СЗТ же теперь фильтрует не только входящий, но и исходящий трафик. Другими словами, оператор защищает сеть от собственных абонентов, прежде всего от их инфицированных компьютеров.

Подобная защита у других провайдеров если и имеется, то еще не стала нормой. По данным СЗТ, автоматический режим уведомления абонентов о том, что их компьютер заражен, используется в России впервые. Обычно провайдеры реагируют на жалобы и отключают «вредителей» вручную. Правда, уникальность внедренной системы подтвердить сложно: информацию об имеющихся у них «заслонках» провайдеры раскрывают крайне неохотно. Их скрытность связана с тем, что данные о системе защиты могут использоваться недобросовестными абонентами для ее нейтрализации.

Менеджеры СЗТ тоже сдерживали себя, чтобы не сказать лишнего. Достоянием общественности стали лишь краткая информация об установленном оборудовании и общие сведения о принципах организации защиты. На основных узлах сети широкополосного доступа петербургского филиала СЗТ установлены сенсоры Juniper IDP 200, проверяющие входящий и исходящий трафик. Они позволяют автоматически уведомлять пользователей о заражении их компьютеров вирусами и другими вредоносными программами. Владелец зараженного ПК при следующей попытке выхода в Internet автоматически попадает на информационный портал СЗТ, где получает исчерпывающие сведения о том, почему доступ к Internet для него временно заблокирован и что ему необходимо предпринять.

Cистема функционирует так, чтобы случайно не навредить добросовестным абонентам. Отключения на этапе тестовой эксплуатации — фактически, условные. Абонент может самостоятельно разблокировать доступ, либо это сделает служба технической поддержки, поверив ему на слово, что его компьютер теперь чист от вирусов. К тому же пользователи сами заинтересованы в безопасности персональных компьютеров и, как утверждает СЗТ, благодарны за предупреждения. Вылечить отключенный от Internet компьютер можно, загрузив антивирусные программы (в том числе, бесплатные) с сайта провайдера, который доступен даже в режиме блокировки.

Кроме того, внедренная система выявляет в рядах абонентов СЗТ «взломщиков» и «спамеров». Согласно условиям договора, провайдер имеет право отключать нарушителей киберспокойствия от сети, и такие прецеденты уже зафиксированы. Менеджеры СЗТ сообщили об абоненте, который неоднократно атаковал Internet-портал mail.ru.

За первую неделю тестовой эксплуатации служба безопасности провайдера зарегистрировала 225 тыс. тревожных сигналов от защитной системы (в филиале 300 тыс. задействованных xDSL-портов). Все инциденты подлежат дальнейшему анализу. Уведомлений о блокировке посылается значительно меньше – в среднем 100-120 в день. В компании рассчитывают, что со временем вредоносный информационный поток, исходящий от абонентов, резко сократится.

«Ранее наша компания попадала в черные списки распространителей вирусов и спама, поскольку с зараженных компьютеров многих абонентов осуществлялась рассылка вредоносного кода. Кроме того, спам дает большую нагрузку на наши каналы связи, а это ведет к дополнительным расходам», - пояснил целесообразность внедрения системы защиты директор департамента безопасности СЗТ Анатолий Мегвинов. Не менее важно - повысить уровень удовлетворенности абонентов, компьютеры которых начинают нормально работать после поступления к ним предупреждений о заражении и обезвреживания вирусов.

Запуск системы в промышленную эксплуатацию состоится, когда менеджмент компании удостоверится в том, что защита не будет причинять беспокойства добросовестным абонентам. Работы по внедрению аналогичной системы ведутся и во всех остальных филиалах СЗТ.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями