Сергей Приданцев: «Мы располагаем необходимыми финансовыми возможностями для поглощений» В кризисный год операторская группа «Комстар – Объединенные ТелеСистемы» будет рассчитывать, прежде всего, на развитие бизнеса в регионах. Предпосылки для этого уже есть: в начале осени было объявлено, что АФК «Система» решила разграничить сферы деятельности своих дочерних телекоммуникационных компаний. К «Комстару» отошел весь бизнес, связанный с предоставлением услуг широкополосного доступа, телефонии и телевидения, а прерогативой «Системы Масс-медиа» стали разработка и агрегация медиаконтента.

Ключевой этап реструктуризации телекоммуникационных активов - переход под управление «Комстара» 55 региональных операторов, объединенных в группу «Стрим-ТВ». А 3 февраля сего года руководство «Комстара» объявило о начале полномасштабной реструктуризации регионального бизнеса и построении центра консолидации активов на базе вновь создаваемой дочерней компании «Комстар-Регионы».

«Комстар-ОТС» завершил покупку региональных операторов, работающих под брэндом «Стрим-ТВ», в 40 городах России с совокупным населением свыше 15 млн человек. Общая сумма сделок, одобренных ФАС России, составила 6,75 млрд руб. (примерно186,6 млн долл. ). В конце III квартала 2008 года группа «Стрим-ТВ» обслуживала 1,8 млн абонентов, в том числе более 200 тыс. пользователей ШПД. В результате операций с активами география присутствия самого «Комстара» расширилась до 70 городов в 29 субъектах РФ, включая Москву.

В рамках реструктуризации бизнес-активов до конца текущего года к «Комстар -Регионы» будут присоединены все региональные дочерние предприятия «Комстар-ОТС» и группы «Стрим-ТВ». Затем в структуре управляющей компании будут сформированы шесть укрупненных филиалов в Центральном, Северо-Западном, Южном, Приволжском, Уральском и Сибирском федеральных округах. В сферу интересов этого телекоммуникационного холдинга не входит лишь дальневосточный регион. После завершения всех этапов реорганизации «Комстар-Регионы» планируется присоединить к материнской компании.

«В 2008 году «Комстар-ОТС» вышел на федеральный уровень и фактически стал национальным мультисервисным оператором, - заявил на пресс-конференции, посвященной реструктуризации бизнеса, глава операторского холдинга Сергей Приданцев. - Мы выполнили обещания, которые были даны инвестиционному сообществу при первичном размещении акций на Лондонской фондовой бирже. Однако наша цель – не только приобретение активов, но и их дальнейшее развитие». Приданцев отметил, что сегодняшняя приоритетная задача «Комстара» - перейти от модели разветвленного операционного холдинга к модели единой операционной компании.

На первом этапе бизнес-структура будет реорганизована по принципу «один федеральный округ – один филиал». По мнению Виктора Кореша, вице-президента «Комстар-ОТС» по региональному развитию, такая схема взаимодействия с регионами в масштабах всей страны наиболее эффективна. Консолидация активов внутри макрорегиональных филиалов позволит исключить внутреннюю конкуренцию между дочерними структурами «Комстар-ОТС» и «Стрим-ТВ», оптимизировать ресурсы. Кореш пообещал продолжить модернизацию региональных сетей с целью повсеместного развертывания услуг Triple Play и начать постепенное введение единого брэнда «Комстара» в разных регионах присутствия. В 2011 году «Комстар» станет центральным брэндом всей группы компаний.

Процесс объединения операторских активов уже начался на юге России и в Сибири, где центрами консолидации стали ростовский сервис-провайдер ЦТС и тюменский РТЦ. В течение трех ближайших лет «Комстар-ОТС» собирается провести выборочную модернизацию почти 90% унаследованных сетей «Стрим-ТВ», переведя их на оптическую технологию FTTB. На эти цели выделено порядка 60 млн долл. Параллельно будут наращиваться мощность сети междугородной и международной телефонии, строиться городские сети NGN, прокладываться собственные магистральные линии связи (в частности, в направлении Москва — Краснодар — Сочи).

Уделяя большое внимание внутреннему росту, руководство «Комстара» не намерено отказываться и от новых приобретений. Сложившаяся экономическая ситуация благоприятна для укрупнения бизнеса за счет поглощения небольших операторов крупными, а «Комстар», по словам Приданцева, располагает необходимыми для этого финансовыми возможностями. Структура группы «Комстар», которая включает в себя столичного оператора МГТС со значительной клиентской базой, обеспечит сохранение уровня доходов и устойчивость бизнеса в условиях кризиса. Именно диверсификация клиентской базы дает сегодня операторам шанс выйти из кризиса с минимальными потерями.

Сергей Приданцев отметил, что его компания не ощущает сокращения объема потребления услуг физическими лицами, но в сегменте корпоративных клиентов некоторый спад все же наметился. Правда, кризис подталкивает предприятия к оптимизации расходов на связь и Internet, поэтому в ближайшей перспективе ожидается рост интереса к аутсорсинговым проектам.

Оптимизации (читай — сокращению) подверглись преимущественно маркетинговые бюджеты на продвижение услуг, а потому в регионах «Комстар» переходит к политике адресного или таргетированного маркетинга. Виктору Корешу не внушает опасений тот факт, что ребрэндинг «Стрим-ТВ» станет осуществляться в период глубокого экономического спада. «Подход к ребрэндингу в каждом конкретном регионе будет вырабатываться индивидуально, с учетом местных особенностей», - подчеркнул он. Не исключена и активизация деятельности «Комстара» в Санкт-Петербурге, где до сих пор столичный оператор обслуживал только юридических лиц.