В июне 2008 года, заключив соглашение о партнерстве с Alvarion, компания Nortel отказалась от собственных разработок WiMax в пользу LTE. В феврале 2009 года Nortel объявила о выходе из партнерства с Alvarion, подписав окончательный приговор проекту, рьяным сторонником которого она когда-то была. Этот шаг сделан на фоне банкротства канадской корпорации, и если бы ее руководство хоть сколько-нибудь верило в перспективы WiMax, оно зацепилось бы за эту соломинку в надежде поправить дела. Ан нет, не поверило.

Все еще с оптимизмом оценивают будущее WiMax в Cisco. Эта компания позднее других примкнула к общему лагерю посредством покупки Navini в конце 2007 года. Как заявила Юлия Андрианова, менеджер Cisco по развитию бизнеса WiMax в России и СНГ, процедура присоединения Navini завершена полностью – это касается бизнес-процессов, структуры, R&D и производства. Развитие продуктовой линейки продолжается, в частности совершенствуются функции поддержки мобильности, технологии Adaptive Beamforming и MIMO, проектируются новые терминалы.

«Могу предположить, что места на рынке в ближайшее время хватит всем. WiMax имеет преимущество плоской сетевой архитектуры на базе IP и высокую эффективность при передаче бит на 1 Гц спектра, что позволяет операторам покрывать территории с меньшими затратами, чем в сетях 3G», — заключает Андрианова. Вместе с тем она признает, что и у 3G есть преимущества — более высокий уровень стандартизации, наличие множества площадок для установки радиооборудования, миллиардная абонентская база, роуминг в любом уголке планеты и большой выбор пользовательских устройств.

Дмитрий Хлыбов, менеджер департамента продаж мобильных решений регионального отделения Huawei Technologies в СНГ, сообщил, что его компания продолжает инвестировать в развитие продуктовой линейки WiMax. Это органично для Huawei, поскольку все технологии, которые используются в WiMax, будут задействованы в системах мобильной связи следующих поколений, отметил он.

Остаются ли у операторов WiMax перспективы конкуренции с операторами 3G на рынке мобильного широкополосного доступа? «Конечно! — восклицает Хлыбов. — Действующие или новые операторы, не имеющие лицензий 3G, не смогут выйти на этот рынок в ближайшие месяцы или даже годы без помощи WiMax. Для того чтобы приступить к «захвату» абонентской базы мобильного ШПД на начальной стадии рынка, уже сейчас необходимо взять на вооружение одну из доступных и эффективных технологий, каковой и является WiMax».

Константин Марин, менеджер по поддержке продаж беспроводных решений Alcatel-Lucent в СНГ, иначе оценивает ситуацию: «Анализ рынка беспроводной связи, который регулярно проводит наша компания, показал, что игроки все больше склоняются в сторону LTE как предпочтительной технологии предоставления услуг 4G». Исходя из этого, Alcatel-Lucent адаптировала свою стратегию в области WiMax к рыночным условиям.

Принимая во внимание то, что рынку не по силам одновременно поддерживать две конкурирующие технологии 4G, корпорация намерена возглавить движение к конвергенции стандартов WiMax и LTE-TDD. Одновременно Alcatel-Lucent продолжает разработки в области WiMax, уделяя повышенное внимание производительности и функциям «беспроводного DSL». Марин подчеркивает, что именно такое применение технологии характерно для большинства действующих коммерческих проектов WiMax. «Развивая оба технологических направления LTE — с разделением каналов по частоте (FDD) и по времени (TDD) — и обеспечивая плавную эволюцию от WiMax к LTE-TDD, мы сможем предложить выбравшим наше решение операторам WiMax миграцию к сетям 4G на базе LTE-TDD, если они будут развивать услуги мобильной связи четвертого поколения», — констатирует Марин.

Быть может, наметившийся раскол в стане WiMax повысит шансы отечественных производителей телекоммуникационной техники занять достойное место на этом рынке? Возможно. Но только не для мобильных сетей. «Выпуск оборудования мобильного WiMax предполагает очень серьезные инвестиции в разработку и само производство. Многие компании с мировым именем не справились с этой задачей. Кроме того, инвесторам нужно четко знать сроки окупаемости вложений, а в отношении мобильного WiMax такого понимания нет», — говорит Станислав Рыбалко, руководитель направления беспроводных технологий CompTek. Среди недостатков мобильного WiMax он отмечает отсутствие глобального и национального роуминга на межоператорском уровне, высокую стоимость выхода на рынок.

«Другое дело — фиксированная беспроводная связь. Это рынок нишевый, но интересный, — продолжает Рыбалко. — На нем хорошо себя чувствуют российские производители (например, InfiNet Wireless, оборудование которой занимает 30—40% отечественного рынка ШБД, и другие не менее успешные компании). Поскольку фиксированный сегмент является нишевым, операторам часто требуются нестандартные решения и сетевые конфигурации, а местному производителю их гораздо проще реализовать».


На языке цифр

К марту 2009 года международная организация WiMax Forum сертифицировала 44 модели базовых станций и 47 моделей абонентских терминалов. Число производителей сертифицированного оборудования за последние восемь месяцев увеличилось более чем в два раза — до 33. Продажи оборудования для мобильных сетей WiMax выросли за 2008 год на 188% и составили 2,3 млрд долл.

Источник: J’son & Partners Consulting, 2009.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями