынок новых услуг и приложений.

Поддержку взаимодействия с абонентами в режиме реального времени обеспечивает система 5930 IMM, так называемый интерактивный медиа-менеджер. С его помощью оператор может создавать интерактивные приложения для различных платформ и абонентских устройств и управлять ими. Система включает в себя много шаблонов и функций, используемых для интерактивной рекламы, на Internet-порталах и в телевизионных приложениях, в которых широко применяется обратная связь с телезрителями. Год назад решение внедрено и с успехом используется для обслуживания более 600 тыс. абонентов сети IPTV испанского оператора Telefonica.

Сервер выбора рекламы Advertising Selection Server (ADSS) служит для оптимизации подачи рекламных материалов с учетом индивидуальных особенностей абонента и его терминального устройства. Операторы получают новый инструмент эффективной продажи рекламы. Например, немецкая компания сотовой связи E-Plus использует его для адресной доставки рекламных сообщений абонентам, взамен зачисляя им на лицевой счет определенные бонусы (денежные средства, бесплатные минуты или SMS-сообщения).

Большое внимание в продуктовой политике Alcatel-Lucent уделяется расширенным IP-коммуникациям с использованием терминалов разных типов. Под расширениями подразумевается интеграция в голосовую связь элементов мультимедиа, повышающих информативность общения и дающих возможность объединения ресурсов разных провайдеров. Например, абоненты сотовых сетей смогут пользоваться не только функциональностью адресных книг и систем отправки коротких сообщений, но и шлюзами к различным социальным сетям и сервисам Internet.

Приведенные примеры далеко не исчерпывают список решений, которые, по мнению Alcatel-Lucent, могут способствовать возрастанию роли оператора в обеспечении абонентов современными востребованными услугами связи.