Работает материнский капитал

Американская корпорация Clearwire объявила в апреле, что планирует создать сеть WiMax в самом сердце Калифорнии, где сосредоточены ресурсы ведущих информационно-технологических предприятий. На первом этапе сеть будет развернута на площади свыше 50 кв. км. Она предоставит беспроводные услуги расположенным в Кремниевой долине ведущим ИТ-компаниям, включая Google и Intel, а также крупным учебным заведениям.

Предполагается, что с лета 2009 года новой сетью начнут бесплатно пользоваться разработчики сетевых приложений, что позволит оператору накопить необходимый опыт для запуска в 2010 году коммерческих услуг в районе залива Сан-Франциско.

Стратегическими инвесторами проекта являются фонд Intel Capital, компании Comcast, Sprint, Google, Time Warner Cable и Bright House Networks — крупнейшие представители индустрии высоких технологий США. Тот факт, что сеть Clearwire строится при поддержке лидеров американской отрасли телекоммуникаций, говорит о многом.

Прежде всего, это подтверждает, что большинство инвесторов среднего эшелона не поверили в перспективность WiMax — они не участвуют в проекте. Ожидавшегося повсеместного строительства сетей 802.16 так и не последовало (во всем мире создано 259 сетей данного стандарта). По оценкам J’son & Partners Consulting, к концу прошлого года в мире было порядка 3,7 млн пользователей WiMax, из которых 97% обслуживались сетями, основанными на фиксированной версии стандарта.

Сначала потребителями услуг Clearwire станут ее же инвесторы, а не обычные пользователи. Коммерческий запуск сети Clearwire откладывается на год, в течение которого инженеры из Кремниевой долины будут отрабатывать перспективные коммуникационные приложения. Другими словами, поиск эффективной бизнес-модели для операторов WiMax остается актуальным.

Печальнее всего то, что неподготовленность технологии к полномасштабному запуску проявилась не где-нибудь, а в ее «материнском лоне», при участии главных зачинателей и через несколько лет после появления на свет.

Бытующий в отрасли скептицизм по поводу будущего WiMax подпитывается бодрыми отчетами операторов мобильной связи об увеличении доходов от услуг передачи данных и сообщениями поставщиков оборудования о скором выпуске систем стандарта LTE — потенциального убийцы всех нишевых технологий в области мобильного ШПД. Масла в огонь подливают и разработчики перспективной версии HSPA+. Они утверждают, что по эффективности использования спектра, скоростным и емкостным параметрам эта технология идентична WiMax. К тому же внедрение HSPA+ будет осуществляться на базе действующей инфраструктуры сотовых компаний, параллельно со строительством сетей LTE.

Вопрос ребром

Обратимся к российскому опыту. Несмотря на драматическую задержку с запуском сетей UMTS в Москве, сотовые операторы постепенно берут под контроль ситуацию на рынке беспроводного мобильного доступа. Как сообщила Елена Полещикова, ведущий консультант департамента беспроводных технологий J’son & Partners Consulting, на конец марта в России в 50 регионах уже построены сети 3G, при этом у «большой тройки» в 36 регионах имеются сети UMTS/HSPA, а у «Скай Линка» — в 32 регионах сети EVDO.

По данным ComNews Research, в прошлом году услуги передачи данных принесли российским операторам 25,4 млрд руб. (на тот момент — около 1 млрд долл.), что на 87% больше, чем в предыдущем году. Росту доходов способствовало практически двукратное увеличение пользовательской аудитории, численность которой к концу года достигла 31,2 млн, или 17% численности абонентов сотовой связи в России. Лидером отечественного сегмента мобильного Internet является «МегаФон», на долю которого пришлось примерно 29% всех доходов в сегменте. За ним с незначительным отрывом следует МТС — около 28% доходов. «Скай Линк», на долю которой приходится всего 1% рынка сотовой связи, генерирует порядка 14% всех доходов от услуг мобильного Internet.

В этой связи на повестке дня встают принципиальные вопросы, определяющие дальнейшую траекторию рынка ШПД. Остаются ли у операторов WiMax перспективы конкурировать с операторами 3G (EVDO и HSPA) и LTE в сегменте широкополосного беспроводного Internet? И в чем могут проявиться преимущества технологии WiMax при обслуживании бизнес-пользователей и частного сектора?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, нацелим взоры на формирующийся ландшафт отечественного рынка услуг WiMax. За последний год на нем произошли значительные перемены. Впрочем, основные игроки — почти все прежние, за исключением внезапно появившегося на горизонте «Скартела», владельца сети Yota. С него мы и начнем.

Yota надежды

Компания «Скартел» вышла на рынок мобильного доступа к Internet в сентябре 2008 года: она приступила в Москве и Санкт-Петербурге к тестовой эксплуатации сети, основанной на мобильной версии стандарта 802.16e в частотном диапазоне 2,5—2,7 ГГц. Сейчас сеть Yota в обеих столицах запущена в коммерческую эксплуатацию для юридических лиц. Специально для корпоративных клиентов провайдер разработал пакет решений «Yota для бизнеса», обеспечивающих мобильный широкополосный доступ к Internet и удаленное подключение к информационным системам компаний. Стоимость корпоративных услуг Yota зависит не от объема использованного трафика, а от количества подключенных пользовательских устройств. Безлимитная передача трафика — основа маркетинговой стратегии «Скартела».

Дальнейшее развитие сети обусловлено ее выходом на рынок частных пользователей, который запланирован на 1 июня. Ожидается, что к концу года до 80% выручки компании будут формировать услуги для частных абонентов, и только 20% — для корпоративных клиентов.

В Yota с удовлетворением отмечают феноменальный рост трафика в сети: сейчас в Москве он составляет 38 Тбайт, а в Санкт-Петербурге — 36 Тбайт в неделю. В совокупности по всей сети прокачивается около 300 Тбайт в месяц. Это больше, чем больше чем во всех российских сетях 3G. По данным ComNews Research, в IV квартале 2008 года объем трафика в 3G-сетях всех российских операторов стандартов CDMA и UMTS составил 648 Тбайт, то есть немногим больше 200 Тбайт в месяц. В среднем один абонент Yota генерирует около 10 Гбайт трафика в месяц, что примерно в 100 раз больше, чем в сотовых сетях!

Но не будем забывать, что Yota стартовала в необычайно благоприятных условиях. В Москве, где запуск 3G отложен на неопределенный срок, услуги «Скартела» пока находятся вне конкуренции. Новичку повезло и с тем, что на рынок запаздывал другой крупный оператор WiMax.

Долгожданное открытие

Лишь 1 мая, после неоднократного переноса сроков, как обещает пресс-служба «Комстар-ОТС», в столице России должен состояться коммерческий запуск второй сети на базе Mobile WiMax. С 1 января 2009 года эта сеть работала в тестовом режиме. Некоторая задержка с запуском WiMax-сети «Комстара» отчасти обусловлена неожиданным отказом Nortel, основного поставщика сетевого оборудования для проекта, от дальнейшего развития данной технологии. Теперь «Комстар» ведет переговоры о поставках клиентского оборудования с другими производителями.

«Комстар» неоднократно подчеркивал, что основная идея его WiMax-проекта заключается в создании единого бесшовного коммуникационного пространства для пользователей. В компании убеждены, что наибольшие шансы на выживание в современных рыночных условиях имеют лишь универсальные операторы, способные предложить абонентам весь спектр услуг связи. Поэтому «Комстар», располагая необходимой для этого сетевой инфраструктурой, позиционирует свой беспроводный проект как дополнение к фиксированному ШПД.

Пресс-секретарь «Комстар-ОТС» Екатерина Невская сообщила, что компания провела маркетинговое исследование, которое выявило потенциальный спрос на услуги запущенной сети WiMax. На вопрос «есть ли у москвичей потребность в беспроводном Internet» около половины столичных жителей ответили, что такая потребность «возникает иногда», а около трети — «достаточно часто». Большая часть респондентов (свыше 90%) проявила интерес к услуге WiMax. Обнадеживает и то, что около 30% москвичей, имеющих ноутбуки, используют для подключения к Internet услуги «Комстара». На первом этапе это — более 300 тыс. человек.

Ставка «Комстара» на владельцев ноутбуков не случайна. В компании считают, что переносные ПК и телефоны олицетворяют собой разные сегменты рынка беспроводного доступа, в которых по-разному будут развиваться модели потребления услуг и их тарификация. Кроме того, массовый выпуск ноутбуков с поддержкой WiMax — вопрос сегодняшнего дня, а появление схожих по функционалу телефонов — скорее послезавтрашнего.

«Синтерра» и партнеры

За пределами столичных мегаполисов одна из наиболее значимых инициатив в области WiMax принадлежит «Синтерре». Этот телекоммуникационный холдинг реализует программу «Региональные мини-сети WiMax», которая рассчитана на населенные пункты с численностью до 100 тыс. человек, где есть неудовлетворенный спрос на услуги широкополосного доступа к Internet.

Как сообщил Павел Кучерук, коммерческий директор «Синтерры», помимо подмосковной Апрелевки (где мобильная WiMax-сеть введена в январе этого года) в коммерческой эксплуатации уже находятся три партнерские сети, работающие в режиме беспроводного фиксированного доступа (в Курске, Рязани и Грозном). В тестовой эксплуатации и на стадии оформлении — еще 15 сетей в Сибири, Поволжье, Центральном регионе, на Юге и Дальнем Востоке. Общее количество базовых станций, установленных «Синтеррой» (с учетом ее московской сети), составляет 95 штук. Кроме того, строятся еще 40 региональных мини-сетей.

Интерес региональных операторов к программе очень высок. Напомним, что «Синтерра» помогает региональным партнерам построить и ввести в эксплуатацию WiMax-сеть, на базе которой сам партнер под собственной торговой маркой затем оказывает услуги связи, оставляя себе все доходы. Инвестирует в проект тоже партнер, а не «Синтерра». Ее интерес заключается в стимулировании роста регионального трафика для своей магистральной сети.

Оценивая перспективы WiMax в России, Павел Кучерук отметил, что WiMax-сети для малонаселенных территорий являются реальным инструментом преодоления цифрового неравенства и ускорения проникновения ШПД по всей территории России. Это актуально даже в текущей экономической ситуации, ведь примерные инвестиции в развертывание одной мини-сети WiMax для небольшого городка составляют чуть более 21 тыс. евро.

«В основном российские операторы развивают сети 3G и WiMax в крупных городах, где они столкнутся с серьезной конкуренцией других видов широкополосного доступа (ADSL, кабельных сетей, EVDO, WiFi), мы же ориентируемся на другой рынок. Опыт реализации нашего проекта показывает, что в России еще очень много мест, где WiMax будет экономически эффективен и востребован как оптимальное решение для построения «последней мили», — подчеркнул коммерческий директор «Синтерры». Его взгляды разделяет множество небольших телекоммуникационных провайдеров, убежденных в нишевом предназначении WiMax.

Тихая гавань

Типичный представитель этой категории рыночных игроков — столичная компания АСВТ. Она имеет многолетний опыт применения WiMax (preWiMax) в московском регионе. «Этот опыт показывает, что нишевое использование данной технологии может быть очень эффективным, а коммерческие перспективы широкомасштабного внедрения WiMax в Москве достаточно сомнительны», — говорит Сергей Оленин, начальник отдела развития АСВТ. Он, прежде всего, обращает внимание на насыщение столичного рынка ШПД услугами на основе других сетевых технологий. В Москве давно широко представлены разные варианты радиодоступа, удовлетворяющие запросам множества потенциальных пользователей. Абоненты, которым мобильный Internet нужен лишь время от времени, могут пользоваться услугами «большой тройки» на базе GPRS/EDGE, а особо требовательным клиентам подойдет более скоростная сеть «Скай Линк».

Также необходимо учитывать, что в мегаполисе истинная мобильность — доступ к Internet из движущегося автомобиля — не такой уж востребованный вид связи. Гораздо чаще требуется подключение к Сети дома, на работе, в кафе, аэропорту, а эту нишу достаточно эффективно закрывают сети WiFi. В обозримой перспективе спектр вариантов доступа расширится благодаря запуску сетей 3G. Таким образом, большинство горожан, которым широкополосный мобильный доступ нужен настолько, что они готовы за него платить, скорее всего, уже нашли оптимальное для них решение и обладают необходимым абонентским оборудованием, полагает Оленин.

Эти соображения и стали основой стратегии, которой придерживается АСВТ. Посредством WiMax компания быстро подключает не охваченные конкурентами объекты (жилые и офисные здания), а внутри них «раздает» связь с помощью стандартной телефонной проводки, Ethernet и WiFi. Когда на обслуживаемой территории появляются компактные скопления активных потребителей, к этому участку сети прокладывается ВОЛС, а лимитированный частотный ресурс высвобождается. При таком подходе оператору нужен минимум базовых станций WiMax (17), его затраты на инфраструктуру минимальны и быстро окупаются.

На распутье

Очевидно, что на российском рынке уже сформировалась плеяда разнокалиберных игроков, положивших в основу своей стратегии три бизнес-модели: WiMax — как основа безлимитного доступа для корпоративных и частных клиентов в крупных городах (Yota), как дополнение к комплексному набору услуг широкополосной связи для пользователей переносных ПК («Комстар») и как недорогая телекоммуникационная альтернатива для захвата пустующих ниш и «темных углов» в регионах («Синтерра», АСВТ и др.). Ни одна из этих моделей не нацелена на тотальное освоение национальных рынков беспроводного ШПД, а потому не имеет потенциала доминирования в схватке с мастодонтами из лагеря EVDO/LTE.

Два первых варианта развития бизнеса WiMax опираются на мобильный вариант стандарта, третий же допускает применение его фиксированной версии. Однако в последнем случае рассчитывать на сколько-нибудь значимый рост абонентской базы не приходится, поскольку сети 802.16d, по сути, представляют собой моновендорные образования. В этих сетях производитель инфраструктурного оборудования одновременно является поставщиком терминалов, и при таком подходе стоимость абонентских устройств никогда не упадет ниже 300—400 долл.

Пока мяч находится на стороне апологетов WiMax, но времени на реализацию выкристаллизовавшихся стратегий развития остается немного: если в течение двух-трех лет они не принесут весомых коммерческих результатов, технологию WiMax ожидает судьба пейджинговой связи (которая, говорят, где-то еще работает). Финал наметившегося противостояния с сотовыми компаниями во многом предопределен наличием на рынке эффективного сетевого оборудования и недорогих пользовательских терминалов WiMax. Но об этом — в следующем материале рубрики.