В силу многих причин Россия существенно отстала от развитых стран в эволюции сотовых сетей. Крупнейшие отечественные операторы все еще буксуют на переходе мобильной связи от второго поколения к третьему, но рассуждают о перспективах самого прогрессивного стандарта Long Term Evolution (LTE). Параллельным курсом в эпоху All-IP движутся амбициозные сторонники Mobile WiMAX. Так когда же и каким путем Россия достигнет горизонта 4G?

Прогнозы обнадеживают

В мировом масштабе технологиям третьего поколения UMTS/HSPA потребовалось почти шесть лет, чтобы набрать абонентскую базу 100 млн подписчиков. Некоторые аналитики полагают, что операторы LTE достигнут аналогичного результата скорее, примерно за четыре года. По прогнозам Pyramid Research, с 2010 по 2014 год число пользователей LTE во всем мире будет ежегодно увеличиваться в среднем на 404% и к концу 2014 года достигнет 136 млн. Frost&Sullivan предсказывает, что в конце 2013 года число абонентов LTE в Западной Европе составит 22,4 млн, а доходы операторов от соответствующих услуг — 9,7 млрд евро.

Глобальное исследование компании Maravedis показало, что 35 крупнейших мобильных операторов планеты уже сделали вывод о необходимости перехода к LTE. Из них 37% планируют запустить данную технологию в коммерческую эксплуатацию уже в следующем году, 29% — годом позднее, четверть опрошенных — в 2012 году, а 9% участников исследования еще не определились со временем ее ввода. Первые коммерческие сети LTE операторы планируют запустить уже в первой четверти 2010 года, прежде всего в США, странах Северной Европы и Японии.

Представители отечественного сотового рынка также не видят альтернативы LTE. Но они еще слишком далеки от полномасштабного перехода к новому стандарту, поскольку прекрасно осознают сложности, ожидающие их на этом многотрудном пути.

Весь букет

Эксперты указывают на три группы сложностей глобального масштаба, препятствующих развертыванию LTE, хотя на региональном уровне острота тех или иных проблем может варьироваться в зависимости от внутренней политики. Повсеместно на темпы строительства сетей 4G негативно влияют ограничения технологического характера, в том числе незавершенность стандартов и протоколов, отсутствие налаженного производства недорогих, компактных и экономичных пользовательских устройств, недостаточная пропускная способность транспортной инфраструктуры сотовых сетей.

Вторая группа препятствий имеет административный характер. К ней относятся проблемы нехватки частотного ресурса, длительность процесса перераспределения спектра, трудности лицензирования и регулирования операторской деятельности.

Третья группа объединяет в себе экономические барьеры. В частности, операторам предстоит выработать модели бизнеса, которые позволят им с максимальной отдачей использовать преимущества новой технологии. Рыночные игроки хотят быть уверенными в том, что новые скорости, приложения и сервисы будут востребованы абонентами, а инвестиции в технологию LTE окупятся в достаточно короткие сроки.

Как уже говорилось, все перечисленные препоны имеют универсальный характер. «Но очевидно, что административные и экономические проблемы будут иметь большее влияние на темпы развертывания LTE в России», — полагает Ильдар Хисматуллин, менеджер по развитию бизнеса отделения беспроводных сетей Alcatel-Lucent.

«С технологической точки зрения российские операторы находятся в тех же условиях, что и все прочие операторы в мире. Но с точки зрения регулирования есть нюансы, связанные с получением лицензий и распределением радиочастотного спектра. В первую очередь, необходимо определить частотный диапазон для LTE», — соглашается Ксения Корнеева, пресс-секретарь «ВымпелКома».

Найдите частоты

Хотя технология LTE может действовать практически по всей ширине спектра 700—2700 МГц, самая большая проблема сегодня — частотное обеспечение. В этом убежден Стефан Дёбль, старший менеджер по международному маркетингу LTE компании Motorola. Он отмечает, что многие аукционы по продаже частот на развитых рынках откладываются, хотя некоторые страны, включая скандинавские государства, США и Гонконг, добиваются успехов, высвобождая для LTE частоты неиспользуемого (virgin) спектра. Во многих странах частоты аналогового ТВ, освободившиеся при переходе телевидения в цифровой формат («цифровой дивиденд»), выделяют для развития систем долгосрочной эволюции. Уже в текущем году ожидается большое количество аукционов, но до фактического перераспределения спектра операторы развитых стран не смогут активно внедрять системы 4G.

«На рынках развивающихся стран операторы имеют возможность перейти от сетей мобильной связи второго поколения напрямую к LTE, миновав этап 3G и развернув сети в освобождающемся диапазоне 2,1 ГГц», — указывает Дёбль. По его мнению, российским операторам стоит рассмотреть возможность прямого перехода от 2G к LTE в зависимости от доступности частот в диапазонах 2,1 и 2,6 ГГц, а также 800 МГц.

Виталий Солонин, ведущий консультант J’son & Partners Consulting, тоже считает, что основная проблема на пути развертывания сетей LTE в России заключена в отсутствии свободного частотного ресурса. Для того чтобы эта технология начала работать в полную силу, операторам необходимо выделить полосу рабочих частот шириной минимум 20 МГц, для чего требуются активные действия регулятора. В нижней части спектра (800 МГц) нужный ресурс можно изыскать за счет высвобождения частот при переходе российских вещателей от аналогового к цифровому телевидению (как делается и за рубежом).

«Мы считаем оптимальным вариантом использование для сетей LTE полос «цифрового дивиденда», то есть частот в диапазоне 700—800 МГц. Радиус действия базовой станции в этом диапазоне при прочих равных условиях — приблизительно в два раза больше, чем в диапазоне 2,1 ГГц, за счет лучших характеристик распространения сигнала. Следовательно, для покрытия одной и той же территории потребуется в четыре раза меньше базовых станций», — говорит Ксения Корнеева.

Однако по всем признакам процесс распределения «цифрового дивиденда» в России будет долгим и вряд ли осуществится в ближайшие годы. А в диапазонах 900 и 1800 МГц, а также 2,1 ГГц, которые также подходят для LTE, сейчас работают сети 2G и 3G. Операторы вряд ли будут инвестировать в новое оборудование в ближайшие два-три года, пока не окупят вложения в действующие технологии. Диапазон 2,3—2,4 ГГц в нашей стране уже закреплен за мобильным WiMAX, который использует и диапазон 2,5 ГГц. «Таким образом, свободные частоты для LTE в России пока не просматриваются», — констатирует Солонин.

На заседании рабочей группы «Телеком и космос» Комиссии по модернизации и технологическому развитию при Президенте РФ «ВымпелКом» представил свои варианты ускоренного внедрения LTE. Один из них предусматривает финансирование сотовыми компаниями ТВ-приставок для приема цифрового ТВ населением (чтобы ускорить переход от аналогового на цифровое вещание), а другой — деятельное участие операторов «большой тройки» в конверсии частот. Операторы выразили готовность в ближайшее время заказать и оплатить соответствующие НИИР. По прогнозам «Билайна», само исследование после заключения договора займет порядка трех-четырех месяцев, после чего его результаты будут представлены рабочей группе для подготовки административных решений по конверсии частот.

Проведите эксперименты

В отсутствии ясных перспектив получения частот на территории России сотовые операторы устраивают испытательные полигоны LTE в соседних странах. Например, «КаР-Тел», дочернее предприятие «ВымпелКома» в Казахстане, недавно получило разрешение местных властей на создание демонстрационных зон связи стандарта 4G, действующих по технологии LTE. Пилотные зоны планируется развернуть внутри зданий в крупнейших городах страны — Астане и Алматы. Запуск демонстрационных зон четвертого поколения станет отправной точкой предоставления инновационных услуг связи на территории всех стран, где присутствует «Билайн», отмечают в пресс-службе компании.

Дочернее предприятие МТС в Узбекистане тоже заручилось разрешением национального агентства связи и информатизации на использование имеющегося у компании диапазона частот 800 МГц для строительства сети LTE. МТС даже подписала контракт с Huawei Technologies на применение ее оборудования при строительстве сети LTE на территории этой среднеазиатской республики. Уже в следующем году оператор планирует развернуть тестовые зоны 4G в Ташкенте. Кроме того, МТС в рамках партнерства с глобальным оператором Vodafone проводит исследования на базе тестового фрагмента сети, использующего IMT-Advanced — следующий релиз LTE (3GPP Rel. 10).

«Ключевое направление технологического развития мобильной связи сети МТС подразумевает эволюцию от 2G к 3G (включая этап HSPA+) с последующим переходом к LTE и, далее, к IMT-Advanced, — комментирует Ирина Осадчая, пресс-секретарь МТС. — Сейчас трудно прогнозировать, какой из вариантов окажется наиболее перспективным. Исходя из текущей ситуации, мы рассматриваем возможность реализовать технологию LTE в диапазонах 2,6 ГГц, 1,8 ГГц либо 700 МГц. Это — наиболее предпочтительные для России частоты, хотя у каждого варианта есть свои «за» и «против», в том числе необходимость рефарминга (переоформления) и конверсии частот. Мы прорабатываем данный вопрос по нескольким направлениям, в том числе рассматриваем потенциальный рефарминг диапазонов имеющихся у нас полос радиочастот».

Надо полагать, третий член «большой тройки», «МегаФон», не допустит серьезного технологического отставания от соперников. К сожалению, наша редакция не располагает официальными комментариями пресс-службы «МегаФона» по этому поводу.

Получите лицензии

Помимо разрешения спектральной проблемы при внедрении LTE операторам придется решить еще один важный вопрос — получить новые лицензии на предоставление услуг связи.

Пока нет каких-либо нормативно-правовых актов по применению технологии LTE на территории России. Но текущие законодательные ограничения обязывают операторов получать лицензии на предоставление услуг связи с использованием конкретной технологии, отмечает Ирина Осадчая. Для устранения таких ограничений необходимо принять закон о технологической нейтральности лицензирования услуг. Это могло бы значительно ускорить внедрение новых технологий, в частности LTE.

На Украине вопрос технологической нейтральности активно обсуждается на законодательном уровне. В России же по поручению отраслевого министерства Инфокоммуникационный союз и Национальная радиоассоциация совместно с операторами связи проводят мероприятия, направленные на разработку требований к нормативно-правовым актам и к лицензированию применительно к технологии LTE.

Очевидно, что эти требования будут формализованы и утверждены не очень скоро, а без них коммерческий запуск технологии невозможен. По оценкам МТС, коммерческое использование LTE в России начнется не ранее 2014 года. «К тому времени, мы надеемся, будут определен механизм лицензирования и предоставлен частотный ресурс», — заявила пресс-секретарь МТС.

Подготовьте транспорт

Еще один барьер на пути становления и развития LTE образовался на участке транспортной инфраструктуры (Backhaul), который, в конечном счете, определяет производительность сетей LTE в целом. По оценкам J’son & Partners, подавляющее большинство сайтов мобильных сетей соединяются между собой двухмегабитными потоками E1, чего явно недостаточно для обслуживания широкополосных сервисов LTE. Для того чтобы кардинально решить проблему емкости транспортной сети, необходимо к каждому сайту подвести оптоволокно или использовать радиорелейные станции повышенной производительности, считает Солонин, а это потребует от операторов значительных дополнительных инвестиций.

«Если оператор мобильной связи принимает решение о развертывании LTE в 2010—2011 годах, он должен немедленно приступить к модернизации своих транспортных сетей, так как каждой базовой станции LTE потребуется полоса пропускания минимум 200—300 Мбит/с», — говорит аналитик Frost & Sullivan Люк Томас. Некоторые из западных операторов рассматривают вариант минимизации капитальных затрат на развитие транспортной сети за счет передачи абонентского трафика с использованием фемтосот. Однако это подразумевает особо тщательное планирование сети для исключения взаимных помех с макросотами.

С точки зрения производительности транспортной инфраструктуры более других отечественных сотовых компаний к передаче больших объемов данных подготовлен «Скай Линк», у которого уже сейчас 50% общего объема доходов составляет выручка от услуг передачи данных. Он специализируется на услугах передачи данных и мобильного доступа к Internet (из трех несущих частот две задействованы для передачи данных) и в перспективе может присоединиться к лагерю LTE. Но в любом случае его путь к 4G будет отличаться от траектории, выбранной «большой тройкой».

Своя колея

Стандарт связи IMT MC, используемый «Скай Линком», является полноправным членом семейства стандартов третьего поколения и имеет совершенно определенную перспективу развития: от спецификации Rev.A — к более прогрессивной версии Rev.B и, далее, к LTE. Этот путь может обеспечить эффективную миграцию сетей и пользователей 3G CDMA к последующим поколениям систем связи 4G OFDMA, но в течение переходного периода в одной сети будут соседствовать обе технологии.

«В рамках построения ядра сети (Core Network) стандарта 4G операторы холдинга «Скай Линк» уже сейчас могут задействовать передачу голоса через IP, обеспечив последующий переход к услугам All-IP на базе технологии EVDO Rev.A. В будущем это упростит для нас внедрение сетей радиодоступа (RAN) поколения 4G», — сообщил Юрий Хромов, заместитель генерального директора «Скай Линка».

Он напоминает, что для эффективного функционирования LTE необходим диапазон частот минимум 5 МГц. Имеющийся в распоряжении «Скай Линка» спектр полностью используется для обслуживания абонентов, поэтому для строительства сетей 4G компании необходим дополнительный диапазон. «Скай Линк» уже завершил испытания в двухдиапазонной сети 450/2100 МГц, и если ему для дальнейшего развития будет выделена полоса частот в диапазоне 2,1 ГГц, сопоставимая с выделенным под UMTS частотным ресурсом, оператор сможет плавно перейти к технологиям четвертого поколения. Но, как известно, в диапазоне 2,1 ГГц и без заявки «Скай Линка» наблюдается острый дефицит частотных ресурсов.

«Двухдиапазонные сети IMT-MC 450/2100 — уникальное сочетание, обеспечивающее высокие пропускную способность и скорость передачи данных в местах сосредоточения трафика (мегаполисы) и эффективное покрытие больших территорий с меньшей плотностью абонентов, — подчеркивает Юрий Хромов. — А использование дополнительного частотного ресурса в диапазоне 2,1 ГГц в будущем обеспечит возможность миграции от систем 3G к 4G».

По его словам, в компании изучают необходимость и возможность создания тестовых зон LTE. Коммерческие фрагменты LTE появятся в России не раньше 2012 года, считают в «Скай Линке». Впрочем, это — более оптимистичные прогнозы, чем те, которые дает МТС.

Становится очевидным, что Россия снова, как и в случае с 3G, при построении современных коммуникаций отстанет от развитых стран на три-четыре года. Это подогревает главную интригу на зарождающемся рынке услуг 4G — наметившееся противостояние сотовых компаний и независимых операторов Mobile WiMAX. Если первым еще только предстоит нащупать дорогу к эффективной коммерциализации сервисов в сетях All-IP, то вторые шагают по этому пути семимильными шагами.

Коммерциализация на двоих

Директор по развитию бизнеса в России и СНГ Frost&Sullivan Татьяна Толмачева констатирует: перспективы LTE в России по сравнению с аналогичным процессом в Западной Европе более туманны. Одна из причин заключается в том, что технология WiMAX нашла в России серьезную поддержку у ключевых игроков рынка. Ряд крупных телекоммуникационных компаний, в том числе «Комстар-ОТС», «Синтерра», «Старт Телеком», «Престиж» и Yota, инвестировали достаточно много средств в развитие WiMAX-сетей. А российские сотовые операторы по-прежнему весьма осторожны в планах развития LTE. «Убедить российское телекоммуникационное сообщество в явных преимуществах LTE перед WiMAX будет совсем не просто», — делает вывод Толмачева.

В этом контексте наиболее показательны бизнес-успехи сети Yota. Менее чем за пять месяцев с момента запуска коммерческих услуг Mobile WiMAX в Москве и Санкт-Петербурге (в июне 2009 года) компания вышла на уровень операционной окупаемости, а ее абонентская база превысила отметку 200 тыс. активных пользователей.

Между тем технологии WiMAX и LTE развиваются параллельными курсами, и у них много общего в архитектурном плане. «С точки зрения базовой радиотехнологии LTE архитектурно очень похожа на WiMAX, или наоборот, — кому как удобней воспринимать. Имея схожие характеристики, Mobile WiMAX и LTE могут предложить пользователю практически одинаковые уровни сервиса и скорости доступа, — говорит Игорь Торгов, вице-президент по продажам и операциям Yota. — Правда, нужно иметь в виду, что переход к LTE для операторов мобильной связи означает серьезные изменения в стратегии и тактике ведения бизнеса».

Действительно, WiMAX — первая технология построения сетей на принципах All-IP — опирается на тот тезис, что голос является лишь одним из видов данных, передаваемых по сети. LTE «исповедует» ту же философию, а вот в GSM- и 3G-сетях все обстоит наоборот: передача данных позиционируется как дополнение к голосовым услугам. Исключение составляет сеть «Скай Линк». Поэтому сотовые операторы, которые будут развивать LTE, должны переосмыслить сегодняшнюю идеологию и признать телефонию одним из многочисленных IP-приложений. Сложно предсказать, как в этих условиях трансформируется рынок голосовой связи, как изменятся структура и величина ARPU сотовых компаний, их ключевые финансовые показатели, которые зависят в основном от традиционной телефонии.

Не будем забывать, что и в плане коммерциализации у технологии WiMAX есть стратегическое преимущество перед LTE минимум два-три года. Отсюда — основной вопрос: хватит ли этой форы компаниям WiMAX, чтобы превратиться в сильных игроков рынка услуг 4G, которых сложно будет потеснить с пьедестала? По мнению Виталия Солонина из J’son & Partners Consulting, возможны разные сценарии. Если рынок услуг WiMAX станет достаточно крупным, он обязательно заинтересует сотовых операторов, которые постараются взять конкурентов под контроль. Если же технология WiMAX останется нишевой и ее доля на рынке мобильной высокоскоростной передачи данных не превысит 5%, то, вероятно, несколько операторов WiMAX продолжат самостоятельное существование.

«Допускаю, что на рынке WiMAX через несколько лет может произойти консолидация. Но мы верим, что к тому моменту, когда LTE в России станет развитой коммерческой технологией, Yota уже будет крупным, самостоятельным и уважаемым игроком», — заявил Игорь Торгов.

Во многом будущий расклад сил предопределит рынок пользовательских устройств. Если в продаже появится множество мобильных устройств для голосового общения с поддержкой WiMAX, это будет играть на руку приверженцам данной технологии. А если в мобильных телефонах станет доминировать LTE, то WiMAX-операторам будет трудно конкурировать с ведущими сотовыми компаниями. Вероятен и третий вариант — появление на рынке широкого ассортимента универсальных устройств и чипсетов, которые смогут работать и с WiMAX, и с LTE. Несколько известных производителей уже объявили о намерении выпустить двухстандартные чиспсеты.

Добавим, что успешная коммерциализация LTE во многом будет зависеть и от зрелости соответствующих инфраструктурных решений, уже сегодня на все лады расхваливаемых поставщиками сетевого оборудования. Об этом читайте в нашей следующей статье.