Среди плюсов для клиента – возможность сконцентрироваться на бизнесе, а не на развитии и поддержании ИТ-инфраструктуры. Помесячная плата избавляет от необходимости покупки ПО и оборудования, найма высокооплачиваемых специалистов. Теперь малый бизнес может получать технические услуги, которые раньше были доступны только крупным корпорациям.

По ряду признаков модель SaaS напоминает известную с конца 90-х годов Application Service Providing (APS). Однако SaaS имеет дело именно с Web-технологиями и поддерживает режим использования одного экземпляра программного обеспечения для параллельного обслуживания нескольких клиентов. Провайдер отвечает за развертывание ПО, управление им и его поддержку на протяжении всего жизненного цикла. Для применения в рамках SaaS изначально создаются многие виды программных продуктов, например CRM, приложения коллективной работы, HR- и почтовые системы.

Однако SaaS не лишена шероховатостей. Основные из них — обеспечение соответствия правовым нормам, требованиям безопасности и конфиденциальности. Многих заказчиков удерживает от реализации CRM-систем в режиме SaaS боязнь передавать информацию о своей клиентской базе третьим лицам.

Наивно было бы полагать, что Microsoft собирается сдавать позиции без боя. Ее специалисты разработали собственную модель продвижения ПО под названием Software+Service (S+S). Эта технология является «золотой серединой» между «десктопными» версиями продуктов и полным переводом всех вычислений в «облако». Software+Services предоставляет клиенту возможность выбора схемы развертывания ПО: локально, в режиме on-line-сервиса либо в гибридном режиме (комбинация Internet и локальных сервисов Microsoft или ее партнеров).

Советник по платформенной стратегии Microsoft Дмитрий Мартынов считает, что в обозримом будущем на рынке ПО возобладает модель, которая допускает свободное переключение между локальными и Internet-сервисами. При этом нельзя исключать и работы пользователей в режиме off-line. Мартынов сослался на данные IDC, согласно которым к 2011 году до 25% всех новых бизнес-приложений будут выходить на рынок в виде онлайновых сервисов, а это, ни много ни мало, составит примерно 11 млрд долл. По мнению аналитиков, Россия будет отставать от общемировых тенденций развития SaaS, в основном из-за доступности пиратского ПО и опасений насчет сохранности данных.

Среди корпоративных продуктов Microsoft, соответствующих стратегии S+S, можно назвать пакет Business Productivity Online Services, который включает в себя Exchange Online, SharePoint Online и Office Communications Online. В виде сервиса доступен и Microsoft Dynamics CRM.

Частным клиентам адресованы продукт Windows Live Mail (для доступа к почтовой службе Hotmail), антивирусные средства Windows Live OneCare и интерактивное игровое сообщество Xbox Live. Недавно вышла русская бета-версия Office Live Workspace (дополнения к Microsoft Office), позволяющая хранить и просматривать документы в режиме on-line при коллективном доступе до 100 пользователей.

Хостинг-партнеры корпорации уже давно предлагают сервисные версии Windows Server, SQL Server и бизнес-приложений Dynamics. Почтовые сервисы на базе Exchange реализованы как решение Hosted Messaging and Collaboration.

Сейчас тестируются еще несколько продуктов Microsoft, выполненных в соответствии с канонами SaaS: это SQL Server Data Services (высокомасштабируемое хранилище данных), BizTalk Services (сервисы идентификации и взаимодействия) и Live Mesh (сервис синхронизации разных абонентских устройств - ПК, смартфонов, ноутбуков и т. д.

Microsoft работает с клиентами исключительно через партнеров, поэтому для реализации новой концепции должна разъяснить им новые принципы совместной работы. Это может быть и традиционная схема хостинга, и возможность получения прибыли от рекламы, встраиваемой в программные сервисы. Microsoft предоставляет партнерам готовую технологическую платформу, поверх которой они могут разрабатывать свои бизнес-приложения для конкретных клиентов. Microsoft надеется в процессе продвижения концепции обрести навыки работы с новыми типами партнеров и приблизиться к конечному пользователю.

Ее концепция уже нашла применение в России. Например, компания «МСС-Поволжье», работающая под торговой маркой «МегаФон», внедрила систему оперативного отображения на интерактивной карте местности информации о местоположении и состоянии базовых станций. В приложение интегрирован картографический сервис Microsoft Virtual EarthTM-6. Фирмы DocsVision и Parking.ru создали S+S-решение, позволяющее автоматизировать управление документами и процессами предприятия через Internet на базе технологической платформы Microsoft. А завод «Кроностар» реализовал фильтрацию входящей и исходящей электронной почты при помощи on-line-службы Microsoft Exchange Hosted Filtering.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями