Борис Немшич убежден, что «Билайну» достались самые сложные обязательства по срокам ввода сети 3G в эксплуатацию. «Билайн» первым среди операторов большой тройки отрапортовал о технической готовности сети третьего поколения к предоставлению услуг на всей территории России. Во всех 86 субъектах РФ, существовавших на момент выдачи оператору лицензии, построены полноценные фрагменты сети 3G, которые уже обслуживают абонентов либо начнут это делать сразу после получения разрешительных документов. Сейчас услуги 3G под маркой «Билайн» доступны в 112 городах России.

Объявляя о новом достижении компании, главный управляющий директор «ВымпелКома» Борис Немшич подчеркнул, что российские лицензиаты 3G изначально находились не совсем в равных условиях, и «Билайну» достались самые сложные обязательства по срокам ввода сети в эксплуатацию. Одним из условий выдачи третьей лицензии на сервисы 3G (первые две были вручены «МегаФону» и МТС) стал коммерческий запуск услуг во всех регионах страны не позднее 21 ноября 2009 года. Кроме того, каждый региональный фрагмент должен был представлять собой полнофункциональную систему сотовой связи, то есть включать в себя мобильный коммутатор и минимум по одному сетевому контроллеру (RNC) и базовой станции (NodeB). Все условия выполнены «Билайном» заблаговременно. Даже в Москве, где по не зависящим от оператора причинам сервисы 3G пока доступны лишь внутри помещений, развернута уличная сеть из нескольких сотен БС.

Борис Немшич предполагает, что частотные присвоения, необходимые для коммерческого запуска outdoor-сетей в Москве, сотовые операторы получат к концу декабря. На это позволяют надеяться серьезные подвижки во взаимоотношениях отраслевого регулятора с Минобороны. После очередного публичного предупреждения, высказанного Дмитрием Медведевым в адрес причастных к развитию сотовой связи ведомств, бюрократическая махина сдвинулась с мертвой точки. Военные, наконец, согласовали распределение частот с гражданскими связистами, и теперь дело - за формальными процедурами подтверждения заявленных частот ГКРЧ и Россвязьнадзором. Если гражданские ведомства окажутся расторопнее обычного, то к Новому году связь третьего поколения официально выйдет на московские улицы.

Следующей вехой в выполнении лицензионных условий для «Билайна» станет апрель 2010 года. К этому времени компания должна реализовать обязательства по количеству развернутых по стране сайтов 3G — не меньше 3,5 тыс. Любопытно, что только на Москву, согласно инженерным расчетам, будут приходиться 1450 базовых станций (indoor- и outdoor-сегментов). «На самом деле, это - очень много, - поясняет Немшич. - Для хорошего уличного покрытия Москвы на первом этапе хватило бы и пары сотен NodeB, но мы вынуждены соответствовать жестким лицензионным требованиям».

Впрочем, «много» базовых станций внутри мегаполиса почти не бывает. Количество развернутых передатчиков определяет не только зону покрытия, но и абонентскую емкость сети, а также уровень сигнала в местах, расположенных вне зон прямой видимости базовых станций (замкнутые уличные дворы, нижние этажи зданий и т.д.). А там тоже находятся пользователи «Билайна», свыше 16% которых уже имеют телефоны с поддержкой 3G (данные самой компании). Запустив сеть с запасом емкости, оператор избавляет себя от последующих хлопот по улучшению сетевого покрытия. Могут ли фемтосоты применяться для предоставления более качественных 3G-услуг внутри помещений — этот вопрос остается открытым для всех операторов 3G в России.

Хотя развертываемая инфраструктура 3G будет пропускать и голосовой трафик, и пакеты данных, основное назначение сети нового поколения — предоставление услуг мобильного ШПД. Как заметил вице-президент по маркетингу и продажам «ВымпелКома» Кент МакНили, в портфеле услуг «Билайна» для 3G-абонентов нет приложения, которое претендует на статус killer application. В основе коммерческой стратегии - продажа как можно более доступных для населения пакетов услуг мобильного Internet с предоплаченным трафиком. Стоимость таких пакетов начинается с 50 руб., а цена мультистандартного USB-модема GSM/3G составляет 1190 руб.

Сейчас уже продано 1,1 млн комплектов «Билайна» для мобильных пользователей Internet. Причем 900 тыс. владельцев USB-модемов по-прежнему остаются активными абонентами сети «Билайн», и каждый из них ежемесячно приносит оператору в среднем 280 руб. дохода. По оценкам IKS-Consulting, «полосатому» бренду принадлежат 36% рынка беспроводных USB-модемов, на втором месте находится «Скай Линк» с 35% абонентских комплектов, «МегаФону» получил 16%, а МТС — только 13% этого рынка.

Деловым пользователям и фанатам мобильных приложений «Билайн» предлагает безлимитные тарифы на мобильный доступ. Сегодня такие ТП, действующие в любое время суток, запущены в 30 регионах. Правда, безлимитными их можно назвать лишь с некоторой оговоркой: МакНили признал, что на полной скорости абоненты способны скачивать до 3 Гбайт трафика в месяц, а затем следует снижение скорости канала. Представителям малого бизнеса оператор рекомендует комплексное решение «Офис за 5 минут», в которое входят 3G-шлюз производства ZTE и SIM-карта. Шлюз позволяет почти мгновенно обеспечить услугами связи (Internet и телефония) небольшой офис, к которому по разным причинам трудно подвести проводной канал связи.

С декабря в двух тестовых зонах (Санкт-Петербург и Тамбов) начнется предоставление услуг видеотелефонии по сети 3G. Как уже не раз говорилось в прессе, возможность организации видеозвонков, на которую возлагали большие надежды первопроходцы сетей третьего поколения, теперь рассматривается как довольно сомнительная по коммерческой востребованности опция. В «Билайне» тоже не очень уверены в безоблачном будущем этой услуги, а потому решили тщательно протестировать ее в указанных регионах - и в сегменте конечных пользователей, и в сегменте b2b. И хотя в корпоративных сетях наблюдается настоящий бум технологий видеокоммуникаций, до полноценного использования мобильных средств видеоконференц-связи, считают аналитики компании, России еще очень далеко.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями