В докризисный период кто только не заявлял о намерении построить дата-центр для собственных нужд или организации коммерческих сервисов. Системные интеграторы выделяли на эти цели многомиллионные бюджеты, корпорация Microsoft решила возвести в Сибири мощный инженерно-технический комплекс на 10 тыс. серверов для предоставления услуг типа SaaS. Национальные операторы связи бросились строить телехаузы в региональных центрах, чтобы предложить комплексные услуги и разгрузить столичные узлы обмена трафиком.

Значительный рост абонентской базы Рунета заставил крупнейшие отечественные Internet-холдинги заняться строительством инфраструктурных площадок для хостинга серверов. Так, «Яндекс» приступил к возведению в подмосковной Ивантеевке уже шестого дата-центра, площадь которого составляет 2,5 тыс. кв. м. Казалось бы, начавшееся соревнование на рынке ЦОДов (больше, дороже, мощнее!) могло продолжаться до бесконечности, но тут в дело вмешался кризис.

Участники рынка успокаивают: дескать, необходимость снижения затрат лишь подстегнет компании к потреблению услуг ИТ-аутсорсинга и коммерческих дата-центров. Ведь аутсорсинг призван сокращать расходы на непрофильную деятельность, которые могут быть перенаправлены на повышение уровня конкурентоспособности основного бизнеса. Однако эта хрестоматийная логика верна лишь в том случае, если стоимость услуг аутсорсера не превышает затрат на самостоятельную поддержку соответствующих процессов. Расценки сервис-провайдеров в нашей стране и в лучшие времена считались неоправданно завышенными. А в нынешней ситуации, когда резко выросли процентные ставки по кредитам, которые берутся под строительство ЦОДа, для большинства потенциальных заказчиков тарифы могут оказаться совсем неподъемными.

Недавно эксперты Uptime Institute подсчитали, что покупка сервера стоимостью 2,5 тыс. долл. для размещения в ЦОДе уровня Tier IV выливается в реальные затраты, составляющие 8,3–15,4 тыс. долл. Дополнительную финансовую нагрузку создают расходы на помещение ЦОДа, охлаждение и электропитание оборудования, системы мониторинга и управления…

Отметим: замена устаревающих серверов на современные платформы с поддержкой виртуализации может означать экономию миллионов долларов. Предприятиям и сервис-провайдерам она позволит отсрочить строительство новых ЦОДов. Так что нынешняя мода на виртуализацию стала «антитезой» бума строительства ЦОДов.

Вожделенный дефицит

Общим местом рассуждений о состоянии отечественного рынка услуг коммерческих дата-центров является превышение спроса над предложением. Похоже, участники рынка, которые постоянно твердят о дефиците услуг аутсорсинговых ЦОДов, не задумываются о том, что же в действительности кроется за этими словами. Сервисов, которые можно развернуть на базе арендуемых дата-центров, — великое множество, причем для каждого уровня надежности по стандарту TIA 942 имеется релевантный набор услуг. Смешав их в одном котелке, мы получаем картину явного дефицита ресурсов коммерческих ЦОДов, но из этого не следует, что любой инфраструктурный проект обречен на успех без четко продуманного бизнес-плана.

Анна Плетенева, менеджер по развитию новых продуктов и услуг сервисного центра компании «Ай-Теко», убеждена, что сегодня говорить о дефиците услуг коммерческих ЦОДов не вполне корректно. Спрос на основную услугу (размещения серверного и телекоммуникационного оборудования), действительно, превышает предложение. Однако более серьезная проблема заключается в том, что ЦОДы зачастую не отвечают потребностям бизнеса заказчиков. Например, крупные предприятия не могут разместить всю свою ИТ-инфраструктуру в небольшом дата-центре. К тому же для многих клиентов серьезную роль играет степень эксплуатационной готовности и катастрофоустойчивости ЦОДов.

Возможно, по причине использования разных способов «смешивания» услуг разнятся и количественные оценки рынка. Так, аналитик IKS-Consulting Елена Крылова сообщает, что в 2008 году емкость данного рыночного сегмента в России составляла 50–55 млн долл. В этих цифрах не учтен вторичный хостинг, которым занимаются сервис-провайдеры, арендующие стойки оптом у реальных владельцев коммерческих ЦОДов. Спрос на ресурсы коммерческих ЦОДов за минувший год вырос примерно до 130 млн долл., то есть в 2,5 раза превышает предложение. По мнению Крыловой, несмотря на ввод в эксплуатацию новых площадей машинных залов, дефицит не сократился. А наибольший дисбаланс, как и раньше, наблюдается в Москве, где сосредоточено порядка 75% всей полезной площади коммерческих ЦОДов.

Изменение долей основных услуг в выручке коммерческих дата-центров

Согласно исследованиям агентства «Современные телекоммуникации», в прошедшем году совокупный объем потребления услуг co-location (размещения серверов клиента на площадке провайдера), dedicated (аренды выделенного сервера) и обычного хостинга составил 1892 млн руб. (что при среднегодовом курсе 26,1 руб./долл. эквивалентно 72,5 млн долл.). Емкость рынка за этот период увеличилась на 28,6%. Старший эксперт того же агентства Александр Корсунский пояснил, что по услуге co-location наибольший дефицит ощущался во II квартале 2008 года. После введения в строй в московском регионе ряда новых крупных дата-центров объем предложения основных услуг немного вырос (примерно на 18%). В Санкт-Петербурге, напротив, в начале 2008 года оставался значительный неудовлетворенный спрос на размещение серверов, не требующих высокого уровня надежности. Его удалось погасить только за счет существенного снижения общего уровня инфраструктурного оснащения коммерческих ЦОДов Северной столицы.

Как сообщил Антон Платонов, коммерческий директор ЦХД (дочерней компании ISG, занимающейся строительством и эксплуатацией аутсорсинговых ЦОДов), спрос на услуги дата-центров, как и прежде, значительно превышает предложение. По сведениям Платонова, объем услуг коммерческих ЦОДов превысил за год 100 млн долл.; в 2008 году введены в эксплуатацию несколько крупных дата-центров площадью свыше 500 кв. м. «Активность операторов ЦОДов в Москве привела к замедлению роста стоимости услуг. В ближайшем будущем можно ожидать снижения цен при условии, что тарифы на электроэнергию не претерпят существенных изменений», — поделился он своими наблюдениями.

Генеральный директор Stack Group Сергей Лысаков не разделяет мнение, в соответствии с которым ввод в строй новых мощностей смягчил проблему дефицита услуг, основанных на использовании инфраструктуры отказоустойчивых ЦОДов. «По нашим оценкам, суммарная емкость всех дата-центров, оказывающих услуги внешним компаниям, составляет не более 15 тыс. условных стойко-мест (30 тыс. кв. м полезной площади). А реальный потенциал отечественного рынка коммерческих дата-центров — порядка 120 тыс. условных стойко-мест», — утверждает Лысаков. Устранить эту диспропорцию не позволит даже реализация всех наиболее значимых и ресурсоемких проектов, завершение которых намечено на первую половину 2009 года. Даже если кризис не скажется на графиках выполнения работ, то отечественный рынок получит не более 1500 новых стойко-мест (в Москве и области — примерно 1200), поэтому о коренном изменении ситуации не может быть и речи.

Нехватка мощностей ЦОДов возникла не вчера, и было бы интересно проанализировать ее причины. Стоит задаться вопросом, почему при тотальном дефиците услуг коммерческих дата-центров участники ИТ-рынка медлили с запуском новых площадок, сулящих им неминуемую прибыль.

Директор департамента консалтинга и клиентских проектов АРС Олег Письменский считает, что рынок коммерческих ЦОДов пребывает на этапе формирования. Нет насыщения услугами, нет конкуренции между провайдерами, и оценивать емкость этого рынка попросту преждевременно. Вместе с тем, отмечает Письменский, за последнее время рынок ЦОДов заметно эволюционировал и сегментировался, что обусловлено появлением новых площадок уровня Tier II-III.

Прогноз развития основных услуг хостинга в России, млн долл.

Опрошенные нами специалисты согласились с тем, что причины дисбаланса спроса и предложения нужно искать не в слабой динамике рынка, а в очень высоких темпах информатизации всех отраслей экономики. По словам Платонова, в стране ежегодно удваиваются объемы используемой информации. Компании и государственные организации вкладывают средства в повышение надежности информационных систем и стремятся размещать свои серверы и сетевое оборудование в ЦОДах. Альтернатива в виде серверных комнат для многих непригодна в силу короткого жизненного цикла таких объектов и их низкой надежности.

Письменский отметил, что наблюдаемый дефицит не только предопределил ажиотаж вокруг строительства ЦОДов, но и сформировал культуру потребления аутсорсинговых услуг. Для того чтобы стать владельцем дата-центра, предприятие должно сделать серьезные ассигнования, средства на которые ему придется взять из собственной прибыли либо получить за счет займов. Оба сценария не оптимальны, поскольку связаны с высокими затратами и рисками.

На разных позициях

Несмотря на юный возраст, отечественный рынок коммерческих ЦОДов характеризуется высоким уровнем консолидации. Как отмечают исследователи из агентства J’son & Partners, эта тенденция будет лишь усиливаться, так как повышаются требования к размеру капитала поставщиков услуг и надежности их сервисов.

Сегодня, по данным iKS Consulting, десять ведущих игроков получают больше 90% всей выручки. Елена Крылова определила первую тройку участников этого рыночного сегмента (по величине полезной площади и количеству размещенных на ней стоек с оборудованием): в нее вошли Stack Group, «Синтерра» и WideXS, приобренная европейским холдингом LinxTelecom. По версии J&P пьедестал почета выглядит так: Stack Group, WideXS и «Голден Телеком», которому на пятки наступает ISG. Однако в этом исследовании учитывались не ресурсы ЦОДов, а реально заработанные деньги.

Размеры средней абонентской платы за услугу Co-location (1U) в региональных дата-центрах

Стратегии развития провайдеров услуг ЦОДов иногда диаметрально отличаются друг от друга. Stack Group, к примеру, сосредоточился на строительстве крупных энергоемких площадок в московском регионе, «Синтерра» пытается отвоевать лакомые куски рынка в провинции, а WideXS успешно продвигает довольно редкие для России услуги аренды резервных офисов, которые предоставляются в рамках плана обеспечения непрерывности бизнеса заказчиков. В московском центре WideXS около 500 кв. м полезной площади выделены под модули резервных офисов. Одними из немногих известных потребителей таких услуг в нашей стране являются «Банк Москвы» и производитель продуктов питания «Лебедянский».

Характеристики действующих и готовящихся к запуску ЦОДов свидетельствуют, что в ближайшее время состав тройки лидеров может претерпеть серьезные изменения. Только Stack Group обеспечил себе серьезный задел, позволяющий уверенно взирать в будущее. По словам Сергея Лысакова, из 30 тыс. кв. м доступной полезной площади аутсорсинговых ЦОДов на долю его компании приходятся примерно 5 тыс. кв. м, оборудованных в соответствии с требованиями уровня Tier III/III+. Эти ресурсы используются как для размещения оборудования клиентов, так и для поддержки резервных офисов. Еще 350–400 условных стойко-мест Stack планирует ввести в эксплуатацию предстоящим летом, после планового наращивания мощностей дата-центра Stack.M1.

К началу нынешнего года национальная сеть дата-центров «Синтерры» состояла из 5 объектов, расположенных в Москве, Новосибирске, Краснодаре, Ставрополе и Томске. Их совокупная площадь, по словам коммерческого директора компании Павла Кучерука, превышала 2 тыс. кв. м. Все региональные центры открылись во второй половине прошедшего года, поэтому еще рано говорить о том, какая доля рынка в денежном выражении принадлежит оператору. Продвигая услуги своих дата-центров, «Синтерра» делает ставку на их подключение к мощной телекоммуникационной инфраструктуре. Для каждого действующего и возводимого оператором объекта обеспечиваются резервированные магистральные каналы с пропускной способностью 4х10 Гбит/c.

Кучерук пояснил, что, запуская региональную программу строительства ЦОДов, оператор ориентировался на глобальные процессы. Во-первых, в Москве тарифы на электричество стали самыми высокими в стране. Во-вторых, до недавних пор весь межрегиональный трафик проходил через столицу, но сейчас ситуация резко меняется: корпоративные серверы и узлы Internet-доступа выгоднее размещать в регионах. Этот процесс отвечает интересам и географически распределенных корпораций (типа ФСК ЕЭС, Роснанотеха, Газпрома), и поставщиков контента. «Понимая нужды таких компаний, мы выработали политику, в соответствии с которой при размещении ресурсов в нескольких ЦОДах клиенты получают пакет услуг, включающий в себя организацию технологических VPN между арендуемыми площадками», — добавил представитель «Синтерры».

Было бы неверно думать, что все операторы связи, ориентированные на корпоративный сектор, спешно развертывают новые коммерческие ЦОДы. Пример иной стратегии дает компания Orange Business Services. В 2003 году она открыла в Москве технический центр площадью 600 кв. м, основное предназначение которого заключалось в поддержке работы собственной телекоммуникационной инфраструктуры. Сейчас Orange предоставляет в аренду ресурсы технического центра в Москве и еще 30 крупных городах России. Площадь региональных точек размещения оборудования (которые в Orange тоже называют дата-центрами) составляет от 100 до 500 кв. м. По заявлению пресс-службы OBS, в краткосрочной перспективе компания не собирается расширять действующие мощности и не считает развитие ЦОДов приоритетной задачей.

В «Акадо Телеком» (торговая марка «Комкор») тоже не рассматривают бизнес продажи услуг дата-центров как основной. Как подчеркнул директор по маркетингу этой компании Вадим Ваньков, услуги аренды ЦОДов — это часть комплексных решений. Обычно их предлагают вместе с основными операторскими сервисами, такими как поддержка VPN, IP-транзит, организация доступа к Internet. И в условиях кризиса, и в «мирное время» комплексность — наиболее перспективная стратегия оператора связи.

Коррекция развития

Главная угроза сложившейся тройке лидеров исходит от ЦХД, которая уже ввела в эксплуатацию первый ЦОД полезной площадью 500 кв. м, в котором размещено 230 телекоммуникационных шкафов. Как сообщил Антон Платонов, сейчас на условиях софинансирования строится второй московский дата-центр полезной площадью свыше 700 кв. м, который будет расположен в сотне метров от уже действующего ЦОДа. Параллельно разрабатывается проект создания дата-центра в Санкт-Петербурге, где, как и в столице, к сотрудничеству приглашаются заинтересованные хостинговые компании.

Экономический кризис способен спутать карты участников рынка, особенно провайдеров, вынашивающих амбициозные планы развития коммерческих дата-центров. «Не буду скрывать, кризис повлиял на финансирование проекта строительства ЦОДа, но мы сумели изыскать необходимые средства. Вот только сроки сдачи объекта немного отодвинулись», — признался коммерческий директор ЦХД. В связи с неблагополучной экономической ситуацией объявленный в 2007 году план создания фирмой восьми крупных ЦОДов в разных городах России перенесен на 2009 год.

Впрочем, руководители ЦХД не унывают. По их словам, кризис не повлиял на приток новых заказчиков в конце прошлого года, да и платежеспособность прежних клиентов, за редким исключением, не изменилась. Для того чтобы развеять возможные сомнения в коммерческой состоятельности своей амбициозной программы, «дочка» ISG объявила в конце ноября о начале строительства самого крупного, третьего по счету ЦОДа категории Tier III общей площадью 3 тыс. кв. м. Подводимые к нему энерговводы будут иметь суммарную мощность порядка 4 МВт. Минимальный порог вхождения соинвесторов в проект  — 1 млн долл. Именно в такую сумму оценивается размер годовой экономии организации, которая будет арендовать в строящемся ЦОДе 50 серверных шкафов.

В связи с ожидаемым сокращением корпоративных ИТ-бюджетов аналитики компании «Современные телекоммуникации» тоже предсказывают повышение спроса на услуги аутсорсинга коммерческих ЦОДов. Они полагают, что в 2009 году емкость рынка увеличится на почти такую же величину, как в предыдущем году (28,3%), и достигнет 2427 млн руб. А в 2010 году темпы роста ускорятся до 31,4%. «Несмотря на кризис, основные владельцы коммерческих ЦОДов не анонсировали планы сокращения бюджетов, обеспечивающих ввод новых мощностей, — заверил Александр Корсунский. — Более того, на этот рынок, по нашей информации, должны выйти ряд новых игроков, в том числе зарубежных».

Если послушать руководителей некоторых провайдеров, то наступивший кризис — прямо-таки благодать для развития этого направления бизнеса. Предвкушение дальнейшего роста они аргументируют стремлением предприятий сокращать издержки, а одним из способов экономии затрат на ИТ является аутсорсинг.

Ведущие игроки рынка коммерческих ЦОДов

«Отдав ИТ-инфраструктуру на аутсорсинг, заказчик сможет четко контролировать уровень затрат, изменяя качество или набор сервисов в соответствии с текущими потребностями», — заявляет Павел Кучерук. По его словам, спрос на услуги ЦОДов за последние месяцы только вырос, поскольку до кризиса предприятия могли себе позволить самостоятельно инвестировать в сложную инженерно-техническую инфраструктуру поддержки ИТ-систем, а сейчас это по плечу лишь крупным корпорациям. В начавшемся году «Синтерра» планирует ввести в строй минимум три дата-центра. Кризис корректирует графики работ, но является отнюдь не единственным фактором влияния. Немалую лепту вносят вопросы покупки подходящего здания и согласования подвода энергетических мощностей. Вместе с тем текущие издержки на предоставление услуг должны сохраниться на прежнем уровне, так как в собственности оператора находятся и здания, и телекоммуникационная инфраструктура. Варьироваться может лишь стоимость электричества.

Как бы то ни было, экономические катаклизмы заставляют перестраиваться даже тех, кто ждет от них лишь позитивных перемен. «Влияние кризиса на нашу работу выразилось, прежде всего, в обеспечении жизнеспособности бизнеса клиентов, — рассказывает Сергей Лысаков. — Мы готовы принять на себя обслуживание бизнес-процессов, которые клиент выводит на аутсорсинг, оптимизируя свои ИТ-службы. Вместе с клиентами мы рассматриваем варианты реструктуризации услуг и платежей, временного резервирования потребляемых ресурсов и многое другое». Кроме того, Stack Group прорабатывает проекты приема на свой баланс клиентских ИКТ-комплексов в совокупности с их администрированием. Такая практика уже получила большое распространение на Западе и пробивает себе дорогу на российский рынок.

Правда, не все провайдеры услуг дата-центров уверены в безоблачном будущем. Анна Плетенева из «Ай-Теко» осторожно прогнозирует, что существенного сокращения спроса (более 10%) на услуги коммерческих ЦОДов ожидать пока не стоит. Наиболее востребованными останутся предложения по размещению оборудования и аренде каналов связи. Это объясняется тем, что, перемещая оборудование в коммерческий ЦОД, заказчик сокращает затраты на аренду дорогостоящих офисных площадей. Ссылаясь на результаты работы дата-центра «Траст-Инфо», принадлежащего «Ай-Теко», Плетенева заключает, что спрос на основные услуги ЦОДов (хостинг, аренду серверов и co-location) не сократился вообще, а на дополнительные сервисы уменьшился всего на 10%.

Мнения поставщиков инфраструктурного оборудования о перспективах развития аутсорсинга услуг ЦОДов можно считать более объективными и взвешенными, ибо они в равной мере заинтересованы в развитии корпоративных и коммерческих дата-центров. В пользу коммерческих ЦОДов высказывается представитель APC Олег Письменский, но он отмечает, что под влиянием кризиса увеличится спрос на ИТ-сервисы, ориентированные на поддержание качества бизнеса. Учитывая это, ведущие игроки рынка коммерческих дата-центров либо предпочтут консервативную политику (то есть продвижение услуг co-location+dedicated), либо начнут инвестировать в сервис-ориентированный бизнес.

Руководитель департамента климатических систем Liebert Hiross Галина Чиненкова говорит, что при анализе запросов клиентов, поступающих в ее отдел в последние полгода, можно заметить сравнительно более высокую активность владельцев коммерческих ЦОДов. Напрашивается вывод, что инвестиции клиентов в создание ЦОДа для собственных нужд сильнее подвержены влиянию кризисных явлений в экономике.

Агентство iKS Consulting скорректировало первоначальные прогнозы темпов роста рассматриваемого рынка в меньшую сторону. До наступления кризиса аналитики предполагали в 2009 году рост в размере 20–25%, а теперь считают, что его темпы снизятся до 5–10%, но останутся в положительной зоне, так как в ряде проектов запуск в эксплуатацию новых площадок уже находится на финальной стадии. О том же свидетельствует Вадим Ваньков из «Комкора»: на графике ввода в строй нового ЦОДа на 140 стоек кризис не успел отразиться, поскольку его строительство практически завершено.

Постоянство услуг

Структура услуг аутсорсинговых ЦОДов со временем меняется слабо, и кризис вряд ли станет катализатором перемен. Как отметил Олег Письменский, сервис-провайдеры предпочтут проводить консервативную политику. В 2008 году, по данным iKS Consulting, примерно половина выручки от услуг ЦОДов пришлась на размещение оборудования, аренду стоек и серверов, 45% — на хостинг, всего 5% — на остальные виды сервисов. Эксперты «Современных телекоммуникаций» вычислили, что в 2007 году доходы от хостинга в нашей стране составили 691,2 млн руб., или 47% совокупной выручки коммерческих ЦОДов. Услуги co-location и dedicated в сумме принесли 779,8 млн руб. (53% общей выручки). В минувшем году хостинг потеснился на 2–3 процентных пункта, преимущественно из-за повышения спроса на аренду выделенного сервера. Другие виды сервисов в исследовании не учитывались, вероятно, в силу их пренебрежительно малого вклада.

Специалисты ЦХД подтверждают увеличение доли услуг dedicated в структуре доходов коммерческих ЦОДов. Еще большие надежды возлагаются на новую технологию аренды виртуальных серверов (VDS), которая позволяет в несколько раз увеличить доходы сервис-провайдера с одной стойки. VDS реализует идеологию разделения ресурсов сервера между несколькими пользователями, которые могут полноценно управлять установленным на нем софтом, но не имеют доступа к настройкам аппаратной части. В принципе, эту услугу можно отнести и к виртуальному хостингу, но Антон Платонов позиционирует ее как более дешевый и удобный для пользователя аналог dedicated.

Самым заметным трендом, повлиявшим на структуру доходов коммерческих ЦОДов в 2008 году, стало повышенное внимание заказчиков к надежности услуг. Возможность заключения SLA, по словам Сергея Лысакова, становится важнейшим фактором, влияющим на принятие клиентом решения в пользу аутсорсинга и на стоимость самой услуги. По информации Stack Group, существенного изменения структуры спроса по отраслевому принципу не произошло, зато появилась устойчивая тенденция увеличения доли потребления услуг ЦОДов нефинансовым сектором. Иными словами, растет интерес к ИТ-аутсорсингу предприятий «реальной» экономики и государственных организаций.

К категории самых перспективных потребителей ресурсов коммерческих ЦОДов Анна Плетенева относит компании, специализирующиеся на медийном бизнесе и развлечениях, например провайдеров онлайновых игр. Им необходимо размещать на одной площадке большое количество серверных устройств. Однако нельзя недооценивать потребительский потенциал предприятий сегмента SMB — они нуждаются в возможностях масштабирования ИТ-систем, которые могут предоставить крупные дата-центры. А для финансовых учреждений и операторов связи остается актуальной потребность в создании резервных ЦОДов на площадях коммерческих дата-центров. В перспективе можно ожидать повышения спроса на дополнительные сервисы обеспечения безопасности ИТ-инфраструктуры, такие как физическая защита стоек электронными замками, видеонаблюдение за стойками и пр.


Региональные особенности

У проблемы концентрации бизнеса коммерческих ЦОДов в российской столице есть два решения. Первое — играть на опережение спроса, наращивая инфраструктуру распределения электроэнергии, сетей передачи данных, транспортных развязок и офисных центров. Второе — стимулировать бизнес в регионах, создавая там условия для концентрации капитала и долгосрочных вложений. Первый путь — более затратный, но менее рискованный: в Москве можно продать и купить все что угодно. Во втором случае начальных инвестиций требуется меньше, но риски — гораздо выше.

По разным источникам, в московском регионе сосредоточено 75–90% всех ресурсов коммерческих ЦОДов. При этом видна тенденция дальнейшего увеличения количества крупных дата-центров в столице. Анна Плетенева объясняет это востребованностью больших площадок крупными корпоративными клиентами и растущим энергодефицитом. Владельцы московских бизнес-центров все чаще отказываются обеспечивать необходимый уровень оснащения серверных комнат, поскольку добиться у энергетиков разрешения на подвод дополнительных мощностей в центре города — невыполнимая задача.

На окраинах столицы и в Подмосковье ситуация с электроснабжением — лучше, и построенные там аутсорсинговые ЦОДы могут быть использованы не только столичными, но и региональными клиентами. Как считает Плетенева, такой подход позволит поддерживать качество обслуживания оборудования и ИТ-приложений на высоком уровне. Но успех подобных проектов зависит от возможности дата-центра предоставлять клиентам необходимые каналы связи собственными силами или с привлечением операторов-партнеров.

В феврале 2008 года компания «Современные телекоммуникации» опубликовала исследование, согласно которому львиная доля всех коммерческих ЦОДов в провинции (порядка 60) располагала полезной площадью до 50 кв. м и только 17 объектов — солидными машинными залами с площадью более 100 кв. м. За прошедший год некоторый прогресс в развитии регионального рынка наметился, но, по словам Сергея Лысакова, крупные игроки на нем до сих пор не появились: трудно обеспечить соответствующие масштаб бизнеса и уровень надежности. Лысаков предполагает, что региональный рынок дата-центров будет развиваться за счет партнерства местных провайдеров и их взаимодействия с федеральными игроками.

По сведениям годичной давности, средняя стоимость размещения оборудования в ЦОДах в разных регионам была примерно одинаковой — от 7 до 9 тыс. руб. в месяц за сервер высотой 1U. Немного выше тарифы в Екатеринбурге и Перми (10–11 тыс. руб.) и существенно ниже  — в Ростове-на-Дону (около 3 тыс. руб.). Среди городов-миллионников больше всего коммерческих ЦОДов аналитики насчитали в Екатеринбурге (33), меньше всего — в Нижнем Новгороде (8) и Краснодаре (6).

На увеличение доли региональных площадок в обмене магистральным Internet-трафиком указывает РосНИИРОС. Например, число участников петербургской площадки обмена трафиком SPB-IX сейчас равно 76, хотя в конце 2007 года составляло 55. Количество участников самарской точки обмена (SMR-IX) — 12, новосибирской (NSK-IX) — 39, екатеринбургской (EKT-IX) — 20, владивостокской (VLV-IX) — 7, ростовской (RND-IX) — 5. Помимо локальных и федеральных операторов обязательным участником всех региональных точек обмена является компания «Яндекс», к некоторым подключается «Рамблер». Для сравнения: московский узел обмена трафиком (MSK-IX) насчитывает 245 участников.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями