Владимир Шапоров: «NSN готова предоставить операторам все необходимые решения для реализации концепции Network of One»

Телекоммуникационный рынок уже второй год живет в условиях кризиса, но операторы связи по-прежнему имеют большие резервы для увеличения эффективности своей деятельности, убеждены аналитики из Nokia Siemens Networks. Совместные расчеты Nokia Siemens Networks и консалтинговой компании Strategy Analytics показывают, что потенциальная экономия эксплуатационных затрат (OPEX) в сфере беспроводной связи может составить 143 млрд долл. (по всему миру), если каждый провайдер добьется эффективности работы, сопоставимой с эффективностью лучшего регионального поставщика услуг. Правда, в разных странах используются различные бизнес-модели, и сравнивать параметры их эксплуатационной эффективности довольно сложно. Однако обобщенные данные свидетельствуют о наличии минимум шести возможностей повышения эффективности операторского бизнеса на любом региональном рынке.

Игорь Хухтонен, руководитель практики сравнительного анализа операторов Nokia Siemens Networks, считает, что наиболее важным показателем эффективности операторского бизнеса является маржа EBITDA (рентабельность). В условиях насыщения рынков и роста конкуренции поднять этот показатель можно за счет повышения уровня лояльности абонентов. Nokia Siemens Networks определила пять основных областей, влияющих на степень удовлетворенности клиентов: тарифы и биллинг, бренд, разнообразие услуг и устройств, поддержка пользователей, качество услуг и работы сети. Операторам рекомендуется сфокусировать свои инвестиции на тех из перечисленных областей, которые требуют наибольших усовершенствований.

Второе направление повышения эффективности операторского бизнеса заключается в построении надлежащей корпоративной инфраструктуры. По данным опросов, 65% руководителей предприятий связи считают первопричиной низкой эффективности бизнеса обособленность структурных подразделений. Для борьбы с таким недугом операторам необходимо стремиться к построению модульной, стандартизированной, многоуровневой корпоративной архитектуры. Этому может способствовать модернизация систем OSS/BSS. Для выявления «узких мест» и недоработок в оргструктуре операторам следует опираться на промышленные инструменты eTOM (Enhanced Telecom Operations Map), ITIL (Information Technology Infrastructure Library) и системы управления бизнес-процессами.

Третий компонент рецепта Nokia Siemens Networks - снижение затрат за счет объединения и отладки взаимодействия разных систем с одновременной автоматизацией повседневных задач, таких как обеспечение функционирования сети и качества услуг. В процессе гармонизации и объединения ресурсоемких эксплуатационных процессов и уменьшения количества межсистемных интерфейсов операторы смогут добиться значительной экономии OPEX.

Четвертая рекомендация производителя состоит в повышении качества партнерских отношений, в том числе за счет применения аутсорсинга и совместного использования инфраструктуры. Примеры такого взаимовыгодного сотрудничества хорошо известны: например, в Швеции операторы Tele2 и TeliaSonera совместно задействуют инфраструктурное оборудование при построении своих сетей, снижая общую капиталоемкость проектов. Пятый и шестой элементы высокоэффективной стратегии - это увеличение эффективности работы сетей связи и одновременное снижение энергопотребления.

Все рекомендации нашли отражение в концепции построения высокоэффективных телекоммуникационных конвергентных сетей Network of One, которую представил на семинаре руководитель отдела технических решений Nokia Siemens Networks Владимир Шапоров. Эта концепция базируется на шести принципах, главным из которых, по мнению Шапорова, является переход к единой упрощенной сети, основанной на плоской конвергентной архитектуре All-IP. Основным преимуществом такого перехода станет уменьшение расходов на поддержание сетевой инфраструктуры, в том числе за счет более эффективной обработки трафика. Остальные пять принципов концепции Network of One примерно равнозначны. Перечислим их:

  • единая система контроля над конвергентными сервисами фиксированной и мобильной голосовой связи на базе инфраструктуры IMS;
  • единый подход к использованию данных о клиентах, который позволит консолидировать информацию из разных баз данных и приложений;
  • единый унифицированный инструментарий предоставления услуг, который обеспечит быстрый легкий запуск собственных и партнерских сервисов;
  • единое управление всеми технологическими решениями на основе консолидации гетерогенных систем в одной высокоавтоматизированной платформе;
  • единый подход к оптимизации бизнес-процессов с применением таких форм сотрудничества, как аутсорсинг и совместное использование ресурсов.

Владимир Шапоров подчеркнул, что Nokia Siemens Networks готова предоставить операторам все необходимые решения для реализации концепции Network of One. Продуктовая линейка компании охватывает все уровни экосистемы телекоммуникационного бизнеса - от сетевого планирования до оконечных устройств и приложений.