Унифицированные коммуникации (UC) в ближайшие годы попадут в число наиболее приоритетных бизнес-направлений отечественной ИКТ-отрасли. Это предположение подтверждается ростом интереса к UC крупных предприятий и огромными маркетинговыми усилиями, предпринимаемыми производителями телекоммуникационных систем для завоевания рынка.

Глобальный экономический кризис, возможно, еще больше подстегнет крупный бизнес к внедрению решений UC, обещающих снижение расходов на связь с одновременным увеличением производительности труда. Экономия затрат в этом случае объясняется тотальным использованием IP для передачи голоса и видео, а также применением высококачественных систем видеоконференц-связи и совместной работы, способных заменить личное общение и командировки. Эффективность труда должна повыситься за счет уменьшения числа непродуктивных действий (таких как поиск нужного абонента, переключение между активными приложениями и т.д.) и интеграции разных средств коммуникаций в бизнес-процессы компании.

Выходя на рынок унифицированных коммуникаций, российская фирма «Крок» делает ставку на решения Microsoft и их гибкие интеграционные возможности. Системный интегратор реализовал уже шесть проектов на базе UC-платформ Microsoft и Cisco. В некоторых из них (например, выполненном для крупной компании X5, занимающейся розничной торговлей ) пришлось состыковать программное решение Microsoft Office Communication Server (OCS) c действующей IP-УАТС производства Avaya.

Руководитель направления Microsoft Unified Communications компании «Крок» Станислав Черков, ссылаясь на «магические квадраты» Gartner, утверждает, что платформа Microsoft остается лучшим решением в категории UC с точки зрения инновационных идей и полноты функционала. Вместе с тем корпорация из Редмонда перестала позиционировать OCS как альтернативу конвергентным телефонным станциям, что имело место сразу после выпуска Office Communication Server в конце 2007 года. Видимо, в Редмонде решили, что с традиционными телекоммуникационными компаниями пока лучше сотрудничать, чем конкурировать, хотя функционал OCS позволяет управлять голосовыми соединениями, как в случае применения обычный офисной УАТС. И лишь для звонков из корпоративной во внешнюю телефонную сеть к OCS необходимо присоединять медиашлюзы сторонних производителей.

Черков считает, что создание корпоративной телефонии на базе OCS 2007 и внешних шлюзов оправданно, если речь идет о небольших проектах, к примеру телефонизации комплекса магазина, офиса и склада. Но потребности крупных предприятий в корпоративной телефонной связи, в силу разной степени надежности и функциональности систем, следует удовлетворять с помощью специализированных коммуникационных платформ Cisco, Avaya, Nortel, Siemens и др. На сайте Microsoft можно найти полный перечень компаний и продуктов, с которыми уже подтверждена совместимость Office Communication Server.

Основой UC-архитектуры Microsoft является Windows Server Active Directory, поверх которого размещены три главных функциональных компонента – Exchange Server 2007 (сервер электронной почты и календаря), сам Office Communication Server 2007 и сервер для организации конференций Office Live Meeting. Если первый из них отвечает за асинхронные коммуникации, то остальные два обеспечивают синхронные способы интерактивного общения. Таким образом, удается обеспечить весь спектр коммуникационного взаимодействия бизнес-пользователей.

Основным коммуникационным средством, установленным на стороне пользователя, является приложение Office Communicator 2007, которое позволяет делать звонки в автономном режиме (с помощью телефонной гарнитуры ПК) либо управлять подключенным к рабочему месту IP-телефоном. Эти режимы работы OCS и Office Communicator (по терминологии разработчика - Enterprise Voice и Remote Call Control) формируют принципиально разную структуру потоков голосовой и сигнальной информации в корпоративной сети.

Как правило, если система унифицированных коммуникаций Microsoft внедряется в действующую сеть IP-телефонии, в которой на рабочих местах уже установлены аппаратные телефоны, заказчики предпочитают вариант Remote Call Control, способствующий сбережению ранее сделанных инвестиций. В противном случае (при развертывании инфраструктуры UC «с нуля») целесообразно воспользоваться моделью Enterprise Voice. На семинаре, организованном «Кроком» для представителей отраслевой прессы, Черков с коллегами продемонстрировали в тестовом сегменте корпоративной сети оба варианта развертывания UC-платформы Microsoft, а также интеграцию OCS 2007 с клиентскими IP-терминалами Polycom и Cisco.

Особого внимания заслуживает показанная на том же стенде интеграция Office Communication Server с сетью видеоконференц-связи, базирующейся на оборудовании Tandberg. Фирма Tandberg объявила о реализации этой возможности совсем недавно, и всего несколько дней спустя специалисты российского интегратора сумели настроить соответствующее решение. Теперь пользователи Office Communicator смогут подключаться к видеоконференциям, участникам которых раньше обязательно требовался дорогостоящий персональный ВКС-терминал Tandberg. Обратной стороной интеграционного «эффекта» стало довольно низкое качество изображения абонента, применяющего Office Communicator. Однако в Microsoft подчеркивают, что решение создавалось в расчете на массового бизнес-пользователя, а потому не претендует на уровень качества, необходимый топ-менеджменту.

Еще одна интересная особенность Office Communication Server - «федеративное» взаимодействие систем универсальных коммуникаций, развертываемых в автономных организациях. Благодаря Federation-модулям OCS сотрудники одной организации могут вносить в свой список контактов имена коллег из другой и видеть их текущий статус доступности. Возможность общения удаленных пользователей посредством IM, аудио- или видеосвязи реализуется согласно принятым в компаниях правилам информационной безопасности. По словам Черкова, функция Federation доступна как в версии OCS Standart, так и в Enterprise. При этом она пока не поддерживается конкурирующими UC-решениями.

Пользователями системы UC на базе продуктов Microsoft могут быть и сотрудники, находящиеся внутри офиса, и удаленные (надомные) работники, и мобильный персонал. Все коммуникационные возможности компонентов OCS и Live Meeting в защищенном режиме предоставляются удаленным пользователям по IP-сетям и без организации VPN-туннелей. Но для того, чтобы мобильные сотрудники чувствовали себя равноправными участниками унифицированных коммуникаций от Microsoft, им необходимы устройства, работающие под управлением ОС Windows Mobile 6.0.

Черков добавил, что корпорация уже портировала пакет Active Sync (отвечающий за работу мобильной почты, календаря, списка контактов и т.д.) на платформы iPhone 3G и Symbian, но до появления адаптированных под эти системы версий Office Communicator дело пока не дошло. Во втором релизе пользовательского приложения, которое выйдет в декабре, многие ограничения будут сняты.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями