Прокладку подводного кабеля у берегов Японии осуществляет специально построенное судно Subaru, принадлежащее NTT

Подводные землетрясения особо опасны, поскольку способны порождать цунами. В прошлом Япония не раз подвергалась нашествию смертоносных волн.

Новый волоконно-оптический кабель намечено проложить в 220 км от южного побережья Японии, вблизи префектуры Шизуока — в области, где сейсмологи уже долгое время с высокой степенью вероятности прогнозируют крупное землетрясение. К кабелю прилагаются девять больших насадок, каждая из которых имеет 2 м в длину и 26 см в ширину. Такие насадки специально разработаны для этого проекта инженерами NEC.

В пяти насадках размещаются датчики землетрясения, в трех — датчики цунами, а еще одна будет управляет сигнальным реле, которое отвечает за передачу информации с самой дальней точки кабеля на берег. После поступления на берег сигналы пересылаются дальше, в центры обработки, расположенные в Токио и Осаке. Эти два города находятся в нескольких сотнях километров друг от друга, поэтому, как предполагается, даже если один из центров пострадает от землетрясения, другой продолжит работать. Собираемые данные помогут лучше определить эпицентр и область действия землетрясения, оценить вероятность возникновения цунами.

Как правило, информация об эпицентре и интенсивности землетрясения распространяется JMA и транслируется по телевидению уже через две-три минуты после его регистрации.

Среди последних новшеств — система раннего предупреждения, которая распространяет соответствующую информацию за несколько секунд до возникновения сильных толчков. Система контролирует быстрое перемещение воды, а появление слабой первичной волны позволяет быстро выявлять приблизительное место эпицентра, интенсивность землетрясения и заранее рассылать предупреждения о возможности появления более разрушительных вторичных волн.

Недавно система предупреждения примерно за 13 с до сильных подземных толчков разослала уведомления миллиону жителей города Сендай, расположенного на севере Японии. Пока система не в состоянии своевременно уведомлять всех, кто находится в непосредственной близости от эпицентра, но в конце октября прошлого года первые такие средства уже были введены в эксплуатацию.

Прокладку нового кабеля осуществляет судно Subaru, которое специально построено для подводных работ и принадлежит крупнейшему телекоммуникационному оператору NTT. Корабль отправляется в путь из порта Йокогамы. Перед отплытием судна его владельцы пригласили на борт журналистов и продемонстрировали им работу систем.

Кабель располагается в большом круглом хранилище, которое занимает несколько отсеков в центре корабля. На первом этапе на судне разместили 220 км кабеля, но оно способно нести на борту до 5 тыс. км. Словно нитка, выходящая из центра мяча, кабель поднимается на палубу, затем с помощью шкивов и передаточных механизмов транспортируется на корму, после чего скрывается в пучине океана. На глубине кабель покоится непосредственно на дне океана, но ближе к берегу необходимо вырыть траншею, чтобы обеспечить его защиту от повреждений.