Юрий Урчилич подчеркнул, что будущее ГЛОНАСС зависит от реализации комплексных решений в интересах государственных и деловых структур В нынешнем году одновременно со «Связь-Экспокоммом» на той же площадке «Экспоцентра» был реализован самостоятельный проект «Навитех-Экспо-2009», в рамках которого прошли выставка навигационных решений и международный форум по спутниковой навигации.

В выставке участвовали более 50 ведущих компаний из Германии, Канады, КНР, Литвы, Республики Беларусь, России, Тайваня, Украины, Франции. Это - верный знак, что наш рынок и российская система ГЛОНАСС как одна из двух действующих глобальных навигационных систем привлекает к себе все большее внимание потенциальных потребителей в России и за рубежом. Сейчас орбитальная группировка ГЛОНАСС полностью обеспечивает навигационное обслуживание территории России и покрывает 98% земного шара.

«Несмотря на кризис, государственное финансирование спутниковой системы ГЛОНАСС будет осуществляться в полном объеме», – заявил заместитель Председателя Правительства России Сергей Иванов, открывая пленарное заседание форума по спутниковой навигации. По его словам, Правительство уделяет повышенное внимание вопросам использования спутниковых навигационных технологий, видит в них одно из средств повышения транспортной эффективности, решения задач ресурсосбережения и улучшения экологии.

На космической орбите систему ГЛОНАСС формируют 20 спутников. До конца 2009 года система пополнится еще шестью аппаратами, что позволит ей закрыть все «белые пятна» на территории планеты. В 2010 году спутниковая группировка ГЛОНАСС должна быть окончательно сформирована, а навигационная система задействована в интересах экономики, в первую очередь на транспорте. Эта отрасль таит в себе стратегический потенциал для развития спутниковой навигации.

Ныне ГЛОНАСС охватывает лишь 17% воздушного транспорта России, 23% морского и речного транспорта, 27% автомобильного и 35% железнодорожного. К 2011 году система охватит 100% транспортных средств государственного сектора, заявил руководитель Федерального космического агентства Анатолий Перминов. Он также сообщил, что Роскосмос и Минтранс России прорабатывают конкретные решения по обеспечению услугами ГЛОНАСС предстоящих Олимпийских игр в Сочи. Этот проект внесет свою лепту в развитие рынка навигационного оборудования и услуг в России.

Генеральный директор ФГУП РНИИ КП Юрий Урчилич подчеркнул, что будущее отечественного рынка спутниковой навигации зависит преимущественно от реализации комплексных системных решений в интересах государственных и деловых структур. В 51 регионе страны сейчас реализуются пилотные проекты с использованием навигационных технологий разного назначения. По мере выполнения эти масштабные проекты начнут стимулировать рост потребительского сегмента навигационного рынка. Пока же данный сектор не насыщен оборудованием и услугами.

Большинство отечественных поставщиков фокусируются на разработке специализированной навигационной аппаратуры для нужд силовых ведомств, транспортных компаний, предприятий геологоразведки, институтов картографии и геодезии, строительных фирм и пр. Уже имеются 33 образца навигационной аппаратуры и систем на ее основе для специальных потребителей. А для так называемых «гражданских» пользователей создано 26 образцов техники.

Между тем наиболее емкую часть российского рынка - сектор персональной и автомобильной навигации - контролируют зарубежные производители, ориентированные на использование американской системы GPS. Отечественные предприятия смогут отвоевать у них существенную долю доходов, лишь выпустив комбинированные приемники, способные обрабатывать сигналы GPS и ГЛОНАСС одновременно. Организация массового производства конкурентоспособного пользовательского оборудования – лишь вопрос времени, убеждены участники форума, так как комбинированные приемники дадут России великолепные перспективы выхода на зарубежные рынки.

Действительно, многие страны хотели бы избежать зависимости от одной системы глобальной навигации – GPS. По этой причине возможности экспорта наших интегрированных продуктов превышают емкость отечественного рынка. Вслед за поставками аппаратуры наши предприятия смогли бы предложить зарубежным партнерам типовые навигационные проекты на базе комплексных решений в этой области. Таким образом, запущенный государством стимулирующий механизм может в ближайшей перспективе обеспечить нашей стране передовые позиции на международном рынке спутниковой навигации. Благо, европейская и китайская конкурирующие платформы Galileo и Compass все еще буксуют на старте и будут введены в эксплуатацию не ранее 2014 и 2015 года соответственно.