Клод Сассолас: «Мы имеем в России клиентов с двенадцатилетним стажем». Индийская корпорация ТАТА ищет стратегических партнеров в России. О целях этого поиска и положении холдинга на рынке поведал управляющий директор европейского дивизиона Global Data Solutions компании TATA Communications Клод Сассолас. Посетив Москву, он дал интервью заместителю главного редактора журнала «Сети» Алексею Есауленко. Во встрече также принял участие Александр Страхов, руководитель московского подразделения Global Carrier Solutions фирмы TATA Communications и региональный директор по продажам в России, СНГ и странах Балтии.

А.Е. Расскажите, пожалуйста, что собой представляет ТАТА Group сегодня. Какую долю оборота холдинга дает телекоммуникационное направление?

К.С. ТАТА – один из крупнейших многопрофильных холдингов планеты с индийскими корнями и годовым оборотом более 62 млрд долл. В корпорации работают 350 тыс. сотрудников, наши офисы и представительства разбросаны по всему миру. Основными направлениями деятельности ТАТА Group являются металлообработка, производство автомобилей, промышленных агрегатов и бытовой химии, энергетика, информационные технологии и телекоммуникации. Последнее направление формирует примерно четверть выручки группы.

Александр Страхов: Ее телекоммуникационное крыло - TATA Communications - владеет сетями связи общей протяженностью более 200 тыс. км и является крупнейшим в мире владельцем емкости международных подводных кабельных систем. Общая производительность подводной кабельной инфраструктуры, совладельцем которой мы являемся, составляет 20 Тбит/с. Кроме того, мы инвестировали 1 млрд долл. в строительство собственной подводной кабельной сети.

Стоит отдельно упомянуть кабельные системы TGN Eurasia Cable System и TGN-Intra Asia (подводная кабельная система IAC). Они напрямую соединят, соответственно, Мумбай, Париж, Лондон и Мадрид через Египет со скоростью 1,28 Тбит/с, а Сингапур, Гонконг, Японию, Филиппины и, возможно, Вьетнам со скоростью 3,8 Тбит/с.

Наша глобальная IP/MPLS-сеть опоясывает весь земной шар и задействует около 300 точек присутствия (PoP) на пяти континентах. ТАТА Communications является Internet-провайдером категории Tier 1. Совокупная площадь принадлежащих нам дата-центров превышает 1 млн квадратных футов. Как видите, у нас большой бизнес.

А.Е. Какие из перечисленных бизнес-направлений представлены в России и СНГ?

К.С. Помимо продажи автомобилей марки TATA в России и других странах СНГ сейчас представлено телекоммуникационное направление нашего холдинга. ТАТА Communications вышла на местный рынок два года назад – после приобретения канадского магистрального оператора Teleglobe, который уже более десяти лет активно работал в вашей стране. Таким образом, мы имеем в России клиентов с двенадцатилетним стажем. Сейчас в московском представительстве TATA Communications трудятся четыре менеджера.

А.Е. Кто ваши клиенты в мире и России?

К.С. TATA Communications является поставщиком телекоммуникационных услуг для операторов связи и корпораций. Возможности нашей сетевой инфраструктуры используют 1,5 тыс. глобальных сервис-провайдеров, 600 операторов мобильной связи, 500 ISP в 150 странах. В Индии мы предоставляем услуги всем компаниям из списка Fortune 1000 of India, а также 5 тыс. средним и малым предприятиям.

А.С. В России и СНГ наше представительство обслуживает более сотни клиентов, большинство из которых - телекоммуникационные операторы и сервис-провайдеры. TATA Communications предоставляет им международные каналы, доступ к Internet, услуги MPLS, managed services, а также сервисы терминации голосовых потоков, трафика данных и др.

А.Е. Какие цели ставит перед собой компания на нашем рынке?

К.С. В перспективе мы планируем упрочить свое положение в России и СНГ, получив новых заказчиков в корпоративном сегменте.

А.С. Пока абсолютное большинство местных клиентов представляют телекоммуникационную индустрию, но мы хотели бы диверсифицировать свой бизнес, предложив услуги крупным промышленным предприятиям и коммерческим компаниям. Этой цели будет служить открытие в ближайшей перспективе точки присутствия сети Tata Communications в России; она к тому же упростит операторам связи и сервис-провайдерам доступ к нашим услугам. Кроме того, нам понадобится надежный стратегический партнер, который поможет сконструировать эффективные инструменты взаимодействия с местными корпоративными заказчиками.

А.Е. И каким TATA видит будущего партнера в России?

К.С. Мы ведем активный поиск и надеемся заключить взаимовыгодный контракт с одним или несколькими крупными российскими операторами связи. Полагаю, это будет компания федерального уровня, сетевая инфраструктура которой охватывает территорию всей страны. Желательно, чтобы будущий партнер обладал достаточным опытом обслуживания бизнес-заказчиков и имел обширную клиентуру в данном сегменте рынка.

А.Е. Известны примеры крупных инвестиций ТАТА на зарубежных рынках. Так, в июне текущего года холдинг приобрел 50% акций оператора China Enterprise Communications (CEC). Возможны ли подобные сделки в России, и какие инвестиции в российский рынок запланированы на ближайшее время?

К.С. В феврале TATA Communications объявила о намерении в ближайшие три года инвестировать 2 млрд долл. в развитие своей деятельности в Индии и других развивающихся странах. Несомненно, часть запланированных инвестиций осядет в регионе Россия/СНГ, но я пока не могу сказать, какая именно. Мы будем внимательно следить за развитием вашего рынка и своевременно реагировать на изменения, используя организационные и инвестиционные механизмы. Что же касается возможного приобретения доли одного из российских операторов, скажу так: пока конкретных планов на сей счет у нас нет, но в перспективе возможность подобных сделок не исключена. С точки зрения инвестиционной привлекательности особых различий между рынками Китая и России я не вижу.